Решение суда о признании решения в части отказа включения периодов работы в стаж незаконным, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по ст

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

строка 066г

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Слепокуровой А.А.,

с участием:

истица Черноусовой А.Г.,

представителя истца по устному заявлению Запорожцевой К.А.,

представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калининой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусовой Аллы Григорьевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) о признании решения в части отказа включения периодов работы в стаж незаконным, включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением,

УСТАНОВИЛ:

Черноусова А.Г. с учетом уточнений обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначение досрочной страховой пенсии по старости, как лицу осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии отказано в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, со ссылкой на отсутствие у неё на день обращения необходимого специального стажа работы 30 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии – 30 лет; с учетом Постановления №781 от 29.10.2002г. специальный стаж составляет 29 лет 1 месяц 26 дней.

Полагая, что периоды её работы: с 01.08.1985 по 18.08.1991, с 16.12.1993 по 26.11.1995, с 24.12.1995 по 29.04.1999 в должности медицинской сестры в отделении для новорожденных акушерского обсервационного отделения стационара в МУЗ ГО г. Воронеж «Родильный <адрес> подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев; и что с учетом включения указанных периодов в специальный стаж у истицы возникнет право на назначении досрочной пенсии по старости, истица обратилась в суд.

В судебном заседании истец Черноусова А.Г. поддержала уточненные исковые требования, просила признать незаконным решение УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) от 02.08.2017 в части невключения в льготный стаж периодов работы с 01.08.1985 по 18.08.1991, с 16.12.1993 по 26.11.1995, с 24.12.1995 по 29.04.1999, включить указанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца по устному заявлению Запорожцева К.А. считала исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калинина О.И. исковые требования не признала; представила письменные возражения.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд, считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400-ФЗ); поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Соответственно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости последовательно применяются Постановление СМ СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»), до 01.11.1999 - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; с 01.11.1999 по 12.11.2002 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066; после 12.11.2002 - Список …, Правила…, Перечень…, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с пп.б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранение в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Кроме того, п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» определено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В силу п. 2, п. 3, п. 4, пп. "а" и "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и подлежащих применению при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 N 516.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в должностях, предусмотренных Списком.

Согласно п. 2 Постановления для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год 6 месяцев.

В силу п. 3.3.5.1 положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 хирургический профиль имело «акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности)».

Как следует из материалов дела, 01.08.1985 истец была принята в «Объединение род<адрес>» на должность медсестры детского отделения; работает по настоящее время.

«Объединение род<адрес>» переименовано в «Родильный <адрес>» на основании решения Облисполкома г. Воронежа №523 от 01.11.1989; в дальнейшем происходило неоднократное переименование, в настоящее время – БУЗ ВО «Воронежский родильный <адрес>», что подтверждается представленной в материалы дела справкой.

С 01.01.2010 отделение для новорожденных детей акушерского обсервационного отделения переименовано в отделение для новорожденных детей.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Приказом Минздрава России №16 от 18.01.1996 «О введении штатных расписаний учреждений здравоохранения» определен порядок составления штатного расписания. Штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению, которые указываются в именительном падеже (п. 1,8). Штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.

Согласно представленных в материалы дела штатных расписаний медучреждения, в период с 1989 по 2002 имело место в структуре больницы отделение для новорожденных детей акушерского обсервационного отделения; с 2003 года в штатном расписании указаны отделения для новорожденных детей акушерского обсервационного отделения и отделения для новорожденных детей акушерского физиологического отделения.

Штатными расписаниями за указанный период в отделении новорожденных акушерского обсервационного отделения из среднего персонала предусмотрены медицинские сестры для обслуживания новорожденных, медсестры индивидуального ухода новорожденных, медсестры по сбору грудного молока.

Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.

Предродовые и родовые, так называемые, родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.

Исходя из должностных инструкций, основными обязанностями медицинской сестры по уходу за новорожденными акушерско-обсервационного отделения является: уход за новорожденными, динамическое наблюдение за состоянием здоровых и больных новорожденных, используя систему мониторирования жизненно важных функций организма, по их показателям определение изменения в состоянии новорожденного; оказание им неотложной доврачебной помощи; незамедлительное сообщение врачу об ухудшении состояния новорожденного; ежедневное взвешивание новорожденных, участие во врачебном обходе новорожденных, осуществление контроля за кормлением новорожденных матерями в палатах; своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно- диагностических процедур и манипуляций, назначенных врачом; применение основных методов борьбы с асфиксией плода и первичной реанимации новорожденного, введение лекарственных препаратов новорожденным по жизненным показаниям; осуществление кормления новорожденных через зонд; осуществление ухода за недоношенными новорожденными, включая содержание их в кювезе, на аппарате искусственной вентиляции легких; участие во всех родах, включая кесарево сечение; проведение вакцинации. Несение ответственность за стерильность предметов ухода за детьми, белья, инструментария.

Таким образом, работа истицы в должности медицинской сестры, осуществлявшей уход за новорожденными, функционально сопряжена с работой отделения хирургического профиля стационаров.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999г.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 298 (дата введения 01.01.1995) к среднему медицинскому персоналу относятся медицинский персонал по уходу и акушерству, медицинский персонал по уходу, входящие в базовую группу медицинские сестры.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 25.06.1981 N 693 и внесенных в него изменений от 13.02.1995, 03.02.1999 и приложением к нему, наименование таких должностей как медицинская сестра (акушерка), платная медицинская сестра, средние медицинские работники (фельдшер, акушерка, медицинская сестра) в действующий штатных нормативах соответствуют номенклатуре должностей медицинская сестра или акушерка, медицинская сестра (палатная), фельдшер, акушерка и медицинская сестра.

Из материалов дела следует, что статус медицинского учреждения, в котором работала истец в спорные периоды, в тождественности указанной в ее трудовой книжке должности медицинской сестры для новорожденных акушерского отделения должности медицинской сестры сомнений не вызывает.

Между тем, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, действовавшего в спорный период, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, в соответствии п. 1 которого предусмотрен льготный порядок исчисления стажа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Исходя из п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 и пп. "б" п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в перечни структурных подразделений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев входят отделения хирургического профиля (акушерские).

Кроме того, из вышеназванных нормативных положений, в частности из постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 при их буквальном толковании, следует, что периоды работы, в том числе среднего медицинского персонала до 01.11.1999 могут быть исчислены в льготном порядке независимо от наименований и квалификационных характеристик медицинских должностей.

Абз. 3 п. 2 указанного Постановления предусматривались врачи-хирурги всех наименований, средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачи анестезиологи-реаниматоры, средний медицинский персонал отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, которым один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.

При отнесении отделений к числу хирургических применялся перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденный приказом Минздрава России от 29.01.1999 N 28, в соответствии с которым предусмотрено акушерское отделение (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности).

Письмом Минздрава России от 13.11.1997 N 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров» разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) являются отделениями хирургического профиля.

Постановлением Правительства РФ №781, от 29.10.2002 утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее – Перечень).

В п. 1 раздела «наименование структурных подразделений» данного Перечня по именованы структурные отделения хирургического профиля стационаров: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное.

Учитывая все выше изложенное, поскольку в спорные периоды с 01.08.1985 по 18.08.1991, с 16.12.1993 по 26.11.1995, с 24.12.1995 по 29.04.1999 истец работала в должности медицинской сестры для новорожденных акушерского отделения, то есть в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля, следовательно, указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за один год и 6 месяцев.

Согласно ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец за назначением пенсии с заявлением обратилась ДД.ММ.ГГГГ. С учетом включения спорных периодов в специальный стаж истцу в льготном и календарном исчислении, у неё имеется необходимый стаж (30 лет) для назначения досрочной пенсии с момента обращения с заявлением – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд считает исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению.

Требования истца в части признания недействительным решения УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в льготный стаж периодов работы, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку Пенсионный фонд РФ является правоприменительным органом и не наделен правом расширительно толковать нормативный акт.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Черноусовой Аллы Григорьевны удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) включить Черноусовой Алле Григорьевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы:

- с 01.08.1985 по 18.08.1991

- с 16.12.1993 по 26.11.1995

- с 24.12.1995 по 29.04.1999.

Признать за Черноусовой Аллой Григорьевной право на досрочное назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением – ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.