Решение суда о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным № 02-0343/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 02-0343/16 по иску Акатова А

Ю к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Акатов А.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с требованиями о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истец указал, что он обратился в ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако решением комиссии № 154 от 20 августа 2015 года ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

С учетом уточнения исковых требований, просил суд признать решение комиссии по пенсионным вопросами об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать засчитать в льготный стаж периоды работы: с г. по г. в должности фельдшера-лаборанта поликлиники № 137 г.

Москвы, с г. в должности врача-терапевта отделения физико-химических методов лечения атеросклероза РЦА, врача-терапевта заведующего кабинетом плазмофереза, врача-дежуранта 4 КО ГКБ № 6, с г. в должности врача- кардиолога, заведующего КДО, научного сотрудника лаборатории клинической кардиологии, период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, а также с г. по г. в должности фельдшера здравпункта строительно-монтажного поезда «Подмосковсье» по строительству объектов БАМ, в районе приравненном к районам Крайнего Севера в соотношении как 1 год и 6 месяцев; с г. по г. и с г. по г. в должности фельдшера Востокской поселковой больницы в соотношении как 1 год и 9 месяцев, с г. по г. в должности медсестры отделения реанимации в Объединенной больнице лечебно-санаторного объединения ГУЗМ в соотношении как 1 год и 6 месяцев; с г. по г. в должности врача-хирурга РЦА НИИ ФХМ на базе 29 ГКБ, врача кабинета плазмафереза 29 ГКБ с г. г., врача хирурга 29 ГКБ с г. по г. в соотношении как 1 год и шесть месяцев; обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, то есть с 20 мая 2015 года.

Истец и его представитель в судебное заседание явились. Исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области –в судебное заседание явился. Против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.

№ 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.

Также периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком, утвержденным постановлением от 06.09.1991 года N 464, а с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2002 года, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено за период работы до 1 ноября 1999 года на основании утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава N 395 от 15 октября 1999 года, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Минздрава N 377.

За период работы с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правилами исчисления периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет: врачам - хирургам всех наименований, врачам-анестезиологам- реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев".

Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико- санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Кроме того, указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка, при работе по должностям оперирующих врачей-специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей –заведующих, врачей- анестезиологов-реаниматологов (врачи-анестезиологи-реаниматоры).

Аналогичные нормы содержались в Списке и Перечне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что истец 20 мая 2015 года обратился в ГУ –ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действовавшим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на трудовую деятельность в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию.

В отмеченном выше решении ГУ-ГУ ПФР № 10 по г.Москве и Московской области указано, что специальный стаж истца составляет 20 лет 00 месяцев 4 дня, то есть истцом выработано более 2/3 стажа.

Поскольку судом установлено, что истцом выработано 2/3 стажа в учреждениях, организациях, должностях, работа которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию, то имеются правовые основания для зачета в стаж работы по специальности периода службы истца в армии.

Также в соответствии с вышеприведенными нормами закона подлежит включению в медицинский стаж истца в календарном исчислении период с 18.06.1985 г. по 26.08.1985 г., поскольку согласно трудовой книжке в данный период истец работал в должности фельдшера здравпункта специализированного строительно-монтажного поезда «Подмосковье по строительству объектов БАМ, район, приравненный к районам Крайнего Севера.

Факт исполнения обязанностей на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не подтвержден.

Не подтвержден истцом и факт территориального места нахождения Востокской поселковой больницы, поэтому требования истца об изменении порядка исчисления медицинского стажа в период с 30.06.1986 г. по 18.08.1986 г., включенного ответчиком в календарном исчислении, удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, поскольку как отмечено выше, в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в том числе среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев", суд приходит к выводу, что о том, что период работы истца с 01.12.1988 г. по 08.05.1990 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации Объединенной больницы Лечебно-санаторного объединения при ГУЗМ подлежит включению в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

Так, согласно архивной справке 01.12.1988 г. истец был зачислен в Объединенную больницу Лечебно-санаторного объединения при ГУЗМ на должность медицинской сестры в отделение реанимации (3-4к.), где работал до 08.05.1990 г. на 0,5ставки, получал надбавку за вредность.(л.д.55) Данный период работы также отмечен в трудовой книжке истца.

Согласно Приказу № 57(а)-К от 02.10.2002 г. в связи с переводом республиканского центра атеросклероза на функциональную основу на базе Поликлиники НИИ ФХМ МЗ РФ произвести с 01.01.2002 г. следующие изменения и перестановки по всем структурным подразделениям крови, а именно переименовать кабинет гравитационной хирургии крови РЦА в отделение гравитационной хирургии крови Поликлиники НИИ ФХМ.

В соответствии с Уставом Государственного учреждения «Научно- исследовательский институт физико-химической медицины Министерства здравоохранения российской Федерации» (ГУ НИИ ФХМ) к предметам деятельности Учреждения относится, в том числе оказание консультативно-диагностической и амбулаторно-поликлинической помощи населению.

ГУ НИИ ФХМ имеет лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Согласно Положению о Республиканском центре атеросклероза основными задачами центра являются, в том числе оказание консультативной и лечебной помощи с использованием медикаментозных, хирургических и физико-химических методов лечения атеросклероза.

Согласно должностной инструкцией врача отделения гравитационной хирургии крови Поликлиники ФГУ НИИ ФХМ РОСЗДРАВА к должностным обязанностям относится оказание квалифицированной медицинской помощи, с использованием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, определение тактики ведения больного, проведение необходимого лечения, в стационаре клинической базы осуществление осмотра больного перед назначение эфферентных методик и прочее.

В соответствии с договором о совместной работе между НИИ ФХМ МЗ РФ и Городской клинической больницей № 29 от 31 августа 1998 года работа по оказанию медицинской помощи производится на базе 1 кардиологического отделения с блоком кардиореанимации, консультативно-диагностического центра, кабинета детоксикации и клинико-биохимической лаборатории Городской клинической больницы № 29.

Согласно Положению о кабинете плазмафереза Республиканского центра по Атеросклерозу (РЦА) НИИ ФХМ Минздрава РСФСР на базе 29 Городской клинической больницы № 29 , кабинет пламафереза входит в состав отделения неотложной хирургии ГКБ № 29. Кабинет выполняет лечебную помощь больным, находящимся на стационарном лечении.

В состав кабинета входят: операционная, предоперационная, комната для медперсонала.

В соответствии с Положением о кабинете гравитационной хирургии крови ГКБ № 29 кабинет входит в состав общего реанимационного отделения Больницы.

В Акте документальной проверки ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области от 06.08.2015 г. отмечено, что с 01.01.1997 г. по 08.09.2013 г.

истец осуществлял совмещение по должности врача-хирурга в кабинете гравитационной хирургии крови на 0,5 ставки.

Иных доказательств, в том числе о направлении истца работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка за этот период, истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика ГУ – ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области в назначении Акатову А.Ю. досрочной страховой пенсии по старости на законе не основан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от 20 августа 2015 года № 154 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Акатову незаконным.

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Акатова в период с г. в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить Акатову досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии - с мая 20 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья К.П. Борисова.