Решение суда о включении в стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии № 2-6097/2017 ~ М-5528/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Мотивированное решение изготовлено

31.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2017 года                                                            г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шапиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Белковского Владимира Станиславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Белковский В.С. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Однако, ответчик отказал в досрочном установлении страховой пенсии по старости Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что данное решение пенсионного фонда является незаконным.

Истец просил:

- признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

- обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Белковского В.С. следующие периоды в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> включить в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы по специальности;

- обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки не известил.

В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности, исковые требования поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, просила в иске отказать.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено судом и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Белковский В.С. обратился в Управление с заявлением по установленной форме о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Рассмотрев представленные им документы, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости № в связи с отсутствием условия – требуемой продолжительности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.

Согласно Решению, истцом подтвержден специальный стаж 24 года 06 месяцев 22 дня при требуемом не менее 30 лет.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, в целях реализации статей 30 и 31 указанного Закона № 400-ФЗ, Правительство Российской Федерации установило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения применяются с 01.01.2002 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781):

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (Список № 781);

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (правила № 781).

Также частями третьей и четвертой ст. 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Белковский В.С. проходил курсы повышения квалификации с отрывом от работы, ответчиком не включены в специальный стаж.

Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В периоды прохождения курсов повышения квалификации, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения фактически не осуществляется. Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 516 включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на цикле специализации с отрывом от работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.

Между тем, суд не соглашается с позицией ответчика по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На то обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах специализации и усовершенствования, страховые взносы на него в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, ответчик не ссылается. Данное обстоятельство им не оспаривалось.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом, суд удовлетворяет данное требование истца и считает возможным обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Белковского В.С. указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Истец работает в должностях <иные данные> персонала начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении вопроса о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости ответчиком был рассчитан специальный стаж по ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по наиболее выгодному варианту.

В частности, ответчиком включен в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> в Стоматологической поликлинике № (основание: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в период с 01.01.1960 по 30.09.1993). Поэтому требование истца о повторном включении данного периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, является необоснованным и в удовлетворении данного требования суд истцу отказывает.

Также ответчиком в досудебном порядке истцу включен период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные> в календарном исчислении (основание: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в период с 01.01.1960 по 30.09.1993).

Период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не включил в специальный стаж работы истца, поскольку законодательством о пенсионном обеспечении, действовавшим в спорный период времени не предусмотрено включение в специальный стаж службы медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР ни в каком исчислении (основание: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»).

Ссылка истца на Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 2558 от 14.09.1945, положения Федерального закона РФ от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» является необоснованной по следующим основаниям.

Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-I, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, (ч.1 ст. 11, п.п.1 ч. 1 ст. 12).

Согласно п.3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Наличие специального трудового стажа требуется для назначения досрочных страховых пенсий разным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Положения ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ предоставляют полномочия Правительству Российской Федерации как принимать отдельные нормативные правовые акты (списки, перечни), так и вносить изменения в уже действующие акты, на основании которых время прохождения военной службы на соответствующих должностях или выполнения работ на соответствующих производствах, в учреждениях (организациях), по соответствующей профессии, специальности, должности будет засчитываться в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Из содержания ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ следует, что законодатель сохранил право на досрочное пенсионное обеспечение за теми категориями граждан, на которые распространялось ранее действовавшее законодательство.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Соответственно законодатель, определяя порядок сохранения у военнослужащих пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, оставивших службу до приобретения права на пенсию за выслугу лет, не регулируется Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а осуществляется на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», нормами которого не предусмотрено возможности включения периодов военной службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в двойном размер.

Истцу не были зачтены в специальный стаж, дающий права на льготную пенсию за выслугу лет в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <иные данные> в <ФИО>9».

Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно п.3 Правил № 781 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781.

В уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ работодатель истца уточняет форму данной организации в спорные периоды работы:

- <ФИО>10» переименовано в ГУ «<ФИО>11» (свидетельство о государственной регистрации № серия 1-ЛИ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ образовано <ФИО>13 «<ФИО>12» в результате реорганизации в форме слияния государственных учреждений здравоохранения «<ФИО>14» и «<ФИО>15» (свидетельство о государственной регистрации № серии 1-ЛИ от ДД.ММ.ГГГГ);

- <ФИО>16» реорганизовано в форме присоединения в <ФИО>17» (Постановление Правительства Свердловской области от 06.11.2008 № 1161-ПП), свидетельство о государственной регистрации № серия 66 от ДД.ММ.ГГГГ;

- <ФИО>18» реорганизовано в форме преобразования в <ФИО>19» (Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1282-ПП), свидетельство о государственной регистрации серия 66 № от ДД.ММ.ГГГГ;

- ДД.ММ.ГГГГ создано <ФИО>20» путем изменения типа существующего <ФИО>21» в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2014 № 916-ПП.

Таким образом, в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и суд полагает, что ответчик незаконно не включил Белковскому В.С. в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении следующие периоды работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности <иные данные> в <ФИО>22

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Между тем, на дату обращения у истца не возникло право на назначение страховой пенсии, поскольку его стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, даже с учетом зачтенных судом периодов, составил менее 30 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Иск Белковского Владимира Станиславовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о включении в стаж спорных периодов и назначении досрочной страховой пенсии, удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга включить Белковскому Владимиру Станиславовичу в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении следующие периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности <иные данные> в <ФИО>23

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья