Решение суда о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж № 2-2703/2017 ~ М-2544/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                                                                                       2-2703/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Рейценштейн Н. В., с участием истца Козынятко Н. А., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козынятко Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Козынятко Н. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании решения Управления < № > от 08.06.2017 незаконным в части невключения спорных периодов работы, обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993.

В судебном заседании истец Козынятко Н. А. заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 работала в Средней школе < № > в должности старшей вожатой. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием в количестве одной ставки. В должностные обязанности входила организация досуга и учебной деятельности детей во внеурочное и урочное время, организация кружковой деятельности на переменах, продленках, организация школьных праздников, заменяла учителя русского языка и литературы в период его отсутствия. Отвлечений от работы в спорные периоды не было. Наименование должности «старшая вожатая» и «старшая пионервожатая» - одно и то же. В силу законодательства, действовавшего в спорные периоды, работа в школе в должности вожатой подлежала включению в специальный стаж.

Представитель ответчика Белоусова Ю. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что < дд.мм.гггг > истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Управлением отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения у нее отсутствовал необходимый 25-летний стаж на соответствующих видах работ.

Периоды с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы в Средней школе < № > не подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее - Список от 29.10.2002 №781), наименование должности «старшая вожатая» не предусмотрено. Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что < дд.мм.гггг > Козынятко Н. А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления < № > от 08.06.2017 установлено, что по состоянию на < дд.мм.гггг > стаж истца на соответствующих видах работ составил 21 год 10 месяцев 08 дней.

Управление приняло решение об отказе Козынятко Н. А. в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».

При этом в специальный страховой стаж не включены периоды работы истца с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы в Средней школе < № >, так как Списком от 29.10.2002 №781 наименование должности не предусмотрено (л. д. 5-7).

П. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. ч. 2-4 ст. 30 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Аналогичная позиция содержится в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Нормативными актами, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшим в указанный период являлись Закон РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которое утратило силу 01.10.1993 в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу абз. 4 п. 2, п. 4 Положения от 17.12.1959 №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Из трудовой книжки истца, архивной справки МКУ «Муниципальный архив ЗАТО Александровск» от 01.03.2016 следует, что Козынятко (С.) Н. А. работала в Средней общеобразовательной школе < № > < адрес > с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы.

При этом в архивных документах по личному составу и основной деятельности имеются приказы о предоставлении Козынятко Н. А. (Селицкой) очередного отпуска, учебных отпусков, об установлении учебной нагрузки.

Козынятко (С.) Н. А. значится в лицевых счетах как старшая вожатая с < дд.мм.гггг > года по август 1992 года, вожатая - с < дд.мм.гггг > года по август 1993 года.

Других сведений об отвлечениях от основной работы в документах архивных фондов не имеется (л. д. 8-11, 12-14).

Положением о всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967, предусматривались должности старшего и отрядного вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом».

Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 №24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе.

При этом суд исходит из того, что штатная должность - это штатная единица, служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности. Именно штатные работники получают заработную плату за выполняемую работу.

Поскольку о периоде работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > < адрес > имеется запись в трудовой книжке истца, за выполняемую работу по занимаемой должности старшей вожатой Козынятко (С. Н. А. получала заработную плату, о чем свидетельствует наличие лицевых счетов, оснований считать, что истец была внештатным сотрудником, не имеется.

Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (21 год 10 месяцев 08 дней), суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца указанных периодов ее трудовой деятельности, а решение Управления в соответствующей части подлежит признанию незаконным.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии Козынятко Н. А. обратилась < дд.мм.гггг >. Без учета спорных периодов специальный страховой стаж истца на < дд.мм.гггг > составил 21 год 10 месяцев 08 дней, с учетом спорных периодов - 24 года 04 месяца 05 дней.

Расчет специального стажа: периоды работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991 - 00 лет 05 месяцев 20 дней, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 - 02 года 00 месяцев 07 дней.

21 год 10 месяцев 08 дней + 00 лет 05 месяцев 20 дней + 02 года 00 месяцев 07 дней = 24 года 04 месяца 05 дней.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга < № > от 08.06.2017 об отказе в назначении пенсии Козынятко Н. А. признать незаконным в части невключения в специальный страховой стаж спорных периодов работы.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Козынятко Н. А. периоды работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2017.

Судья