Решение суда о возложении обязанности включить, в специальный трудовой стаж периода работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения № 2-967/2017 ~ М-762/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2 – 967/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2017 года г.Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре Квас И.В., с участием представителя ответчика Максимчевой А.Ю. (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрелковой И.Е. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о возложении обязанности включить, в специальный трудовой стаж периода работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Стрелкова И.Е. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периодов работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. Требования мотивированы тем, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, причиной отказа явилось недостаточность страхового стажа, поскольку решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) исключены из стажа лечебной деятельности следующие периоды трудовой деятельности Стрелковой И.Е.: с ДД.ММ.ГГГГ. в должности акушерки в палате патологии в Роддоме №1 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. - в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

На основании изложенного, ссылаясь на незаконность принятого ответчиком решения, истец просит суд возложить на ответчика обязанность включить, в специальный трудовой стаж спорные периоды работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Истец Стрелкова И.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки неизвестны.

Представитель ответчика, по доверенности Максимчева А.Ю., просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по изложенным в возражениях основаниям.

Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ – каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч. 2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 ч. 1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой–либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.08.2016г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности более 30 лет.

Решением ГУ УПФРФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г.Саратова № от ДД.ММ.ГГГГ года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, причиной отказа явилось то, что ответчик решением заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года) исключил из стажа лечебной деятельности периоды работы Стрелковой И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ. в должности акушерки в палате патологии в Роддоме №1 в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ полагая, что законодательство не предусматривает права истца на включение указанных периодов в стаж для назначения досрочной пенсии.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.

Статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Аналогичные положения закреплены в п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу подпункта 20 п.1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 об исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона РФ N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно разъяснениям изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Аналогичная правовая позиция отражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N 197-О.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 2) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

На основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, (ч. 2 ст. 30 ФЗ N 400 от 28 декабря 2013 г.)

Судом установлено, что истец получила специальность акушерки, изложенное подтверждается копией диплома МТ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), была принята на работу в Роддом №1 на должность акушерки отделения патологии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39). Согласно трудовой книжке №, Стрелкова И.Е. работала в должности акушерки в отделении палаты патологии в Роддоме №1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.39-44).

В указанный период времени (с 1989г. по 1992г.) действовал Список профессий, должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, в соответствии с которым, право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Исходя из п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и пп. "б" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в перечни структурных подразделений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев входят отделения хирургического профиля (акушерские, гинекологические, родовые (родильные), должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.

Больничные учреждения всех типов входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшему до 1 октября 1993 года.

Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983г. № 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, также установлены штатные нормативы должности акушерок в отделении (палатах) патологии беременности (п. 1.2.1.4.)

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 года № 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" стационар родильного дома включал в себя родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.

Согласно Приказу Минздрава РФ № 28 от 29.01.1999г., утвердившему перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям.

Согласно Информационному письму Минтрудсоцразвития РФ от 17 июля 2001 года № 2954-16 и Пенсионного фонда РФ 23 июля 2001 года № 06-25/6023 при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение по Списку 1991 года за периоды до 01 ноября 1999 года применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377.

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология, утвержденному Приказом Минздрава России от 01 ноября 2012 N 572н, медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовой период оказывается в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Письмом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1997г. "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" послеродовое и послеродовое физиологическое отделение родильного дома являются акушерским обсервационным отделением, отделение патологии беременности (беременных) родильного дома является акушерским отделением патологии беременности и относятся к хирургическому профилю стационара.

Как следует из тарификационного списка врачей и среднего медицинского персонала Родильного дома №1 за 1992 год в роддоме имелись следующие структурные подразделения и, соответственно, должности врачей и среднего медицинского персонала. Общебольничный персонал: главный врач, врач-терапевт, главная медсестра, диетсестра, медстатист, медрегистратор, дезинфектор. Стационар. Родильное отделение: заведующий родильным отделением, врач акушер-гинеколог, старшая акушерка, акушерка. Родильная комната: акушерка. Отделение патологии беременных: заведующий отделением, врач акушер-гинеколог, старшая акушерка, акушерка. Операционная: врач-анестезиолог, медсестра операционная, медсестра-анестезистка. Отделение новорожденных: заведующий отделением, врач-педиатр, старшая медсестра, медсестра. (л.д. 45-55)

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в перечень должностей по Роддому №1 на выплату за вредность входило отделение патологии беременных (л.д. 56).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, учитывая, что истец работала в спорные периоды акушеркой в Роддоме №1, в составе которого имелось отделение патологии беременных, которое относится к отделениям хирургического профиля, суд приходит к выводу, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ. подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, поскольку истец осуществляла непосредственно работу акушерки и акушерки палатной в отделении патологии беременных.

Статья 236 КЗоТ РФ и статьи 212, 303 ТК РФ устанавливают, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся медицинские работники.

Таким образом, пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ РФ, ни ТК РФ, ни Законы Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» «О трудовых пенсиях в РФ», «О страховых пенсиях в РФ» и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников направленных лечебными учреждениями на курсы повышения квалификации.

Это означает, что медицинские работники, направленные на курсы повышения квалификации (усовершенствования) имеют право на государственное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 184 КЗоТ РФ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, администрация предприятия, учреждения, организации организует индивидуальное, бригадное, курсовое, и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

В соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988года, организация, учреждение устанавливают периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения. Типовое положение предусматривает и такой вид профессионального обучения как повышение квалификации. Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновлениях их теоретических и практических знаний и осуществляется на основе договоров, заключаемых общеобразовательными учреждениями с организациями всех видов и форм собственности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.

Согласно пункту Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст.ст. 112,240-1,243 КЗОТ РФ, и ст.ст. 187,196 ТК РФ, при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж.

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487-1, действовавших до 01 января 2012 года правом на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации обладали лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, которое проводится по усмотрению работодателя и на основании его приказов. При направлении работников на повышение квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж, работодатель производит страховые отчисления в пенсионный фонд.

Судом установлено, что в спорный период истец направлялась на курсы повышения квалификации (усовершенствования), что не оспаривается сторонами и подтверждается документами, представленными суду. В период нахождения на курсах повышения квалификации, истцу начислялась заработная плата. Доказательств обратного ответчиком представлено не было.

Как следует из материалов дела, Стрелкова И.Е. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. -

В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В силу п. 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения считать за 1 год и 6 месяцев.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. I), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, имевший место в период действия приведенных выше Законов, также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Также, исчисление специального стажа предусматривалось для акушерок Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (пункт 3 Правил). Названные Правила действовали в период работы Стрелковой И.Е. в должности акушерки и нахождения ее при этом в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ.

Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Стрелковой И.Е. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Исходя из п. 1 и п. 2 ст. 22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

При оспаривании решений пенсионного органа в суде требования граждан относятся к категории исков о признании права на пенсию.

В связи с включением вышеуказанных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии, суд считает, что за истцом следует признать право на назначение страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию с 22.08.2016г.

Кроме того, согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось

решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины не имеется, поэтому с него в пользу Стрелковой И.Е. следует взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Исковые требования Стрелковой И.Е. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о возложении обязанности включить, в специальный трудовой стаж периода работы, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, удовлетворить.

Признать незаконными решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. в части исключения из стажа лечебной деятельности Стрелковой И.Е. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности акушерки в палате патологии в Роддоме №1 в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. - в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, включить Стрелковой И.Е. в трудовой стаж: периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности акушерки в палате патологии в Роддоме №1 в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев, периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. - в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев и назначить Стрелковой И.Е. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ

Судья    З.А.Левина