Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2- 2463/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2017 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Е.В. Киреевой
при секретаре О.К. Полторацкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таирова Раиля Аббасовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы, учебы, по справке Бюро трудоустройства в стаж, перерасчете размера пенсии, взыскании недополученного размера пенсии, обязаниии выдать пенсионное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Таиров Р.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы, учебы, по справке Бюро трудоустройства в стаж, перерасчете размера пенсии, взыскании недополученного размера пенсии, обязаниии выдать пенсионное удостоверение.
В обоснование иска Таиров Р.А. указал, что с 08.08.2010 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При назначении пенсии ответчик не включил следующие периоды работы истца:
- 2,5 года учебы в СТЖТ;
- 4 года 2 месяца 28 дней – службы в Армии по призыву в двойном размере;
- 5 месяцев 23 дня – по справке Бюро трудоустройства;
- работа в ФКУ ИК №4 с 08.09.2000 о 31.12.2001
Расчет пенсии до 2010 года произведен по ч. 4 ст. 30 ФЗ 173 с переходом в 2011 году на ч. 3, в 2015 году на ФЗ №400.
Его документы поступили ФКУ ИК-9 в июне 2015 года и сразу отправили в Пенсионный фонд, который в своих расчетах по документам ошибся на 6-7 лет и с тех пор считает правильно стаж и пенсию. В Заволжский районный суд г. Ульяновска был вынужден обратиться в мае 2016 года, который принял решение 07.07.2016 и не совсем полное, без учебы, которую удостоверяют 3 документа с печатями.
Пенсия по ч. 3 ст. 30 ФЗ №173 по его расчетам оставляет 11007 руб., по ч. 4 ст. 30 ФЗ №173 составляет 11320 руб., которая значительно больше его пенсии – 9832 руб. По его расчетам ему выгоднее по 4 часть ст. 30 ФЗ № 173. Суды не обращают внимание на записи №5 и №6 в трудовой книжке и дубликате.
Он неоднократно обращался к ответчику с заявлением о производстве перерасчета пенсии в связи с допущенными нарушениями. Следовательно, Пенсионный фонд должен произвести перерасчет пенсии с учетом инфляции в сумме 58604 руб.
Полагает, что Пенсионный Фонд при расчете должен взять стаж для расчета пенсии по ч. 3 ст. 30 – 26 лет 2 мес. 6 дней, а по ч. 4 ст. 30 – 28 лет 3 мес. 20 дней.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Таиров Р.А. просит обязать УПФ включить периоды: с 22.03.1996 по 15.09.1996 в Бюро трудоустройства – 5 мес. 23 дня; стаж работы в ФКУ ИК №4 с 08.09.2000 по 31.12.2001 – 1 год 3 мес. 23 дня; обязать произвести перерасчет пенсии с учетом включения периодов учебы, Бюро трудоустройства и работы; обязать суд определить по какой части 3 или 4 ст. 30 ФЗ №173 следует производить расчет пенсии; произвести недоплату пенсии с 01.08.2015 в сумме 51992 руб.; обязать Пенсионный фонд выдать ему пенсионное удостоверение.
Истец Таиров Р.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил включить ему период учебы в СТЖТ с 24.07.1969 по 30.06.1972 после прохождения военной службы, который не был предметом рассмотрения ни пенсионным фондом, ни судом, так как у них якобы не было диплома. Уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области Дубрикова А.Б. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя УПФ. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признала и просит в иске отказать, пояснила, что период работы в исправительном учреждении истцу включен по фактически отработанному времени, так же включен период нахождения на учете в Бюро трудоустройства с момента когда им поступила справка. Период учебы с 24.07.1969 по 30.06.1972 не был включен в стаж, так как у них не имелось диплома СТЖТ, но даже если суд сочтет включить его в стаж, то при расчете пенсии это будет не выгодно истцу. В связи с изменением законодательства, пенсионное удостоверение в настоящее время не выдается, вместе него выдается справка, которая предоставлена в суд. Оснований для перерасчета пенсии не имеется.
С учетом мнения истца суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В судебном заседании установлено, что с 11.08.2010 Таирову Р.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Расчет страховой пенсии Таирова Р.А. по старости (трудовой пенсии по старости) осуществляется из оценки пенсионных прав в соответствии с п.3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как наиболее выгодный.
Как установлено по материалам пенсионного дела Таирова Р.А. на основании справки №84 от 29.04.2010, выданной колледжем железнодорожного транспорта при Уральском государственном университете путей сообщения, период учебы в Свердловском техникуме железнодорожного транспорта включен в стаж истцу частично - с 01.09.1967 по 22.07.1969.
Согласно справки №84 от 29.04.2010г. Таиров Р.А. отчислен в связи с призывом на службу в рядах Советской армии с 22.07.1969.
В материалы дела представлен Диплом, указанный в исковом заявлении об окончании в 1972 году дневного отделения Свердловского техникума железнодорожного транспорта.
Как следует из трудовой книжки истца, 01.09.1967 Таиров Р.А. был зачислен в Свердловский техникум железнодорожного транспорта (приказ №352 от 22.08.1967) и отчислен 30.06.1972 (приказ №150 от 30.06.1972).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае совпадения по времени периодов, засчитываемых в страховой стаж, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
С учетом изложенного в общий трудовой и страховой стаж после периода учебы в Свердловском техникуме железнодорожного транспорта засчитаны периоды работы и службы в СА:
с 01.04.1969 по 05.05.1969 на Егоринском участке энергоснабжения Свердловской железной дороги;
период прохождения военной службы по призыву с 10.05.1969 по 23.06.1971;
период работы с 20.07.1971 по 14.09.1971 на Егоринском участке энергоснабжения Свердловской железной дороги.
Таким образом, суд полагает возможным включить период учебы с 15.09.1971 по 30.06.1972 в общий трудовой и страховой стаж, так как данный период учебы подтверждается копией трудовой книжкой и копией диплома.
Вместе с тем, оценка пенсионных прав истцу проведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которому исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В связи с тем, что истцу расчет пенсии производится в соответствии с п.3 статьи 30 №173-ФЗ, в этой связи учеба не учитывается при расчете страховой пенсии, следовательно, оснований для перерасчета пенсии в данной части, даже с учетом включения периода учебы, не имеется по следующим основаниям.
Федеральный закон № 173-ФЗ также предусматривает возможность оценки пенсионных прав в случае выбора застрахованного лица по п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (по закону 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»), который предусматривает включение периода учеба при расчете страховой пенсии по старости (трудовой пенсии по старости).
За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, указанная сумма повышается на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Если бы были представлены сведения о продолжении учебы истцом после службы в рядах Советской армии, то размер пенсии составил бы - 3489.36 руб. (расчетный размер трудовой пенсии по старости по п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3). А размер пенсии, исчисленный по п.3 ст. 30, составил бы — 3 284,78 руб.
С 01.06.2011 расчетный размер пенсии истца был изменен с п.4 ст. 30 на п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001. Именно с этой даты расчет по п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 стал наиболее выгоден, так как размер пенсии по указанному пункту стал выше, чем если бы расчет был оставлен по п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3. Этому послужило дополнительно представленные сведения (за период с 11.08.2010г. по 31.05.2011г.) о стаже и заработка истца с 01.03.1976г. по 14.06.1978г., с 01.09.1978г. по 21.12.1978г., с 28.06.1979г. по 10.03.1982г., с 03.03.2001г. по 31.12.2001г. и справок о заработной плате. Размер пенсии (по п.3 ст. 30) на 01.06.2011 составил – 4369,46 руб., а по п.4 ст. 30 составил – 4063,16 руб. Даже если в целях оценки пенсионных прав включить период учебы с 01.09.1971 по 22.07.1972 размер пенсии (по п.4) составил бы 4063,16 руб.
На основании изложенного перерасчет пенсии по п. 4 ст. 30 Федерального Закона № 173-ФЗ, который предусматривает включение периодов учебы, истцу не выгоден, соответственно, в перерасчете пенсии с учетом включения вышеуказанного периода учебы следует отказать.
По вопросу зачета в общий трудовой и страховой стаж периода работы в ФКУ ИК-4 с 08.09.2000 по 31.12.2001 Управлением пенсионного фонда включены в страховой стаж истца период работы в ФКУ ИК-4 с 08.09.2000 по 31.12.2001 работа в ФКУ ИК №4 УФСИН России по Ульяновской области, календарно по фактической продолжительности 1 год 1 месяц 8 дней.
Согласно письму №75/ТО/53/17 от 04.12.2015 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области суммарная фактическая продолжительность периода работы с 08.09.2000 по 05.12.2005 составляет 5 лет 0 месяцев 8 дней, в то числе 2 месяца за период работы с 01.11.2000 по 31.12.2000, 11 месяцев 8 дней за период работы с 01.01.2001 по 31.12.2001, 3 года за период работы с 01.01.2002 по 31.12.2004, 11 месяцев за период работы с 01.01.2005 по 30.11.2005. В августе 2000 года, сентябре 2000 года, октябре 2000 года, декабре 2005 года отсутствует количество отработанных дней. Справка от 01.12.2015, выданная истцу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, подтверждает содержание результатов документальной проверки.
Истец просит включить период по справке Бюро трудоустройства в Пенсионном Фонде.
Как следует из справки, представленной ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 02.08.2017 № 661 Таиров Р.А. состоял на регистрационном учете в качестве безработного с 22 марта 1996 года по 16 сентября 1996 года, в страховой стаж засчитываются период с 22 марта 1996 по 15 сентября 1996 года.
В электронном выплатном деле истца имеется заявление Таирова Р.А. о перерасчете размера пенсии от 02.02.2017 с учетом представленной им справки Центра занятости населения города Ульяновска №33 от 20.01.2017. В данной справке указан период подлежащий зачету в общий трудовой и страховой стаж с 22.03.1996 по 15.09.1996.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных части 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения. В соответствии с частью 2 вышеуказанной нормы, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
По указанному заявлению 10.02.2017 Таирову Р.А. произведен перерасчет размера пенсии с учетом представленной справки из ЦЗН и с 01.03.2017 установлен новый размер пенсии. Истцу был включен в общий трудовой и страховой стаж период получения пособия по безработице с 22.03.1996 по 12.09.1996 (5 месяцев 21 день).
Согласно записям в трудовой книжке, в период с 13.09.1996 по 24.02.1997 Таиров Р.А. работал в качестве электромонтера в ТОО «Сектор».
Следовательно, с учетом включения УПФ вышеуказанных периодов работы в ФКУ ИК-4 и периода по справке Бюро трудоустройства для включения в трудовой и страховой стаж истцу для перерасчета пенсии, перерасчета пенсии с момента поступления от истца соответствующих заявлений, оснований для включения указанных периодов в трудовой страховой стаж истца для перерасчета пенсии у суда не имеется.
Выдача пенсионных удостоверений с 01.01.2015 территориальными органами системы ПФР не производится.
В рамках реализации федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 884н от 17.11.2014 утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой...».
Вышеуказанные Правила не содержат положений о необходимости подтверждения факта назначения пенсии, ее размера и сроков назначения пенсионным удостоверением. Поэтому выдача пенсионных удостоверений не производится. При необходимости подтверждения факта назначения пенсии, в отдельных случаях территориальными органами ПФР могут выдаваться соответствующие справки. Согласно пояснениям Минтруда России в настоящее время отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в контексте которого сведения, подтверждающие факт установления пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством, необходимые органам, предоставляющим государственные (муниципальные) услуги, предоставляются в электронной форме, в рамках информационного межведомственного взаимодействия. Именно по этой причине дополнительного подтверждения факта получения пенсии пенсионным удостоверением в настоящее время не требуется. При этом возможность получения указанной информации на бумажном носителе в виде справки по просьбе гражданина (законного представителя) не исключается. Справки о подтверждении факта установления пенсии могут выдаваться гражданам (законным представителям) неоднократно. Письменное заявление о выдаче данных справок не требуется.
В ходе рассмотрения дела УПФ была предоставлена справка, которая направлена истцу для сведения. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется, кроме того, с подобным заявлением о выдаче ему справки истец в УПФ не обращался.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Доводы представителя истца о необходимости производства перерасчета размера пенсии с иной даты, основаны на неверном толковании пенсионного законодательства.
В соответствии с п.5 с.17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с 01.08.2011, с 01.08.2012, с 01.08.2013, 10.02.2017 произведена корректировка размера страховой части трудовой пенсии с учетом ранее неучтенных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования после назначения трудовой пенсии по старости. В определении размера корректировка размера страховой части трудовой пенсии участвует не продолжительность страхового стажа работы после назначения пенсии, а сумма страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости при их назначении и предыдущей корректировке.
Следовательно, учет периодов работы, их продолжительности после установления трудовой пенсии по старости не осуществляется, поскольку в соответствии с пенсионным законодательством после установления трудовой пенсии по старости производится корректировка размера страховой части трудовой пенсии из суммы неучтенных страховых взносов.
По нормам п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится без учета периодов подготовки к профессиональной деятельности (учебы). По нормам п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 периоды учебы включаются в общий трудовой стаж. Необходимо отметить, что по ст. 10-11 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 и ст. 11-12 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ периоды учебы не учитываются страховой стаж для определения права на пенсию. Период учебы может быть учтен только для определения размера пенсии при оценке пенсионных прав по нормам п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3.
При исчислении размера расчетной пенсии по нормам п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 в расчет принимается не фактический, а так называемый «осовремененный» заработок. Он рассчитывается путем увеличения фактического заработка на все полагающиеся по законодательству повышающие коэффициенты и индексы. При исчислении размера расчетной пенсии по нормам п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 в расчет принимается отношение заработков. Оно рассчитывается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за 60 месяцев работы на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период.
При исчислении размера расчетной пенсии по нормам п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 применяются понятия «минимальный размер пенсии», «компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации», введено ограничение в размере расчетной пенсии (660 рублей) при исчислении размера расчетной пенсии по нормам п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 применяются понятия «средняя заработная плата по стране по состоянию на 31.12.2001», введено ограничение в размере отношения заработков до 1,2.
Если расчет пенсии истца оставить по п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3, то размер пенсии на сегодняшний день составил бы 7 162,67 руб., в то время как размер пенсии по п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173- ФЗ на август 2017 года составляет — 9 831,72 руб.
На основании изложенного требования истца в данной части не подлежат удовлетворению, так как расчет пенсии произведен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства по наиболее выгодному варианту для Таирова Р.А.
С учетом приведенного выше анализа законодательства и пенсионного дела Таирова Р.А. суд также не находит оснований к удовлетворению требований о взыскании недоплаченной пенсии в заявленном истцом размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56,167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Таирова Раиля Аббасовича удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Таирову Раилю Аббасовичу в общий трудовой и страховой стаж по старости период учебы в Свердловском техникуме железнодорожного транспорта с 15.09.1971 по 30.06.1972.
В удовлетворении остальной части исковых требований о включении периодов работы, периода по справке Бюро трудоустройства в стаж, перерасчете размера пенсии, взыскании недополученного размера пенсии, обязаниии выдать пенсионное удостоверение Таирову Раилю Аббасовичу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Киреева.