Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Мотивированное решение изготовлено
31.08.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2017 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шапиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Белковского Владимира Станиславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Белковский В.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако, ответчик отказал в досрочном установлении страховой пенсии по старости Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что данное решение пенсионного фонда является незаконным.
Истец просил:
- признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
- обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Белковского В.С. следующие периоды в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> включить в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы по специальности;
- обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки не известил.
В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности, исковые требования поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, просила в иске отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Белковский В.С. обратился в Управление с заявлением по установленной форме о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Рассмотрев представленные им документы, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости № в связи с отсутствием условия – требуемой продолжительности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Согласно Решению, истцом подтвержден специальный стаж 24 года 06 месяцев 22 дня при требуемом не менее 30 лет.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, в целях реализации статей 30 и 31 указанного Закона № 400-ФЗ, Правительство Российской Федерации установило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения применяются с 01.01.2002 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781):
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (Список № 781);
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (правила № 781).
Также частями третьей и четвертой ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Белковский В.С. проходил курсы повышения квалификации с отрывом от работы, ответчиком не включены в специальный стаж.
Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В периоды прохождения курсов повышения квалификации, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения фактически не осуществляется. Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 516 включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на цикле специализации с отрывом от работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.
Между тем, суд не соглашается с позицией ответчика по следующим основаниям.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На то обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах специализации и усовершенствования, страховые взносы на него в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, ответчик не ссылается. Данное обстоятельство им не оспаривалось.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Таким образом, суд удовлетворяет данное требование истца и считает возможным обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Белковского В.С. указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Истец работает в должностях <иные данные> персонала начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении вопроса о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости ответчиком был рассчитан специальный стаж по ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по наиболее выгодному варианту.
В частности, ответчиком включен в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> в Стоматологической поликлинике № (основание: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в период с 01.01.1960 по 30.09.1993). Поэтому требование истца о повторном включении данного периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, является необоснованным и в удовлетворении данного требования суд истцу отказывает.
Также ответчиком в досудебном порядке истцу включен период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> в календарном исчислении (основание: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в период с 01.01.1960 по 30.09.1993).
Период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не включил в специальный стаж работы истца, поскольку законодательством о пенсионном обеспечении, действовавшим в спорный период времени не предусмотрено включение в специальный стаж службы медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР ни в каком исчислении (основание: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).
Ссылка истца на Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 2558 от 14.09.1945, положения Федерального закона РФ от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» является необоснованной по следующим основаниям.
Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-I, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, (ч.1 ст. 11, п.п.1 ч. 1 ст. 12).
Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Наличие специального трудового стажа требуется для назначения досрочных страховых пенсий разным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Положения ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ предоставляют полномочия Правительству Российской Федерации как принимать отдельные нормативные правовые акты (списки, перечни), так и вносить изменения в уже действующие акты, на основании которых время прохождения военной службы на соответствующих должностях или выполнения работ на соответствующих производствах, в учреждениях (организациях), по соответствующей профессии, специальности, должности будет засчитываться в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Из содержания ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ следует, что законодатель сохранил право на досрочное пенсионное обеспечение за теми категориями граждан, на которые распространялось ранее действовавшее законодательство.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Соответственно законодатель, определяя порядок сохранения у военнослужащих пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, оставивших службу до приобретения права на пенсию за выслугу лет, не регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а осуществляется на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нормами которого не предусмотрено возможности включения периодов военной службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в двойном размер.
Истцу не были зачтены в специальный стаж, дающий права на льготную пенсию за выслугу лет в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <иные данные> в <ФИО>9».
Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно п.3 Правил № 781 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781.
В уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель истца уточняет форму данной организации в спорные периоды работы:
- <ФИО>10» переименовано в ГУ «<ФИО>11» (свидетельство о государственной регистрации № серия 1-ЛИ от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ образовано <ФИО>13 «<ФИО>12» в результате реорганизации в форме слияния государственных учреждений здравоохранения «<ФИО>14» и «<ФИО>15» (свидетельство о государственной регистрации № серии 1-ЛИ от ДД.ММ.ГГГГ);
- <ФИО>16» реорганизовано в форме присоединения в <ФИО>17» (Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2008 № 1161-ПП), свидетельство о государственной регистрации № серия 66 от ДД.ММ.ГГГГ;
- <ФИО>18» реорганизовано в форме преобразования в <ФИО>19» (Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1282-ПП), свидетельство о государственной регистрации серия 66 № от ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ создано <ФИО>20» путем изменения типа существующего <ФИО>21» в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2014 № 916-ПП.
Таким образом, в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и суд полагает, что ответчик незаконно не включил Белковскому В.С. в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении следующие периоды работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности <иные данные> в <ФИО>22
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Между тем, на дату обращения у истца не возникло право на назначение страховой пенсии, поскольку его стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, даже с учетом зачтенных судом периодов, составил менее 30 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Иск Белковского Владимира Станиславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга включить Белковскому Владимиру Станиславовичу в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности <иные данные> в <ФИО>23
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья