Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1799/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2017 года г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи БутенкоГ.Е.
при секретаре Орловой В.Н.,
с участием истца Кучиной Т.Н.,
представителя истца Прохановой М.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком полномочий шесть месяцев,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кучиной Т.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Кучина Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию. В обоснование исковых требований указала, что 01.07.2016 она обратилась в ГУ-УПФР в Томском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением ГУ-УПФР в Томском районе Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы. В стаж педагогической деятельности не были включены периоды с 01.09.2010 по 07.06.2012 в должности заместителя директора по учебной работе в средней школе №; с 08.06.2012 по 14.09.2015 в должности директора в средней школе №. Общая продолжительность периодов 5 лет 14 дней. С решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии она не согласна, считает, что в период выполнения обязанностей заместителя директора за ней сохранялась педагогическая нагрузка учителя начальных классов. Согласно тарификационным спискам за период 2010-2011 учебный год она имела нагрузку как учитель начальных классов в объеме 27 часов в неделю. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ нагрузка как учителя начальных классов составляла 9 часов в неделю. Фактически ею совмещались две должности - учителя начальных классов и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Ответчиком включены в специальный стаж истца периоды работы в должности учителя начальных классов в период времени, когда она не являлась заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Из приложенных к исковому заявлению документов следует, что после назначения заместителем директора по учебно-воспитательной работе, нагрузка в качестве учителя начальных классов осталась прежней, и в случае, если бы она не заняла должность заместителя директора, то спорный период был бы включен в ее специальный стаж. Ответчиком необоснованно исключен из специального стажа период работы с 08.06.2012 по 14.09.2015 в должности директора в средней школе №, поскольку факт учебной нагрузки в объеме 12 часов в неделю подтверждается документально. Истец указывает, что объем педагогической нагрузки значительно превышает минимальный объем, установленный п.п. «а» п. 8 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она выработала необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Истец, ссылаясь на п. 19 ч. 1 ст. 30, ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», просит обязать ответчика включить в страховой стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности, предусмотренный п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.09.2010 по 07.06.2012 в должности заместителя директора по учебной работе с нагрузкой учителя начальных классов в средней школе №, с 08.06.2012 по 14.09.2015 в должности директора в средней школе № и назначить страховую пенсию по старости досрочно с 01.07.2016.
В судебном заседании истец Кучина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в спорный период времени она совмещала исполнение обязанностей учителя начальных классов и должность заместителя директора по учебной работе с фактическим сохранением полной нагрузки учителя начальных классов, поскольку ставку учителя начальных классов невозможно разделить, возможно, что часы нагрузки были уменьшены работодателем для того, что бы она могла исполнять обязанности заместителя директора.
Представитель истца поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также устные пояснения своей доверительницы.
Определением судьи от 22.06.2017 произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области на надлежащего ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное).
Ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) в судебное заседание своего представителя не направил, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее представленном отзыве на исковое заявление ответчик поддержал законность решения ГУ-УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Кучиной Т.Н. страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 62-66).
Из отзыва на исковое заявление следует, что исковые требования Кучиной Т.Н. ответчик не признает, указывая, что период работы истца с 01.09.2010 по 07.06.2012 в качестве заместителя директора по учебной работе средней школы № не может быть учтен в стаж педагогической деятельности, поскольку документально не подтверждены условия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 8 Правил № 781 (выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, то есть на полную ставку). В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил № работа в должности директора общеобразовательной школы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, начиная с 1 сентября 2000 года при ведении преподавательской работы в том же или другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). По мнению ответчика, период работы истца с 08.06.2012 по 14.09.2015 в качестве директора средней школы № не может быть учтен в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку не подтверждены условия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 8 Правил № 781 (отсутствие факта ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю).
Заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кучиной Т.Н. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 5 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» установлено, что педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кучина Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ – УПФР в Томском районе Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с наличием, по ее мнению, 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В подтверждение права на досрочную трудовую пенсию Кучиной Т.Н. были представлены трудовая книжка (в том числе ее копия), заполненная ДД.ММ.ГГГГ; архивные выписки из приказов, информация из личного страхового счета Кучиной Т.Н., выданная ...; свидетельство о государственной перерегистрации юридического лица ... от ДД.ММ.ГГГГ; Устав средней общеобразовательной школы имени ...; сведения о начислении заработной платы Кучиной Т.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сведения о начислении заработной платы Кучиной Т.Н. за период с июня 2012 года по сентябрь 2015 года; копия тарификационного списка за 2010-2011 учебный год; выписка из тарификации за 2010-2016 учебные года на Кучину Т.Н., а также документы, подтверждающие изменение фамилии и рождение детей (л.д. 10-15).
Решением ГУ – УПФР в Томском районе Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Кучиной Т.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитано 23 года 8 мес. 21 день (л.д. 9, 10-15).
Как следует из пояснений истца, решения пенсионного органа, в специальный стаж Кучиной Т.Н. не засчитан периоды работы с 01.09.2010 по 07.06.2012 в качестве заместителя директора по учебной работе средней школы №, т.к. не подтверждено выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Кроме того, в решении ответчика указано, что сведения о выполнении Кучиной Т.Н. работы в качестве заместителя директора за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в справке от ДД.ММ.ГГГГ № ... не отражены. Факт одновременного осуществления Кучиной Т.Н. в период работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе и педагогической деятельности по должности учителя начальных классов с установленной учебной нагрузкой в объеме полной ставки заработной платы, не дает оснований рассматривать данную деятельность, как работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 14).
Что касается периода работы Кучиной Т.Н. с 08.06.2012 по 14.09.2015 в качестве директора средней школы ..., то этот период не включен пенсионным органом в специальный стаж, поскольку, по мнению ответчика, не подтверждены условия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 8 Правил № 781 (отсутствие факта ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю). Справка от ДД.ММ.ГГГГ № Майлуу-Сууйского городского отдела образования не может быть учтена в качестве подтверждения ведения Кучиной Т.Н. в качестве директора школы преподавательской работы, поскольку не содержит сведения о тарификационных списках. Приказы, содержащие сведения об учебной нагрузке директора школы Кучиной Т.Н., не представлены.
Суд с доводами ответчика согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Согласно трудовой книжке Кучиной Т.Н. №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-21), истец 26.08.1987 была назначена учителем начальных классов в среднюю школу № (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), 02.09.1996 на основании приказа № переведена учителем начальных классов в среднюю школу №, 01.09.2010 назначена заместителем директора по учебной работе средней школы № (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), 08.06.2012 на основании приказа № назначена директором средней школы ...; 15.09.2015 освобождена от занимаемой должности и переведена учителем начальных классов средней школы № (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, засчитываются периоды работы в должностях заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным процессом), учителя (п. 1 раздела «Наименование должностей»). Разделом «Наименование учреждений» указанного Списка, пунктом 1.1 предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы № в соответствии с законом об образовании Кыргызской Республики, как образовательное учреждение проводит свою деятельность на основе законов Кыргызской Республики (п. 1.2), считается государственным учреждением, дающим слушателям бесплатное образование по государственному стандарту и учитывающим творческие способности личности (п. 1.3, л.д. 180). Задачей и целью общеобразовательной школы является предоставление учащимся общего среднего образования, отвечающего современным требованиям научно-технического прогресса (п. 2.1).
Средняя школа ..., работающая по государственному стандарту народного образования, охватывает 3 ступени образования: 1 ступень (начальное образование) – 1-4 классы; 2 ступень (основное образование) – 5 – 9 классы; 3 ступень (среднее образование) – 10 – 11 классы (п. 3.1). Учащиеся, окончившие 9-й класс, получают свидетельство об основном общем образовании. Учащиеся, успешно окончившие 11 класс, получают аттестат об общем среднем образовании (п. 3.9, л.д. 182).
Таким образом, учреждение, в котором осуществляла педагогическую деятельность Кучина Т.Н., является общеобразовательным государственным учреждением, предусмотренным Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Из пункта 4 Правил, утвержденных названным постановлением, следует, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Одно из таких исключений содержится в подпункте «б» пункта 8 Правил, согласно которому в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в том числе школ всех наименований, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул в Определении от 18.10.2012 № 1882-О, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени.
Статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (действовавшему на момент осуществления педагогической деятельности истца) предусмотрена норма часов преподавательской работы за ставку заработной плату учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений - 20 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2010 по 07.06.2012 в качестве заместителя директора по учебной работе средней школы №, пенсионный орган указал на то, что истцом не подтверждено выполнение работы за должностной оклад в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, а факт одновременного осуществления Кучиной Т.Н. в период работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе и педагогической деятельности по должности учителя начальных классов с установленной учебной нагрузкой в объеме полной ставки заработной платы, не дает оснований рассматривать данную деятельность, как работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (л.д. 14). Вместе с тем, согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Кучина Т.Н., учитель начальных классов средней школы им. ФИО6, назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). В качестве основания такого назначения указана производственная необходимость. Выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Кучиной Т.Н., как завучу по учебно-воспитательной работе, была установлена нагрузка – 0, 5 ставки (л.д. 21).
Из тарификационных списков на 2010-2011 учебный год следует, что Кучиной Т.Н., как учителю начальных классов, была установлена учебная нагрузка в объеме 27 часов в неделю (л.д. 29-30), на 2011-2012 учебный год – 9 часов в неделю урочной нагрузки (I – IV кл.) и 4 часа – подготовительная работа, 10 часов – внеурочная работа (л.д. 35-36).
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Кучина Т.Н. была протарифицирована на 1 ст. директора, 9 час. в неделю учителя начальных классов, и 0, 5 ст. завуча по УР (л.д. 34).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ..., следует, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе (приказ Майлуу-Сууйского городского отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ №, работала с сохранением педагогической нагрузки учителя начальных классов. С 01.09.2010 по 31.12.2010 педагогическая нагрузка составляла – 201, 6 часа; с 01.01.2011 по 31.12.2011 – 453 часа; с 01.01.2012 по 07.06.2012 педагогическая нагрузка учителя начальных классов составляла – 302, 4 часа (л.д. 16).
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в разных должностях, включенных в Список, на основании отдельно заключенных трудовых договоров по каждой из должностей или путем издания приказа по образовательному учреждению о выполнении преподавательской работы в необходимом объеме.
Факт работы истца на преподавательской должности (учитель начальных классов) с выполнением нормы педагогической нагрузки в период ее работы с 01.09.2010 по 07.06.2012 в качестве заместителя директора по учебной работе средней школы № подтвержден представленными тарификационными списками, приказами по образовательному учреждению, на основании чего суд приходит к выводу, что период работы Кучиной Т.Н. с 01.09.2010 по 07.06.2012 в средней школе № в должности учителя начальных классов на 1 ставку подлежит включению в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1. ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Кроме этого, суд учитывает, что пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Что касается работы в должности директора школы, то подпунктом «а» пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, разъяснено, что в стаж работы засчитывается работа в должности директора за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 г., засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Из трудовой книжки Кучиной Т.Н. следует, что в период с 08.06.2012 по 14.09.2015 она работала директором средней школы № (л.д. 19). Аналогичная информация содержится в справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ... (л.д. 16). Кроме того, из этой же справки следует, что Кучина Т.Н. была назначена директором средней школы № и работала с сохранением педагогической нагрузки учителя начальных классов. С 08.06.2012 по 31.12.2012 педагогическая нагрузка учителя начальных классов составляла 264 часа; с 01.01.2013 по 31.12.2013 – 453 часа; с 01.01.2014 по 31.12.2014 – 467, 2 часа; с 01.01.2015 по 15.09.2015 – 359, 1 часа (л.д. 16-17).
Факт ведения преподавательской работы Кучиной Т.Н. в указанный период подтверждается тарификационными списками с 02.05.2012, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 33-34), тарификационными списками на 2012-2013 учебный год (л.д. 38-39), тарификационными списками на 2013-2014 учебный год (л.д. 41-43), тарификационными списками на 2014-2015 учебный год (л.д. 44-45).
Более того, согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Кучина Т.Н. в связи с увольнением с должности директора школы перетарифицирована с 12 часов на 30 часов в 1-4 классах (л.д. 49).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Кучина Т.Н., работая с 08.06.2012 по 14.09.2015 директором средней школы №, осуществляла преподавательскую деятельность в той же школе в объеме не менее 6 часов в неделю, следовательно, спорный период работы также подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, на момент обращения истца в пенсионный орган, специальный педагогический стаж Кучиной Т.Н. составлял с учетом включенных ответчиком периодов суммарной продолжительностью 23 года 08 мес. 21 день, более 25 лет, т.е. на 01.07.2016 истец имела необходимый для назначения досрочной пенсии специальный стаж, следовательно, требование истца обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, т.е. с 01.07.2016, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании указанных положений процессуального закона, а также пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Кучиной Т.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы Кучиной Т.Н.:
- с 01.09.2010 по 07.06.2012 - в должности заместителя директора по учебной работе в размере 0, 5 ставки с выполнением учебной нагрузки учителя начальных классов на 1, 0 ставку в средней школе №;
с 08.06.2012 по 14.09.2015 в должности директора в средней школе №.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) назначить Кучиной Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2016.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) в пользу Кучиной Т.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Е. Бутенко