Решение суда о признании решения незаконным, возложении обязанности № 2-869/2017 ~ M-498/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2- 869/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2017 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи      Яньшиной Н.В.,

при секретаре                 Переверзевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радьковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Барнауле Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Радькова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле (далее ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле) с требованием о признании незаконным решения от 30.01.2017 г. ... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы: с +++ по +++ в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «<данные изъяты>»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с +++ по +++, с +++ по +++; с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++; обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением +++.

В обоснование заявленных требований указано, что +++ через Единый портал государственных и муниципальных услуг Радькова Н.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, представив документы, подтверждающие стаж и условия работы. Оспариваемым решением ответчика ей было отказано в в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. Полагает, что ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле необоснованно исключили из специального стажа спорные периоды работы, поскольку деятельность в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога ФГУЗ «<данные изъяты>» осуществлялась в связи с деятельностью по охране здоровья населения, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за Радьковой Н.Н. сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

    В судебном заседании Радькова Н.Н. поддержала заявленные требования, что в период 1986 - 2015 г.г. работала в должности врача-эпидемиолога в учреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В период работы заведующим отделом информационного обеспечения, врачом-эпидемиологом в ФГУЗ «<данные изъяты>» вела учет инфекционной заболеваемости, составляла отчетные формы, необходимые для осуществления санитарно-эпидемиологического контроля, являясь единственным в отделе врачом-эпидемиологом, руководила деятельностью помощников врача-эпидемиолога. В спорные периоды работы получала доплату за вредные условия труда в размере 10% от оклада, ежегодно ей предоставлялись дополнительные отпуска.

    Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле Колмакова Е.В. исковые требования не признала по изложенным в отзыве основаниям.

    Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Части 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Радькова Н.Н. +++ обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле от 30.01.2017 года ... в удовлетворении заявления Радьковой Н.Н. о назначении ей досрочной трудовой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом ответчиком установлен специальный стаж работы Радьковой Н.Н. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в размере 26 лет 12 дней. Также установлено, что у Радьковой Н.Н. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента. Период работы Радьковой Н.Н. с +++ по +++ в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «<данные изъяты>» не включен в специальный стаж, так как квалифицировать работу заведующего отделом как лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не представилось возможным с учетом выполняемых отделом задач. Периоды повышения квалификации не включены в специальный стаж работы Радьковой Н.Н. на основании п.п.20 п.1 ст. 27 Закона №173-ФЗ (п.3 Правил №781).

Согласно пункту «н» Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется с 01.01.2002 года список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее – Список).

Согласно указанному Списку, в специальный стаж подлежат включению периоды работы врачом-специалистом всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачами-руководителями учреждений (их структурных подразделений), осуществляющими врачебную деятельность в больницах, а также центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности.

В трудовой книжке Радьковой Н.Н. указано, что +++ ФГУ «<данные изъяты>» преобразован в форме слияния в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>». В тот же день Радькова Н.В. была переведена на должность заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога ФГУЗ «<данные изъяты>».

+++ на основании приказа от +++ ...-к ФИО1 переведена на должность заведующего отделом эпидемиологии ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ///», врача-эпидемиолога, проработала в указанной должности до +++.

Согласно Уставу, ФГУЗ «<данные изъяты>» является федеральным государственным учреждением здравоохранения, обеспечивающим деятельность Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно положению об отделе информационного обеспечения ФГУЗ «<данные изъяты>», основными задачами отдела являются: обеспечение деятельности ТУ Роспотребнадзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовка предложений для ТУ Роспотребнадзора по профилактике инфекционных заболеваний населения на основе оперативного и ретроспективного анализа заболеваемости и статистической отчетности. Основными функциями отдела являлись: сбор информации об инфекционной и паразитарной заболеваемости, подготовка и сдача форм государственного статистического наблюдения, подготовка и передача в ТУ Роспотребнадзора информации о количестве заболевших, уровне заболеваемости, оказание практической помощи филиалам ФГУЗ «<данные изъяты>».

Должностной инструкцией заведующего отделом информационного обеспечения ФГУЗ «<данные изъяты>» определено, что на указанную должность назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и сертификат по специальности «эпидемиология».

+++ по окончанию Кемеровского государственного медицинского института Радьковой Н.Н. присвоена квалификация врача-гигиениста, эпидемиолога.

В качестве врача-эпидемиолога в период 2003-2013 г.г. истец неоднократно направлялся работодателем на курсы повышения квалификации, получал надбавку за вредность, также Радьковой Н.Н. ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска в связи с особыми условиями труда (л.д.37-40, 74,75).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В судебном заседании Радькова Н.Н. пояснила, что основными должностными обязанностями врача-эпидемиолога является эпидемиологический мониторинг, который включает учет инфекционной заболеваемости, передачу данных об очаге и уровне инфекционной заболеваемости в органы Роспотребнадзора, контроль за состоянием заболеваемости. В должности заведующего отделом она занималась сбором и систематизацией материалов о состоянии инфекционной заболеваемости и проведении в очагах особо опасных инфекционных заболеваний, непосредственно участвовала в проведении противоинфекционных мероприятий, замещала врача-эпидемиолога при его отсутствии в отделе ФГУЗ «<данные изъяты>».

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" определены должностные обязанности врача-эпидемиолога, требования к квалификации специалиста. Среди основных должностных обязанностей врача-эпидемиолога относятся: обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства; проведение ежедневного анализа регистрации и учета инфекционной заболеваемости; проведение оперативного и ретроспективного анализа заболеваемости, осуществление контроля за осуществлением комплекса противоэпидемических мероприятий; проведение экспертизы, расследования, обследования, исследования в случаях инфекционной заболеваемости.

Допрошенный в судебном заседании свидетель З.Е.М. пояснила, что в период с +++ по +++ работала в должности помощника врача-эпидемиолога в отделе информационного обеспечения ФГУЗ «<данные изъяты>». Указанный период Управлением Пенсионного фонда в г. Барнауле был включен в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельностью. Указанный отдел был выделен из состава отдела эпидемиологии в период 2005-2009 г.г. был выделен из состава отдела эпидемиологии. Работой помощников врача-эпидемиолога руководила Радькова Н.Н., которая являлась единственным врачом-эпидемиологом в отделе.

Указанные обстоятельства подтверждаются штатными расписаниями ФГУЗ на периоды 2005 года, 2009 года.

В подтверждение трудового стажа представлена копия трудовой книжки З.Е.М.

Согласно сведениям пенсионного дела З.Е.М. период работы в должности помощника эпидемиолога в отделе информационного обеспечения, отделе эпидемиологии ФГУЗ «<данные изъяты>» включен в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности.

С учетом изложенного суд полагает, что в период с +++ по +++ ФИО1 в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «<данные изъяты>» осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, являясь врачом-эпидемиологом, поэтому решение ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле в части отказа включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения указанный период работы истца (4 года 2 дня) является незаконным и подлежит отмене.

Доводы ответчика о том, что в спорный период Радькова Н.Н. выполняла обязанности врача-статистика, суд полагает несостоятельными, поскольку при рассмотрении дела установлено, что деятельность истца включала эпидемиологический мониторинг, учет инфекционной заболеваемости, контроль за проведением противоэпидемических мероприятий, что является обязанностью врача-эпидемиолога и обязательно при осуществлении деятельности по охране здоровья населения.

    Доводы ответчика относительно предоставленных работодателем сведений индивидуального лицевого счета без указания кода особых условий суд также полагает несостоятельными.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете» обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность, и своевременность предоставления, возложена на работодателя. Надлежащий контроль за предоставлением указанных сведений работодателем должен осуществлять Пенсионный Фонд РФ. Поэтому застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего выполнения работодателем и органа Пенсионного Фонда РФ своих обязанностей, установленных законом.

    Согласно архивной справке ... от +++ (л.д.16) в периоды: с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++ в качестве врача-эпидемиолога Радькова Н.Н. направлялась на курсы повышения квалификации.

    Представленными в судебное заседание доказательствами (приказом ... от +++, приказом ... от +++, приказом ... от +++, приказом ... от +++, приказом ... от +++, приказом ... от +++, а также расчетными листками (л.д.41-52, 74-76) подтверждается, что в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата в соответствии со ст. 187 ТК РФ.

В силу п.4 Правил №516 от 11.07.2002г., утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения содержались и в ст. 112 КЗоТ Российской Федерации, согласно которой при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

По изложенным основаниям периоды повышения Радьковой Н.Н. квалификации с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++ (всего 27 дней в должности заведующего отделом эпидемиологии, врача-эпидемиолога ФГУЗ «<данные изъяты>») также подлежат включению в специальный стаж работы истца.

Поскольку решение ответчика в части отказа включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы Радьковой Н.Н. с +++ по +++ в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ///»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировок: с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++ в должностях заведующего отделом эпидемиологии, врача-эпидемиолога Центра госсанэпиднадзора в ///, заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ///», заведующего отделом эпидемиологии, врача-эпидемиолога, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ///» в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения нарушает права истца на пенсионное обеспечение, его необходимо признать незаконным в данной части, обязать ГУ УПФР в /// края включить указанные периоды в стаж работы ФИО1 в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

С учетом установленного ответчиком специального стажа (26 лет 12 дней) общий стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ФИО1 на момент обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии составлял более 30 лет (<данные изъяты>).

С учетом изложенного суд полагает, что у истца на момент обращения в ГУ-УПФ РФ в г.Барнауле возникло право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с чем решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости было принято незаконно, поэтому требования Радьковой Н.Н. о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию с даты обращения за её назначением +++ подлежат удовлетворению.

В ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Радьковой Н.Н. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барнауле Алтайского края ... от +++ недействительным в части отказа включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы Радьковой Н.Н. с +++ по +++ в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «<данные изъяты>»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировок: с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++

Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края обязанность включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы Радьковой Н.Н. с +++ по +++ в должности заведующего отделом информационного обеспечения, врача-эпидемиолога в ФГУЗ «<данные изъяты>»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++, +++, с +++ по +++, с +++ по +++, с +++ по +++.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края назначить Радьковой Н.Н. страховую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением +++.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Барнауле Алтайского края в пользу Радьковой Н.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья                        Н.В. Яньшина

        

        Мотивированное решение составлено 20 мая 2017 года