Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
2-2703/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Рейценштейн Н. В., с участием истца Козынятко Н. А., представителя ответчика Белоусовой Ю. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козынятко Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Козынятко Н. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании решения Управления < № > от 08.06.2017 незаконным в части невключения спорных периодов работы, обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993.
В судебном заседании истец Козынятко Н. А. заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 работала в Средней школе < № > в должности старшей вожатой. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием в количестве одной ставки. В должностные обязанности входила организация досуга и учебной деятельности детей во внеурочное и урочное время, организация кружковой деятельности на переменах, продленках, организация школьных праздников, заменяла учителя русского языка и литературы в период его отсутствия. Отвлечений от работы в спорные периоды не было. Наименование должности «старшая вожатая» и «старшая пионервожатая» - одно и то же. В силу законодательства, действовавшего в спорные периоды, работа в школе в должности вожатой подлежала включению в специальный стаж.
Представитель ответчика Белоусова Ю. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что < дд.мм.гггг > истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Управлением отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения у нее отсутствовал необходимый 25-летний стаж на соответствующих видах работ.
Периоды с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы в Средней школе < № > не подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (далее - Список от 29.10.2002 №781), наименование должности «старшая вожатая» не предусмотрено. Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что < дд.мм.гггг > Козынятко Н. А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления < № > от 08.06.2017 установлено, что по состоянию на < дд.мм.гггг > стаж истца на соответствующих видах работ составил 21 год 10 месяцев 08 дней.
Управление приняло решение об отказе Козынятко Н. А. в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».
При этом в специальный страховой стаж не включены периоды работы истца с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы в Средней школе < № >, так как Списком от 29.10.2002 №781 наименование должности не предусмотрено (л. д. 5-7).
П. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. ч. 2-4 ст. 30 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная позиция содержится в абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Нормативными актами, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшим в указанный период являлись Закон РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которое утратило силу 01.10.1993 в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В силу абз. 4 п. 2, п. 4 Положения от 17.12.1959 №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из трудовой книжки истца, архивной справки МКУ «Муниципальный архив ЗАТО Александровск» от 01.03.2016 следует, что Козынятко (С.) Н. А. работала в Средней общеобразовательной школе < № > < адрес > с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 в должности старшей вожатой школы.
При этом в архивных документах по личному составу и основной деятельности имеются приказы о предоставлении Козынятко Н. А. (Селицкой) очередного отпуска, учебных отпусков, об установлении учебной нагрузки.
Козынятко (С.) Н. А. значится в лицевых счетах как старшая вожатая с < дд.мм.гггг > года по август 1992 года, вожатая - с < дд.мм.гггг > года по август 1993 года.
Других сведений об отвлечениях от основной работы в документах архивных фондов не имеется (л. д. 8-11, 12-14).
Положением о всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967, предусматривались должности старшего и отрядного вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом».
Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 №24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе.
При этом суд исходит из того, что штатная должность - это штатная единица, служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности. Именно штатные работники получают заработную плату за выполняемую работу.
Поскольку о периоде работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > < адрес > имеется запись в трудовой книжке истца, за выполняемую работу по занимаемой должности старшей вожатой Козынятко (С. Н. А. получала заработную плату, о чем свидетельствует наличие лицевых счетов, оснований считать, что истец была внештатным сотрудником, не имеется.
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (21 год 10 месяцев 08 дней), суд приходит к выводу, что имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца указанных периодов ее трудовой деятельности, а решение Управления в соответствующей части подлежит признанию незаконным.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии Козынятко Н. А. обратилась < дд.мм.гггг >. Без учета спорных периодов специальный страховой стаж истца на < дд.мм.гггг > составил 21 год 10 месяцев 08 дней, с учетом спорных периодов - 24 года 04 месяца 05 дней.
Расчет специального стажа: периоды работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991 - 00 лет 05 месяцев 20 дней, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993 - 02 года 00 месяцев 07 дней.
21 год 10 месяцев 08 дней + 00 лет 05 месяцев 20 дней + 02 года 00 месяцев 07 дней = 24 года 04 месяца 05 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга < № > от 08.06.2017 об отказе в назначении пенсии Козынятко Н. А. признать незаконным в части невключения в специальный страховой стаж спорных периодов работы.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Козынятко Н. А. периоды работы в должности старшей вожатой в Средней школе < № > с < дд.мм.гггг > по 23.07.1991, с < дд.мм.гггг > по 31.08.1993.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2017.
Судья