Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 02-0343/16 по иску Акатова А
Ю к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Акатов А.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с требованиями о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что он обратился в ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии № 154 от 20 августа 2015 года ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд признать решение комиссии по пенсионным вопросами об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать засчитать в льготный стаж периоды работы: с г. по г. в должности фельдшера-лаборанта поликлиники № 137 г.
Москвы, с г. в должности врача-терапевта отделения физико-химических методов лечения атеросклероза РЦА, врача-терапевта заведующего кабинетом плазмофереза, врача-дежуранта 4 КО ГКБ № 6, с г. в должности врача- кардиолога, заведующего КДО, научного сотрудника лаборатории клинической кардиологии, период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, а также с г. по г. в должности фельдшера здравпункта строительно-монтажного поезда «Подмосковсье» по строительству объектов БАМ, в районе приравненном к районам Крайнего Севера в соотношении как 1 год и 6 месяцев; с г. по г. и с г. по г. в должности фельдшера Востокской поселковой больницы в соотношении как 1 год и 9 месяцев, с г. по г. в должности медсестры отделения реанимации в Объединенной больнице лечебно-санаторного объединения ГУЗМ в соотношении как 1 год и 6 месяцев; с г. по г. в должности врача-хирурга РЦА НИИ ФХМ на базе 29 ГКБ, врача кабинета плазмафереза 29 ГКБ с г. г., врача хирурга 29 ГКБ с г. по г. в соотношении как 1 год и шесть месяцев; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, то есть с 20 мая 2015 года.
Истец и его представитель в судебное заседание явились. Исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области –в судебное заседание явился. Против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.
№ 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Также периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным постановлением от 06.09.1991 года N 464, а с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2002 года, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено за период работы до 1 ноября 1999 года на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава N 395 от 15 октября 1999 года, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава N 377.
За период работы с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет: врачам - хирургам всех наименований, врачам-анестезиологам- реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев".
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико- санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Кроме того, указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, при работе по должностям оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей –заведующих, врачей- анестезиологов-реаниматологов (врачи-анестезиологи-реаниматоры).
Аналогичные нормы содержались в Списке и Перечне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что истец 20 мая 2015 года обратился в ГУ –ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действовавшим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на трудовую деятельность в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию.
В отмеченном выше решении ГУ-ГУ ПФР № 10 по г.Москве и Московской области указано, что специальный стаж истца составляет 20 лет 00 месяцев 4 дня, то есть истцом выработано более 2/3 стажа.
Поскольку судом установлено, что истцом выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях, должностях, работа которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию, то имеются правовые основания для зачета в стаж работы по специальности периода службы истца в армии.
Также в соответствии с вышеприведенными нормами закона подлежит включению в медицинский стаж истца в календарном исчислении период с 18.06.1985 г. по 26.08.1985 г., поскольку согласно трудовой книжке в данный период истец работал в должности фельдшера здравпункта специализированного строительно-монтажного поезда «Подмосковье по строительству объектов БАМ, район, приравненный к районам Крайнего Севера.
Факт исполнения обязанностей на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не подтвержден.
Не подтвержден истцом и факт территориального места нахождения Востокской поселковой больницы, поэтому требования истца об изменении порядка исчисления медицинского стажа в период с 30.06.1986 г. по 18.08.1986 г., включенного ответчиком в календарном исчислении, удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, поскольку как отмечено выше, в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в том числе среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев", суд приходит к выводу, что о том, что период работы истца с 01.12.1988 г. по 08.05.1990 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации Объединенной больницы Лечебно-санаторного объединения при ГУЗМ подлежит включению в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Так, согласно архивной справке 01.12.1988 г. истец был зачислен в Объединенную больницу Лечебно-санаторного объединения при ГУЗМ на должность медицинской сестры в отделение реанимации (3-4к.), где работал до 08.05.1990 г. на 0,5ставки, получал надбавку за вредность.(л.д.55) Данный период работы также отмечен в трудовой книжке истца.
Согласно Приказу № 57(а)-К от 02.10.2002 г. в связи с переводом республиканского центра атеросклероза на функциональную основу на базе Поликлиники НИИ ФХМ МЗ РФ произвести с 01.01.2002 г. следующие изменения и перестановки по всем структурным подразделениям крови, а именно переименовать кабинет гравитационной хирургии крови РЦА в отделение гравитационной хирургии крови Поликлиники НИИ ФХМ.
В соответствии с Уставом Государственного учреждения «Научно- исследовательский институт физико-химической медицины Министерства здравоохранения российской Федерации» (ГУ НИИ ФХМ) к предметам деятельности Учреждения относится, в том числе оказание консультативно-диагностической и амбулаторно-поликлинической помощи населению.
ГУ НИИ ФХМ имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
Согласно Положению о Республиканском центре атеросклероза основными задачами центра являются, в том числе оказание консультативной и лечебной помощи с использованием медикаментозных, хирургических и физико-химических методов лечения атеросклероза.
Согласно должностной инструкцией врача отделения гравитационной хирургии крови Поликлиники ФГУ НИИ ФХМ РОСЗДРАВА к должностным обязанностям относится оказание квалифицированной медицинской помощи, с использованием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, определение тактики ведения больного, проведение необходимого лечения, в стационаре клинической базы осуществление осмотра больного перед назначение эфферентных методик и прочее.
В соответствии с договором о совместной работе между НИИ ФХМ МЗ РФ и Городской клинической больницей № 29 от 31 августа 1998 года работа по оказанию медицинской помощи производится на базе 1 кардиологического отделения с блоком кардиореанимации, консультативно-диагностического центра, кабинета детоксикации и клинико-биохимической лаборатории Городской клинической больницы № 29.
Согласно Положению о кабинете плазмафереза Республиканского центра по Атеросклерозу (РЦА) НИИ ФХМ Минздрава РСФСР на базе 29 Городской клинической больницы № 29 , кабинет пламафереза входит в состав отделения неотложной хирургии ГКБ № 29. Кабинет выполняет лечебную помощь больным, находящимся на стационарном лечении.
В состав кабинета входят: операционная, предоперационная, комната для медперсонала.
В соответствии с Положением о кабинете гравитационной хирургии крови ГКБ № 29 кабинет входит в состав общего реанимационного отделения Больницы.
В Акте документальной проверки ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от 06.08.2015 г. отмечено, что с 01.01.1997 г. по 08.09.2013 г.
истец осуществлял совмещение по должности врача-хирурга в кабинете гравитационной хирургии крови на 0,5 ставки.
Иных доказательств, в том числе о направлении истца работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка за этот период, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика ГУ – ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области в назначении Акатову А.Ю. досрочной страховой пенсии по старости на законе не основан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от 20 августа 2015 года № 154 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Акатову незаконным.
обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Акатова в период с г. в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить Акатову досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии - с мая 20 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова.