Решение суда о возложении обязанности включения в страховой стаж периода нахождения на инвалидности, возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Подлинник Дело № 2- 1215/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2017 года

Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре судебного заседания Шептур А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о возложении обязанности включения в страховой стаж периода нахождения на инвалидности, возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без ограничения времени,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к УПФР в Ново-Савиновском районе г.Казани о возложении обязанности включения в страховой стаж периода нахождения на инвалидности, возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без ограничения времени.

В обосновании иска указал, что он является инвалидом 2 группы вследствие радиационного воздействия, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий на ЧАЭС. С --.--.---- г. по состоянию здоровья не работает и не был трудоустроен с момента установления инвалидности 2 группы.

Истец указывает, что при определении размера пенсии по старости в страховой стаж не был включен период нахождения на 2 группе инвалидности. При этом, решением №-- от --.--.---- г.г. ответчик указал, что, не имея страховой стаж 25 лет, истец не может претендовать на получение второй пенсии.

Однако, как полагает истец, в соответствии с действующим законодательством, пенсия по старости ему должна быть назначена, как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации Чернобыльской катастрофы на 10 лет раньше, а именно при достижении им с 50 лет.

При этом, как указывает истец, его заявление о включении в страховой стаж периода нахождения на инвалидности ответчик своим письмом от --.--.---- г.г. за №-- оставил без удовлетворения.

Ссылаясь на изложенное, истец просит возложить на ответчика обязанность включения в страховой стаж периода нахождения на инвалидности, возложить на ответчика обязанность производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и обязать выплатить задолженность по недополученной пенсии без ограничения времени.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчик с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.

С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 36 приведенного Закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Аналогичные правовые основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указанной категории получателям государственной пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, предусматривались и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

--.--.---- г. истцу установлена вторая группа инвалидности, согласно справке ВТЭК причина инвалидности – увечье получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. Инвалидность подтверждена при очередных переосвидетельствованиях, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

--.--.---- г. инвалидность истцу установлена бессрочно, группа инвалидности и ее причины остались неизменными. Истец является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 января 2002г., как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При обращении истца --.--.---- г.г. в ГУ УПФР решением пенсионного органа ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» по причине отсутствия необходимого для назначения возраста.

Как следует из пояснений представителя истца, при оценке пенсионных прав истца в страховой стаж не был включен период нахождения истца на 2 группе инвалидности, что, по мнению представителя истца, противоречит действующим нормам законодательства, так как пенсия по старости истцу должна быть назначена, как лицу, принимавшему участие в работах по ликвидации Чернобыльской катастрофы на 10 лет раньше, а именно при достижении им возраста 50 лет.

Вместе с тем, указанные доводы представителя истца суд находит не состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм законодательства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания гражданина инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 95 (п. 14) среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством РФ.

Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.

В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 г. № 17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний - п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, - п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п. 12). При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая, в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы.

Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы».

Инвалидность вследствие военной травмы обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении обязанностей военной службы.

Пунктом 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В свою очередь на основании пп. 1 п. 3 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 15 данного ФЗ) и страховой пенсии по старости.

Часть 2 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 закрепляя условия пенсионного обеспечения инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, приравнивает их к инвалидам вследствие военной травмы и предоставляет им тем самым возможность пользоваться льготами в сфере пенсионного обеспечения, включая право на одновременное получение двух пенсий.

Следовательно, право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости - обусловлено и вытекает из установленной причины инвалидности «вследствие военной травмы».

Право на получение пенсии, как гражданину, ставшему инвалидом вследствие военной травмы, реализовано истцом в 2002 г., при этом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» у истца на день его обращения к ответчику, не возникло ввиду отсутствия необходимого для назначения возраста и страхового стажа.

В настоящем иске истец просит включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии период нахождения на инвалидности. Однако такой период подлежит включению в страховой стаж только при указании причин инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание» (п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1999 г. № 340-1 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В данном же случае причина инвалидности у истца иная, причислена к «военной травме», эта причина и определяет назначение двух пенсий, в том числе и страховой пенсии по старости.

Пунктом 1 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС по желанию гражданина в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»". Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (до 01.01.2002 г.) назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалось законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

В данном случае истец претендует на одновременное получение двух пенсий по инвалидности и страховой пенсии по старости, такое право по своему характеру является льготой для указанных в п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 лиц.

Следовательно, назначение пенсий по инвалидности и страховой пенсии по старости должно производиться только на основании пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», как пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, предусмотренной пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 этого ФЗ и страховой пенсии по старости, в соответствии с пп.3 п.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ».

Документально подтвержденный истцом на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж составил 19 лет 04 месяца 08 дней и наличие возраста 55 лет, что является менее установленного пп. 3 п. 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в страховой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы.

Поскольку требования о возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без ограничения времени являются производными от требований истца о включении в страховой стаж периода нахождения на инвалидности 2 группы, а потому, правовых оснований для удовлетворения данных требований также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований С. к Управлению пенсионного фонда России в Ново-Савиновском районе г.Казани о возложении обязанности включения в страховой стаж периода нахождения на инвалидности, возложении обязанности производства перерасчета с учетом включения периода нахождения на инвалидности и выплаты задолженности по недополученной пенсии без ограничения времени, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Курбанова Р.Б.