РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 02-0344/16 по иску
Кубатбековой С Ш к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по гор. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в льготный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кубатбекова С.Ш. обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ ПФР № 10) с требованиями о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в льготный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что 0 июля 2015 года она обратилась в ГУ ПФР № 10 за назначением досрочной страховой пенсии по старости, однако решением комиссии по пенсионным вопросами от сентября 2015 года ей было отказано в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в должности маляра с г. по г., в связи с отсутствием сведений подтверждающих особые условия труда.
С учетом уточненных исковых требований истец просит признать решение комиссии по пенсионным вопросам от года № незаконным; засчитать периоды работы в должности маляра с г. по г., а также, назначить досрочную страховую пенсию по старости с года.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области –в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, по мотивам, изложенным в решении комиссии.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015 г., в период возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно Списку N 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.91 N 591) право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые - раздел XXXIII "Общие профессии", код 23200000-13450 - маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности; раздел XXVII, подраздел 1, код 2290100а-13450 - маляры, занятые на подземных работах по строительству и ремонту метрополитенов и других подземных сооружений. Согласно Списку N 2, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г., который можно применить к правоотношениям до 01.01.1992 г., право на досрочное пенсионное обеспечение имели - раздел XXIX, подраздел "а" - маляры при работе с нитрокрасками; - рабочие, занятые на подземных работах по строительству метрополитенов и других подземных сооружений.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено законодательством, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Анализируя вышеуказанные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что основанием применения льготного стажа является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками-малярами, выполнение которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что 06 июля 2015 года Кубатбекова С.Ш., 21 апреля 1965 года рождения, обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением комиссии по пенсионным вопросам от 17 сентября 2015 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку отсутствует необходимый специальный стаж для назначения такой пенсии (л.д. 13-14).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г. если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2 утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Принимая во внимание письмо ПФР от 19.03.2004 г., вышеназванную справку работодателя, суд приходит к выводу о том, что истец в период с 21 июля 1983 года по 31 декабря 1991 года в течение полного рабочего дня была занята выполнением работ с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности, и указанный период подлежит включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по основаниям пп. 2 п.
1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" № 400 ФЗ от 28.12.2013 г.
Одновременное наличие в краске, эмали и других применяемых лакокрасочных материалах наряду с вредными веществами 3 класса опасности (или веществами выше 3 класса опасности 1 или 2), также веществ 4 класса опасности, не лишает маляра права на досрочное назначение пенсии.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22.08.1989 года N 667 с 01.12.1989 года было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В соответствии с п. 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года N 375/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсии.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В соответствии с положениями ст. 167 КЗоТ РСФСР, в действующей до 06.10.1992 года редакции, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы, в том числе до достижения им возраста трех лет, засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом РФ от 25.09.1992 года N 3543-1, в редакцию ст. 167 КЗоТ РСФСР, были внесены изменения, согласно которым, отпуска по уходу за ребенком насчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях), т.е.
с принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).
Таким образом, поскольку, периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшие место до 06 октября 1992 года, включаются в специальный стаж в силу закона, то на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы и в вышеуказанный периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет подлежат включению в ее стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При этом, суд исходит из того, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной по жалобе гражданина С., в Определении Конституционного Суда РФ N 320-О от 5 ноября 2002 г., при разрешении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения до момента введения в действие закона, ухудшающего положение работника и лишающего его права, приобретенного по ранее действовавшему законодательству. Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового (льготного) стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд, учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ по делу по жалобе гражданина С. в Определении N 320-О от 5 ноября 2002 г., о том, что, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст.ст.1 ч.ч.1, 2, 18, 54 (ч.1), ст. 55 (ч.ч.2, 3) и ст. 57 Конституции РФ.
Отпуска по уходу за ребенком истцу были предоставлены в период, когда данные отпуска включались в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии и с учетом того, что право на данный отпуск у истца возникло до 06.10.1992 года, то в силу требований закона ее положение не может быть ухудшено с введением нового правового регулирования, и за ней сохраняется ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
За назначением досрочной страховой пенсии по старости истец Кубатбекова С.Ш., 21 апреля 1965 года рождения, обратилась 06 июля 2015 года, на дату обращения истца за назначением пенсии, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом включения в него спорного периода, составил 8 лет 5 месяцев 10 дней, следовательно, истцу было обоснованно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поэтому требования истца об обязании назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента достижения возраста 50 лет с 21 апреля 2015 года удовлетворению не подлежат, так как наличие необходимого льготного трудового стажа 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда истцом не доказан. Кроме того, досрочная страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней.
Поскольку истец выработала более половины необходимого льготного стажа, то она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста, а именно на один год за каждые 2 года такой работы, то есть с 51 года, который образуется 21.04.2016 г. после вынесения решения судом.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично по ранее приведенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Кубатбековой С Ш в должности маляра Строительного управления № 2 с июля 1 года по по декабря 11 года в качестве работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
В удовлетворении остальных исковых требований Кубатбековой С Ш к ГУ- Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П.
Борисова Решение составлено в окончательной форме 18 марта 2016 года.