Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-4760/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи О.В. Бирюковой
при секретаре Н.С. Матанцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Истица ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что в марте 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением ответчика от 14.07.2017г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Считает решение не законным. Просит признать Протокол заседания Комиссии № от 14.07.2017г. незаконным, обязать ответчика включить в льготный стаж ФИО3 периоды работы с 01.04.1985г. по 07.09.1985г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.04.1989г., с 01.07.1986г. по 02.07.1986г., с 12.09.1986г. по 12.09.1986г. в должности медицинской сестры <адрес>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 27.03.2017г. в должности старшей медицинской сестры в <данные изъяты>», обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с момента подачи заявления в пенсионный фонд РФ; взыскать с ответчика в свою пользу расходы на оплату юридических услуг в размере 8000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб..
В судебном заседании истица ФИО3 пояснила, что не настаивает на требованиях о включении в ее льготный стаж периодов работы с 01.04.1985г. по 07.09.1985г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.04.1989г., с 01.07.1986г. по 02.07.1986г., с 12.09.1986г. по 12.09.1986г. в должности медицинской сестры <данные изъяты>, так как ответчик включил в льготный стаж периоды ее работы, и льготный превышает 5 лет. При включении в льготный стаж периода работы в <данные изъяты>» она будет иметь право на досрочную пенсию, если данный период не будет включен, то не имеет смысла включать в льготный стаж периоды ее работы в должности медицинской сестры <данные изъяты>, так как льготного стажа для назначения досрочной пенсии все равно будет не достаточно. Считала, что она заслуживает назначения досрочной пенсии. Она исполняла все те-же функции, что и медицинские сестры в учреждениях здравоохранения, и только из-за того, что учреждение, где она работает не является учреждением здравоохранения, ей отказано в назначении досрочной пенсии.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя управления, в иске отказать.
Выслушав истицу, свидетеля, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд установил, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес> Ульяновской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» 11.05.2016г..
Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, комиссия приняла решение отказать ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Из протокола следует, что в специальный стаж, в том числе, не засчитаны периоды с 01.04.1985г<данные изъяты> Большешемякинской участковой больницы, так как правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ предусматривают применение льготного порядка исчисления стажа только в отношении работы, тогда как ФИО3 в указанные периоды находилась в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет и в отпусках без сохранения заработной платы; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 27.03.2017г. в должности старшей медицинской сестры в <данные изъяты>», так как данное учреждение не предусмотрено списками.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).
Уставом <данные изъяты>» предусмотрено, что данное учреждение является общеобразовательной организацией.
Учитывая, что в спорный период истица не работала с ДД.ММ.ГГГГ по 27.03.2017г. в должности старшей медицинской сестры в учреждении здравоохранения, дающей право на назначение пенсии в льготном порядке, оснований для включения указанного периода в стаж, дающий право на ее назначение, не имеется.
Показания свидетеля ФИО5 о том, что истица в ОКГОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № <адрес>» осуществляла медицинскую деятельность не могут быть положены в основу решения, при этом суд учитывает, что отказ ответчика связан не с осуществлением медицинской деятельности истицы а с категорией учреждения, в котором она осуществляла указанную деятельность.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в данной части является законным и обоснованным, поскольку в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Относительно требований истицы о включении в льготный стаж периодов работы с 01.04.1985г. по 07.09.1985г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.04.1989г., с 01.07.1986г. по 02.07.1986г., с 12.09.1986г. по 12.09.1986г. в должности медицинской сестры <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Таким образом, законом прямо предусмотрено, что периоды работы после 01.11.1999 подлежат зачету в специальный стаж только на основании вновь утвержденных Списков, ранее же действовавшие Списки неприменимы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
На основании Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, согласно которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Ответчиком в специальный стаж истицы засчитан период нахождения ее в отпуске по беременности и родам (период на который ей выдан больничный и выплачено пособие по беременности и родам).
Поскольку указанные периоды различны по своему правовому регулированию, соответственно включение периода отпуска по беременности и родам в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однозначно не влечет включение в указанный стаж в последующем предоставленного периода отпуска по уходу за ребенком.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенные нормы права, а также то, что, что истица в ходе судебного разбирательства не настаивала на удовлетворении требований о включении периодов работы 01.04.1985г. по 07.09.1985г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.04.1989г., с 01.07.1986г. по 02.07.1986г., с 12.09.1986г. по 12.09.1986г. в должности медицинской сестры <данные изъяты> в льготный стаж, в связи с тем, что при включении периодов работы истицы 01.04.1985г. по 07.09.1985г., с ДД.ММ.ГГГГ по 28.04.1989г., с 01.07.1986г. по 02.07.1986г., с 12.09.1986г. по 12.09.1986г. в должности медицинской сестры <данные изъяты>, льготного стажа истицы будет недостаточно, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в удовлетворении требований истицы следует отказать в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении требований отказано в полном объеме, оснований взыскания судебных расходов с ответчика в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова