Решение суда о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости № 2-1751/2017 ~ М-1624/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1751/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2017 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.

при секретаре Маркиной Л.А.

с участием истца Бушуевой Е.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчевой С.Б., действующей по доверенности от 09.01.2017 № 2 со сроком полномочий до 31.12.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Бушуевой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

    Бушуева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 11.03.2017. В обоснование исковых требований указала, что решением учреждения от 21.04.2017 № 1526 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента. С вынесенным решением она не согласна, считает, что при установленном пенсионным органом стаже работы продолжительностью 08 лет 10 мес. 28 дней она имеет право на страховую пенсию по старости.

В судебном заседании истец Бушуева Е.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что не оспаривает установленный ей пенсионным органом страховой стаж продолжительностью 08 лет 10 мес. 28 дней, но не согласна, что имеет низкий пенсионный коэффициент. Иных документов о трудовом стаже, кроме представленных пенсионному органу, не имеет. В 2004 году врачи сказали, что ей может быть установлена инвалидность, однако направление на МСЭК не выдали. Указала, что трудовой книжки не имеет, т.к. она утрачена. Более 10 лет она ухаживала за престарелой бабушкой, однако в отдел ПФР Кировского района об этом не сообщала, с заявлением об установлении стажа в связи с уходом за гражданином, достигшим возраста 80-и лет, не обращалась.

Представитель ответчика Драчева С.Б. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 21.04.2017 № 1526, а также в отзыве на исковое заявление (л.д. 6-7, 56-58, 29-32).

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бушуевой Е.А. по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления от 10.07.2007 года № 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).

В Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (чч. 1 и 6 ст. 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (ст. 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (ст. 15-17 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В силу статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно ч. 1 ст. 22 закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу чч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч.3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Таким образом, поскольку истец Бушуева Е.А. достигла возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ, для назначения страховой пенсии по старости необходимая продолжительность страхового стажа составляет 8 лет, а необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11, 4 (6, 6 + 2, 4 + 2, 4 = 11, 4).

В судебном заседании установлено, что 03.03.2017 Бушуева Е.А. обратилась в отдел ПФР Кировского района г. Томска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представив следующие документы о трудовой деятельности: архивную справку от 13.01.2017 № С-9735, выданную ОГКУ ЦДНИ ТО о периоде работы на ... с 22.03.1979 по 04.07.1979; справку от 23.12.2016 № 64, выданную ..., согласно которой Бушуева Е.А. работала в ... с 10.10.1979 по 10.05.1980; архивную справку от 13.01.2017 № С-9725, выданную ОГКУ ЦДНИ ТО о периоде работы ... с 17.10.1983 по 19.11.1984; справку от 08.02.2017 № 7, выданную ... о периоде работы в ... с 22.09.1981 по 01.08.1983, с 08.06.1987 по 01.10.1990; архивную справку от 08.02.2017 № 69, выданную архивным отделом администрации ЗАТО Северск, о периоде работы в ... с 26.02.1985 по 12.04.1985, с 23.04.1985 по 12.12.1986.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 21.04.2017 № 1526 (с внесенными изменениями от 05.06.2017 № 2187) Бушуевой Е.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента (л.д. 6 - 7, 56 – 58).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 11 закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Статьей 12 закона предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются при определенных условиях и иные периоды работы (службы) и иной деятельности.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа изложены в статье 14 Закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 3 этой статьи предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно подп. «а» пункта 2 Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы). Из пункта 6 Правил следует, что к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что иных документов о трудовой деятельности, кроме представленных ею в пенсионный орган, у нее не имеется.

Согласно выписке из индивидуального счета застрахованного лица № Бушуева Е.А. застрахована в системе государственного пенсионного страхования 03.09.2002. Из выписки следует, что сумма расчетного пенсионного капитала по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила ноль руб. (л.д. 46-51).

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Из материалов пенсионного дела следует, что индивидуальный пенсионный коэффициент Бушуевой Е.А. за периоды работы до 01.01.2015 составил 9, 671 (по состоянию на 01.01.2015), что ниже установленного законом пенсионного коэффициента 11, 4. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Бушуевой Е.А. с 01.01.2015 до момента назначения пенсии не установлена в связи с отсутствием сведений о страховом стаже, уплаченных страховых взносах, иных периодов, подлежащих включению в страховой стаж.

Согласно пояснениям истца более 10 лет она ухаживала за престарелой бабушкой, скончавшейся в 2011 году в возрасте 94-х лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Аналогичная норма закреплена в пункте 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555.

Бушуева Е.А. в территориальный пенсионный орган с заявлением об установлении периода осуществления ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста не обращалась, в связи с чем указанный период не включен в страховой стаж.

Истец Бушуева Е.А. в судебном заседании пояснила, что пенсионным органом учтены все периоды ее работы, о которых она получила подтверждающие трудовой стаж документы. Из объяснений представителя ответчика и имеющегося в материалах дела расчета индивидуального пенсионного коэффициента следует, что при определении величины указанного коэффициента ГУ - УПФР в г. Томск Томской области использовались единственные представленные истцом данные о ее заработке за период с сентября 1984 года по июль 1990 года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на день достижения 55-летнего возраста у истца отсутствовала необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Бушуевой Е.А. о возложении на ГУ - УПФР в г. Томск Томской области обязанности назначить страховую пенсию по старости с 11.03.2017.

Вместе с тем, в случае подтверждения иных периодов работы и (или) иной деятельности, предоставления сведений о размере заработной платы за другие периоды работы истец не лишен возможности вновь реализовать свое право на обращение в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а по достижении возраста 60 лет истец имеет право на назначение социальной пенсии по старости в случае отсутствия ограничений, установленных п. 5 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Бушуевой Е.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 11 марта 2017 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Е. Бутенко