Решение суда о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж, назначении и выплате пенсии № 2-1326/2017 ~ М-986/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

2-1326/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Рейценштейн Н. В., с участием истца Булычевой М. Е., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булычевой М. Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж, назначении и выплате пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Булычева М. Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании решения Управления от 02.02.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части невключения спорных периодов в специальный стаж, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 в должности учителя в Суворовской неполной средней школе и с < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 в должности психолога и педагога-психолога в Центре проблем детства (с 22.08.1997 - Центре проблем и поддержки детства), назначить пенсию со дня возникновения права.

В судебном заседании истец Булычева М. Е. заявленное требование о назначении пенсии уточнила, просила назначить и выплачивать ей пенсию с < дд.мм.гггг >, в обоснование суду пояснила, что с решением Управления не согласна, поскольку с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 работала в должности учителя в Суворовской неполной средней школе. В связи с введением в действие Закона «Об образовании» образовательные учреждения должны были приобрести статус юридических лиц. Период работы до введения в действие данного Закона включен Управлением в специальный стаж, при этом в связи с введением его в действие фактически ни место работы, ни должностные обязанности, ни условия работы, ни реализуемая программа не изменились.

С < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 работала в должности психолога и педагога-психолога в Центре проблем детства (с 22.08.1997 - Центре проблем и поддержки детства). Наименование должности было изменено с психолога на педагога-психолога при изменении штатного расписания, однако должностные обязанности при этом не изменялись. В уставе Центра отражена его структура, в том числе психолого-педагогический консилиум, сотрудником которого являлась. Центром велась работа с образовательными учреждениями района, контингент детей был непостоянный, только на период, необходимый для коррекции. Программ, по которым осуществлялась работа, не было, общеобразовательные программы не реализовывались. Данный Центр являлся учреждением дополнительного образования, работающим по Типовому положению об образовательном учреждении. В спорный период Центр устава не имел, документы находились в разработке. Впоследствии Центр неоднократно менял свой статус. Поскольку осуществляла педагогическую деятельность, работа осуществлялась с детьми, следовательно, должна быть включена в специальный стаж.

Представитель ответчика Белоусова Ю. С. заявленные требования не признала, поддержала доводы письменных возражений о том, что < дд.мм.гггг > истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Управлением отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения у нее отсутствовал необходимый 25-летний стаж на соответствующих видах работ.

Период работы истца с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 в должности учителя в Суворовской неполной средней школе не подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку данное учреждение не обладало статусом юридического лица, а являлось структурным подразделением < адрес > РАЙОНО Целиноградской области. Применить к спорному периоду п. 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 (далее - Правила от 22.09.1999 №1067), не представляется возможным, так как документально не подтверждено выполнение педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, а также не подтверждено, что школа является общеобразовательной.

Период работы истца с < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 в должности психолога и педагога-психолога в Центре проблем детства (с 22.08.1997 - Центре проблем и поддержки детства) не подлежит включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения и должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее - Список от 29.10.2002 №781).

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что < дд.мм.гггг > Булычева М. Е. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления < № > от 02.02.2017 установлено, что по состоянию на < дд.мм.гггг > стаж истца на соответствующих видах работ составил 20 лет 11 месяцев 16 дней.

Управление приняло решение об отказе Булычевой М. Е. в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».

При этом в специальный страховой стаж не включен период работы истца с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 в должности учителя в Суворовской неполной средней школе, поскольку документально не подтвержден статус юридического лица (л. д. 7-8).

Подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п. п. 2-4 ст. 30 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Подп. «м» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление от 16.07.2014 №665), установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

П. 3 Постановления от 16.07.2014 №665 также установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 настоящего постановления, применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Таким образом, поскольку спорный период работы истца имел место после 01.01.1992 и до 01.11.1999, при определении стажа на соответствующих видах работ подлежит применению Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 (далее - Список от 06.09.1991 №463) и само указанное Постановление (далее - Постановление от 06.09.1991 №463).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается трудовой книжкой истца, справкой ГУ «Отдел образования» < адрес > (ранее - < адрес >) района Акмолинской (ранее - Целиноградской) области от 04.06.2009, Булычева (Р.) М. Е. с < дд.мм.гггг > работала в должности учителя биологии в Суворовской неполной средней школе < адрес > РАЙОНО Целиноградской области, откуда 09.08.1993 уволена (л. д. 9-14, 15-16, 19, 20-21).

Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действие которого приходится на время работы истца), в частности ст. ст. 80, 83, не ставил в зависимость назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью от наличия у образовательного учреждения статуса юридического лица.

В действовавшем до 01.11.1999, то есть в спорный период работы истца, Списке от 06.09.1991 №463, предусмотрено наименование учреждений «школы», а также наименование должности - «учитель».

Вместе с тем, в п. 2 Постановления от 06.09.1991 №463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В указанных нормативных актах, действующих в спорный период, принятых на основании Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также нет ссылок на то, что образовательные учреждения должны иметь статус юридического лица, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях всем работникам, занятым в учреждениях (организациях) образования независимо от их ведомственной подчиненности.

Педагогическая деятельность Булычевой М. Е. в спорный период подтверждена записями в трудовой книжке, которая в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, является основным документом для назначения пенсии. Как следует из объяснений истца и не оспорено ответчиком, на всем протяжении работы в Суворовской неполной средней школе ее функциональные обязанности как учителя не изменялись. Ни в трудовой книжке истца, ни в других документах каких-либо данных о том, что истец в данный спорный период отвлекалась для выполнения других работ, не предусмотренных соответствующим Списком, находилась в отпусках без сохранения заработной платы, не имеется.

Поскольку наименование учреждения Суворовская неполная средняя школа предусмотрено вышеназванным Списком независимо от наличия статуса юридического лица, и истец осуществляла в нем педагогическую деятельность, что ответчиком не оспаривалось, суд приходит к выводу, что Управлением необоснованно отказано во включении в специальный стаж истца спорного периода работы.

Оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 в должности психолога, с < дд.мм.гггг > - педагога-психолога в Центре проблем детства (с 22.08.1997 - Муниципальное образовательное учреждение «Центр проблем и поддержки детства») не имеется по следующим основаниям.

Как следует из трудовой книжки истца и справки МКУ «Центр бухгалтерского материально-технического обеспечения образовательных учреждений г. Екатеринбурга» от 10.06.2016, Булычева М. Е. с < дд.мм.гггг > по 31.08.1996 работала в Муниципальном образовательном учреждении Центр проблем и поддержки детства Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в должности психолога; с < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 - в должности педагога-психолога, согласно штатного расписания, в этом же учреждении.

С 01.07.1993 Центр педагогической реабилитации создан на базе детского сада №85;

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

с 18.06.1994 учреждение приобретает статус «Центра психолого-педагогических проблем детства»;

с 21.03.1997 зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение Центр проблем и поддержки детства;

с 08.06.1999 зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии;

с 26.11.2002 зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

с 18.08.2005 зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - оздоровительно-образовательный центр «Центр поддержки детства»;

с 20.12.2011 зарегистрирован как Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный центр «Центр поддержки детства» (л. д. 9-14, 18, 22-23).

Действующий в спорный период работы Список от 06.09.1991 №463 не предусматривал ни наименование учреждения «центр проблем детства», «центр проблем и поддержки детства», ни наименование должности «психолог», «педагог-психолог».

В соответствии с п. п. 3, 11 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 (далее - Правила от 29.10.2002 №781), работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

В п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 №781 предусмотрена должность «педагог-психолог» («психолог» отсутствует), в п. 1 разделена «Наименование учреждения» не предусмотрены «центр проблем детства», «центр проблем и поддержки детства». Между тем, п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» предусматривает «Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

В п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 №781 не включено наименование учреждений «центр проблем детства», «центр проблем и поддержки детства», предусмотрены «Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в частности центр детский оздоровительно-образовательный (профильный)». Однако должности «психолог», «педагог-психолог» не включены в п. 2 раздела «Наименование должностей» указанного Списка.

Таким образом, работа в должности «педагога-психолога» включается в специальный стаж только в учреждениях, предусмотренных п. п. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от 14.04.1994 < № > в связи с необходимостью комплексного, межведомственного подхода к решению психолого-педагогических и социальных проблем детства в Орджоникидзевском районе изменен статус Центра педагогической реабилитации в Центр психолого-педагогических проблем детства (л. д. 68).

Согласно первому уставу Муниципального образовательного учреждения Центр проблем и поддержки детства г. Екатеринбурга, утвержденному 03.06.1996, целью создания учреждения является обеспечение реализации прав детей на педагогическую, диагностическую, консультационную и коррекционную индивидуальную помощь, направленную на личностное становление ребенка, адаптацию его в первичном детском коллективе, на социализацию и интеграцию в общество. Основными задачами учреждения являются: определение и инициирование создания благоприятных условий для личностного становления ребенка в семье и в первичном детском коллективе; содействие созданию в образовательных учреждениях района условий для усвоения детьми с проблемами обязательного минимума содержания образовательных программ; оказание практической диагностической, коррекционно-адаптационной, реабилитационной и консультативной помощи и поддержки детям с педагогическими, психологическими, социальными, биологическими проблемами и девиантным поведением; формирование у ребенка с биопсихосоциальными проблемами потребностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации; организация и осуществление педагогической и психологической профилактики проблем детства в среде жизнедеятельности ребенка. ЦПД осуществляет образовательный процесс в коррекционно-адаптационной форме, основанной на принципах гуманистической педагогики сотрудничества на собственных площадях и по собственным программам (л. д. 36-54, 69).

22.12.1999 Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центру дополнительного образования детей с проблемами в развитии» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей (л. д. 122).

Следующий устав был утвержден 20.11.2002 в отношении Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, согласно которому Центр создан для оказания психолого-педагогической помощи детям с 4 до 18 лет с проблемами школьной и социальной адаптации. Центр в своей деятельности руководствуется, в том числе «Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Основными задачами Центра являются: осуществление индивидуально-ориентированной педагогической и психологической помощи обучающимся, воспитанникам от 4 до 18 лет с проблемами социальной и (или) школьной адаптации. Задачи реализуются путем организации коррекционно-развивающего обучения; организации образовательной деятельности по государственным компилятивным, парциальным и авторским общеобразовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, воспитанников, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся, воспитанников; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с обучающимися, воспитанниками. Центр осуществляет образовательный процесс по государственным, компилятивным, парциальным и авторским общеобразовательным программам (л. д. 70-85). Данное учреждение имело лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам (л. д. 123).

25.07.2005 был утвержден устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей - оздоровительно-образовательного центра - «Центр поддержки детства», согласно которому Центр создан в целях обеспечения реализации прав детей на дополнительное образование, направленное на развитие мотивации к познанию, самореализации, творческому труду, на личностное становление, повышение адаптационных возможностей и социализацию детей. Основными задачами Центра являются: реализация программ дополнительного образования; сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей; обеспечение необходимых условий для личностного развития, самореализации и повышения адаптивных возможностей детей; оказание помощи по профессиональному самоопределению детей; формирование общей культуры детей; профилактика и (или) преодоление психолого-педагогических проблем, затрудняющих адаптацию, самореализацию и социализацию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста; организация содержательного досуга. Задачи реализуются путем организации развивающей среды; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; оказания помощи по подготовке к школе детям 5 - 6-летнего возраста, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. Центр осуществляет образовательный процесс по государственным, компилятивным, парциальным и авторским программам (л. д. 86-101).

Аналогичные цели и задачи закреплены в действующем уставе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - детского оздоровительно-образовательного центра - «Центр поддержки детства», утвержденном 28.11.2011 (л. д. 102-121). Данное учреждение имело лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей (л. д. 124-128).

Из представленных доказательств следует, что Центр педагогической реабилитации с 18.06.1994 приобрел другой статус - «Центр психолого-педагогических проблем детства», с 21.03.1997 был зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение Центр проблем и поддержки детства, с 08.06.1999 - как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии. В период с 26.11.2002 был зарегистрирован как Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. С 18.08.2005 по настоящее время является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей.

При этом после регистрации 08.06.1999 как Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Центр дополнительного образования детей с проблемами в развитии, данное учреждение действовало на основании ранее утвержденного устава от 03.06.1996 и лицензии на осуществление соответствующих образовательных программ. Только при регистрации впоследствии как муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и затем как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей менялись уставы Центра.

Учитывая вышеизложенное, а также анализируя цели, задачи и предмет деятельности Центра, закрепленные в его уставах в разные периоды, суд приходит к выводу, что в спорный период Центр являлся учреждением дополнительного образования детей, что подтвердила в судебном заседании и истец. Предмет деятельности Центра в спорный период не включал в себя реализацию общеобразовательных программ. Между тем, согласно Типовому положению об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 №867, образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования. Основными задачами учреждения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям; оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации. Основным направлением деятельности учреждения является, в частности организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

При таких обстоятельствах педагогическая деятельность истца в должности психолога, педагога-психолога в период с < дд.мм.гггг > по 24.08.1998 не может быть зачтена в специальный стаж, который согласно действующему правовому регулированию позволял бы назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, поскольку работа в должности «педагога-психолога» в «учреждениях дополнительного образования детей» (п. 2 раздела «Наименование учреждений») не подлежит включению в специальный стаж.

Неодинаковый подход к вопросу об исчислении периодов работы отдельных категорий педагогических работников обусловлен именно различным характером деятельности работников, связанной именно с функциональными обязанностями, психоэмоциональной нагрузкой, которые различны, поскольку работа преподавателей, учителей в школах осуществляется по обязательной программе, отличается большой интенсивностью и педагоги несут ответственность за результаты своей деятельности.

Таким образом, сам по себе факт выполнения педагогической работы в учреждениях для детей не являлся и не является основанием для досрочного назначения пенсии, в связи с чем доводы истца о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, так как ее деятельность в этот период являлась педагогической и осуществлялась в учреждении для детей, не могут быть признаны состоятельными.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии Булычева М. Е. обратилась в Управление < дд.мм.гггг >.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 данного Закона, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. В силу ч. 3 указанной статьи Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

Подтверждение педагогического стажа потребовало необходимости обращения истца в суд на защитой нарушенного права.

Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда. Без учета спорных периодов специальный трудовой стаж истца на < дд.мм.гггг > составил 20 лет 11 месяцев 16 дней, с учетом спорных периодов - 21 год 11 месяцев 26 дней. Расчет специального стажа:

период работы в должности учителя в Суворовской неполной средней школе с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 - 01 год 00 месяцев 10 дней.

20 лет 11 месяцев 16 дней + 01 год 00 месяцев 10 дней = 21 год 11 месяцев 26 дней.

Таким образом, по состоянию на < дд.мм.гггг > специальный стаж истца был менее необходимых дня назначения пенсии 25 лет, в связи с чем требование о назначении пенсии удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга < № > от 02.02.2017 признать незаконным в части невключения в специальный страховой стаж периода работы Булычевой М. Е. с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 в должности учителя в Суворовской неполной средней школе.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Булычевой М. Е. период работы с < дд.мм.гггг > по 09.08.1993 в должности учителя в Суворовской неполной средней школе, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 25.04.2017.

Судья