Решение суда о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и назначить пенсию в размере 23163 руб № 2-2303/2017 ~ М-2278/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2303/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2017 года                     город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи      Бутенко Г.Е.,

при секретаре              Маркиной Л.А.,         

с участием истца              Серебреникова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Серебреникова В.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и назначить пенсию в размере 23163 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Серебреников В.П. в окончательном варианте исковых требований обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и назначить пенсию в размере 23163 руб. В обоснование заявленных требований указал, что в июне 2009 года ему была установлена минимальная базовая пенсия в связи с отсутствием непрерывного стажа работы в течение 5 лет. Однако его срок службы в органах МВД СССР составил 5 лет 03 мес. 1 день. Срок службы в период 1971 года и девяти месяцев 1972 года выпадали на время учебы и отпуска, а практическая работа исчисляется с 01.10.1972 по 01.01.1976. Указывает, что учеба в Саратовской средней специальной школе милиции входит в стаж с 01.01.1971 по 01.10.1972, и это время следует считать службой в органах МВД СССР и исходить из средней заработной платы по стране в этот период. Указывает, что решить вопрос о включении периода учебы в непрерывный пятилетний стаж Пенсионный фонд не может. Полагает, что, исходя из собранных документов, размер его пенсии должен составлять 23163 руб., т.к. согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учеба в спецучреждениях считается службой в органах внутренних дел, поэтому у него имеется пятилетний период службы в органах внутренних дел, из которого должен быть исчислен размер пенсии.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в период учебы в Саратовской специальной средней школе милиции была предусмотрена и практическая служба, привлекали на дежурства, задержания. Период службы в органах МВД СССР ему включен в общий стаж, однако сведения по заработной плате за полный период с 01.01.1971 по 01.01.1976 он представить не смог. В связи с тем, что у него отсутствуют сведения о начисленной и выплаченной ему заработной плате за отдельные периоды, а также сведения о выплаченных ему суммах подъемных, считает, что для исчисления заработка для перерасчета пенсии возможно принять среднюю заработную плату по стране: за 1971 год в размере 130, 4 руб., за 1972 год – 135, 2 руб., подъемные в размере 2-х окладов – 306, 40 руб. Исходя из такого расчета общий заработок за 5 лет с 01.01.1971 по 01.01.1976 составляет 9809, 42 руб., соответственно средняя заработная плата за месяц составляет 163, 49 руб. Соотношение средней заработной платы по стране за март 2017 года со средней заработной платой за пятилетний период составляет 38483 руб. : 163, 49 руб. = 235, 40 руб. Следовательно, 1 руб. периода с 01.01.1971 по 01.01.1976 составляет 235, 40 руб. Работникам МВД пенсия исчисляется в размере не более 60 % от средней заработной платы; 1 % от средней заработной платы 163, 49 руб. составляет 1, 64 руб. х 60 % = 98, 4 руб. Размер пенсии составляет 98, 4 руб. х 235, 4 руб. = 23163 руб.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Платонов Ю.А., действующий на основании доверенности от 08.02.2017 сроком полномочий до 31.12.2017, полагал исковые требования Серебреникова В.П. не подлежащими удовлетворению, поскольку размер заработка истца с 01.10.1972 по 31.12.1975 позволил установить соотношение к среднему заработку по стране – 0, 763, в то время как максимальная величина соотношения заработков, учитываемая при расчете пенсий составляет 1, 2. Период прохождения Серебренниковым В.П. учёбы в Саратовской средней специальной школе милиции с 01.01.1972 по 01.10.1972 включён в стаж в календарном исчислении в общем периоде с 01.10.1970 по 01.01.1976. Далее данный период был уточнён с 01.10.1970 согласно справке от 23.07.2014 № С-356, выданной ГУ МВД России по Ставропольскому краю с 01.10.1970 (пр. № 215 от 30.09.1970) по 07.01.1976 (пр. № 790 от 22.12.1975), т.е. 05 лет 03 мес. 06 дней (л.д.67).

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Серебреникова В.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет трудового стажа.

Вышеназванным Федеральным законом в целях оценки пенсионных прав установлены конкретные периоды, за которые может быть учтен заработок застрахованного лица.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ - это периоды за 2000 - 2001 гг., подтверждаемые сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, и за любые 60 месяцев подряд, подтверждаемые документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в пункте 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепил правило, предусматривающее при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года применение к отношениям, возникшим до введения в действие данного Федерального закона, законодательства, действовавшего на момент приобретения пенсионных прав (абзац четвертый).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Такое правовое регулирование направлено на сохранение ранее приобретенных прав граждан на пенсию, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о необходимости соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, сохранении его разумной стабильности и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления от 24 мая 2001 года № 8-П и от 29 января 2004 года № 2-П).

Таким образом, при оценке пенсионных прав, в соответствии с абз. 4 п. 12 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.

Такой порядок был предусмотрен и действовавшей до вступления в силу Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ст. 53 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» - пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Ежегодное вознаграждение за выслугу лет включается в заработок, из которого исчисляются пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 статьи 20 названного закона заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Из пункта 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации № 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19па от 27.02.2002 следует, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Это могут быть расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Согласно письму Минтруда России № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, действовавшего на момент назначения истцу трудовой пенсии, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01 января 2002 года определяется с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП), которое в соответствии с абз. 10 п. 3 ст. 30 данного закона учитывается в размере не свыше 1,2.

В судебном заседании установлено, что Серебреников В.П., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, с 25.07.2009 является получателем трудовой пенсии по старости на основании ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 74).

Из копии пенсионного дела, представленного ответчиком, следует, что за назначением пенсии по старости в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области Серебреников В.П. обратился 10.07.2009 (л.д. 78-80).

Из решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на момент обращения за трудовой пенсией страховой стаж истца составлял 28 лет 01 мес. 05 дней (л.д. 75). В страховой стаж включен период службы в МВД СССР с 01.10.1970 по 01.01.1976 (л.д. 76) общей продолжительностью 05 лет 03 мес. Указанный период службы подтверждается сведениями трудовой книжки (л.д. 88).

При обращении за назначением пенсии Серебрениковым В.П. было представлено заявление о том, что для исчисления размера пенсии он не желает учитывать заработную плату (л.д. 81).

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области от 20.07.2009 расчетный размер пенсии Серебреникову В.П. определен без учета сведений о среднемесячном заработке (л.д. 70-71) и составил 2707, 54 руб.

Из материалов дела следует, что 25.08.2014 Серебреников В.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, представив справку от 23.07.2014 № С-356, выданную ГУ УМВД России по Ставропольскому краю, о прохождении службы на должностях начальствующего состава в органах внутренних дел МВД СССР с 01 октября 1970 года по 07 января 1976 года; архивную справку от 16.07.2014 № 4/с-51, выданную УМВД России по Томской области; справку о заработной плате от 29.07.2014 за период с октября 1972 года по февраль 1974 года; справку о заработной плате за период с сентября по декабрь 1975 года, выданную ГУ МВД России по Ставропольскому краю; сообщение ИФНС России по Томскому району Томской области от 17.07.2014 № 08-96/05956 (л.д. 153 – 164).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Серебреникову В.П. распоряжением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области произведен перерасчет пенсии с 01.09.2014 с учетом страхового стажа 31 год 07 мес. 27 дней и заработной платы за период с 01.10.1972 по 31.12.1975, т.е. за 39 мес. вместо установленных законом 60 мес. (л.д. 146-152). При этом величина соотношения заработка истца к среднему заработку по стране составила 0, 763 при максимально установленном законом соотношении – 1, 2.

Из анализа норм пенсионного законодательства – Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период обращения истца за назначением пенсии и ее перерасчетом, Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», статьи 53 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», следует, что размер трудовой пенсии по старости исчисляется из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Ежегодное вознаграждение за выслугу лет включается в заработок, из которого исчисляются пенсии. Таким образом, заработок носит индивидуальный характер. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств. Указанное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Представленные Серебрениковым В.П. сведения (справка Томскстата от 15.06.2017 № НД-72-13/1007-ДР на л.д. 19, сведения о среднемесячной заработной плате рабочих и служащих в народном хозяйстве РСФСР за 1970 – 1975 годы (справка Томскстата от 25.12.2015 № СК-72-13/1756-ДР л.д. 31)) подтверждают размер номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации и в народном хозяйстве РСФСР и не носят индивидуального характера, не подтверждают конкретный характер именно заработной платы истца в оспариваемый им период, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере заработка в указанный период, а заявленный истцом порядок определения заработной платы для исчисления размера пенсии не соответствует требованиям Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета истцу пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и установлении ее в размере 23163 руб.

Поскольку требования истца не основаны на законе, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Серебреникову В.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и назначить пенсию в размере 23163 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Серебреникова В.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии из заработной платы по стране за период с 01.10.1970 по 07.01.1976 и назначить пенсию в размере 23163 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Е. Бутенко