Решение суда о признании решения незаконным, обязании включить периоды в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости № 2-1193/2017 ~ М-537/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2017 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре Чекуновой С.В., с участием представителя истца Осинцева А.Г., действующего на основании доверенности от ****год, представителя ответчика Ирвад Н.В., действующей по доверенности от ****год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №­1193/2017 по иску Меклер Т.В. к Управлению Пенсионного фонда в РФ (государственное учреждение) в <адрес> г. Иркутска о признании решения незаконным, обязании включить периоды в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ****год истец обратилась в УПФ (ГУ) в <адрес> г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком № 2. Решением № от ****год истцу было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Общая сумма не включенного стажа составила 7 лет 5 месяцев 17 дней.

Отказ вынесен на основании того, что Иркутский орлена Трудового Красного Знамени НИ Противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не относится к учреждениям здравоохранения, не представлены документы, подтверждающие занятость полный рабочий день.

Согласно Уставу противочумного института, его учредителем является Министерство здравоохранения.

При создании ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт 05.07.1934 было утверждено Положение об Иркутском Государственном Институте НКЗДРАВА Сибири и ДВК, утвержденное Наркомздравом РСФСР. Приказом народного комиссара здравоохранения от 11.07.1934 был назначен директор института. Из положения следует, что институт создан на базе Иркутской противочумной станции, и согласно этому же документу является руководящим учреждением для всех областных и некоторых противочумных станций Сибири и Дальнего Востока.

Противочумный институт имеет лицензию на разрешение деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности, выданную Министерством здравоохранения.

Согласно приложению № 3 к Приказу № 37 от 05.02.2004 Минздрава России к противочумным учреждениям Министерства здравоохранения отнесены как противочумные станции, так и противочумные институты.

Иркутский противочумный институт отнесен к специализированным медицинским учреждениям в Перечне федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872.

В уставе ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора записано, что институт является федеральным казенным учреждением здравоохранения.

Кроме того, институт финансируется по разделу «Здравоохранение», а не по разделу «Наука».

Приказом Роспотребнадзора РФ от 17.11.2005 № 774 утверждено Положение о системе противочумных учреждений, в котором установлено, что противочумные институты входят в противочумную систему.

Пунктом 1.6 указанного Положения установлено, что Учреждения Противочумной системы в сфере трудовых отношений, согласно действующим нормативно-правовым актам, имеют специальный статус «Противочумные учреждения», который характеризуется наличием в них для всех категорий работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда.

Более того, в период работы истца в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», в п. 113 которого указано, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях засчитывается в стаж в двойном размере.

Период трудовой деятельности истца в противочумном институте составил 7 лет 5 месяцев 17 дней. С учетом льготного исчисления в двойном размере специальный стаж истца в период с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня) составил 13 лет 8 месяцев 9 дней. Общий страховой стаж истца составил на момент обращения в пенсионный фонд 21 год 11 месяцев 5 дней.

Просит суд признать право Меклер Т.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 50 лет;

признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска от ****год № в части отказа Меклер Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы: с ****год по ****год (б лет 2 месяца 22 дня), с ****год по ****год (1 год 2 месяца 25 дней) в должности дезинфектора, дежурной бюро пропусков в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, общий период: 7 лет 5 месяцев 17 дней;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в двойном размере периода работы: с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня) в должности дезинфектора в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а «Работники, занятые в противочумных учреждениях» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, периодов работы: с ****год по ****год (1 год 2 месяца 25 дней) – в должности дежурной бюро пропусков в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Меклер Т.В. досрочную страховую пенсию по старости с ****год;

взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в пользу Меклер Т.В. судебные издержки, выразившиеся в оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей;

взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в пользу Меклер Т.В. судебные издержки, выразившиеся в оплате нотариальных услуг, в размере 1100,00 рублей;

взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в пользу Меклер Т.В. судебные издержки, выразившиеся в оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание истец Меклер Т.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, участвует в деле через своего представителя.

Представитель истца Осинцев А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, настаивал на их полном удовлетворении.

Представитель ответчика Ирвад Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 112-113), согласно которых досрочная трудовая пенсия по старости не может быть назначена из-за отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Кроме того, суду пояснила, что отказ пенсионным фондом был дан обосновано: не приняли во внимание стаж в двойном размере, поскольку на основании законодательства противочумный институт не относится к учреждению здравоохранения. Также, истцом не представлены сведения, подтверждающие разумность понесенных судебных расходов.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причины неявки суду не сообщили.

Обсудив причины неявки третьего лица в судебное заседание, извещенного о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные в суд доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что ****год истец обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 116-117).

Решением ответчика об отказе в установлении пенсии № от ****год (л.д. 114-115) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как стаж на соответствующих видах работ отсутствует, при требуемом не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда. Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ у Меклер Т.В. отсутствует.

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды, в том числе:

- с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня) в качестве дезинфектора, в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте Роспотребнадзора;

- с ****год по ****год (1 год 2 месяца 25 дней) в должности дежурной бюро пропусков в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте Роспотребнадзора.

Всего: 7 лет 5 месяцев 17 дней.

Указанные периоды работы истца не включены ответчиком в специальный стаж, поскольку наименование учреждения, в котором работал истец, не предусмотрено Списком.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержались в ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Таким образом, исходя из названных положений, для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости необходимо три условия: наличие стажа работы не менее 10 лет на должности, дающей право на досрочную пенсию по старости; наличие страхового стажа не менее 20 лет; а также достижение истцом возраста 50 лет.

Из представленных в суд сторонами документов, пенсионного дела Меклер Т.В. следует, что общий страховой стаж работы истца на момент его обращения в УПФР за досрочным назначением пенсии (****год) составил 21 год 11 месяцев 15 дней.

Согласно материалам дела, истец родилась ****год – соответственно возраста 50 лет истец достигла 22.11. 2013.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

В разделе XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», позицией 22600000-1754а предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях имеют работники, занятые в противочумных учреждениях. Аналогичное положение закреплено в Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 N 1173 "Об утверждении списков, производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.

В силу со ст. 66 Трудового Кодекса РФ обязанность по выдаче и ведению трудовой книжки работника возложена на работодателя.

Истец Меклер Т.В. имела ранее фамилии Кузнецова Т.В., Комарова Т.В. (л.д. 125, 126, 127).

Согласно данных трудовой книжки истца АТ-III №, Меклер Т.В. в спорные периоды с ****год по ****год работала в качестве лабораторного служителя сывороточного отдела, дезинфектора сывороточного отдела, лаборанта патогистологической лаборатории, препаратором патогистологической лаборатории, дезинфектором патофизиологической лаборатории; в период с ****год по ****год дежурной бюро пропусков в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока (л.д. 119-124).

В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ****год № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», выданной ФКУЗ «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (л.д. 128), Меклер Т.В. работала полный рабочий день, в течении полной рабочей недели:

- с ****год (приказ о приеме №-л от ****год) по ****год (приказ об увольнении №-Л от ****год) в качестве лабораторного служителя, дезинфектора сывороточного отдела, лаборанта патогистологической лаборатории;

- с ****год (приказ о приеме №-Л от ****год) по ****год (приказ об увольнении №-Л от ****год) в качестве дежурной бюро пропусков.

На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 (Положение утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 № 569) Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно Приложению № 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 № 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входил Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 упразднено Министерство здравоохранения РФ, образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В силу Положения об организации деятельности Системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 № 152 «О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы», система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п. 1.1);

В противочумную систему входят ФГУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора, ФГУЗ «Научно-исследовательские противочумные институты» Роспотребнадзора и ФГУЗ «Противочумные станции» Роспотребнадзора. Противочумные учреждения по своей основной деятельности взаимодействуют с учреждениями Роспотребнадзора: ФГУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора, ФГУН «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии», с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации (п. 1.2);

Противочумные учреждения, входящие в систему, руководствуются в своей деятельности, в том числе, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 1.3);

Управление деятельностью противочумной системы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 4.1).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» утверждены перечни указанных учреждений, в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.

Положением от 05.07.1934 «Об Иркутском государственном противочумном институте НКЗДРАВА СИБИРИ и ДВК» (л.д. 163-167), предусмотрено, что Иркутский государственный противочумный институт «ЧУМИН» является научно-оперативным органом Уполномоченного СТО СССР по борьбе с чумой (Противочумный центр Сибири и ДВК) (п.1). Противочумный институт является руководящим научно-методическим учреждением для всей периферической противочумной сети Сибири и ДВК оказывает диагностическую и консультационную помощь органам здравоохранения при ликвидации остро-заразных заболеваний.

Согласно Уставу от 1997 года (л.д. 169-182) Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока является государственным учреждением, подчиненным Министерству здравоохранения Российской Федерации. Институт учрежден приказом уполномоченного Совета Труда и Обороны СССР № 1 от 05.06.1934 (п. 1.1.).

Главной задачей института является обеспечение местного с региональными противочумными учреждениями и центрами санэпиднадзора эпидемического благополучия по карантинным (чума, холера), особо опасным туляремия, бруцеллез, сибирская язва) и природно-очаговым (арбовирусные инфекции, лептоспироз, псевдотуберкулез, кишечный иерсинеоз) инфекциям на территории Сибири и Дальнего Востока РФ. Институт и противочумные станции в рамках этой задачи курируют санэпидучреждения на административной территории: Тюменская, Кемеровская, Курганская и др. (п. 2.1 устава);

Разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов и питательных средств для профилактики и диагностики карантинных и особо опасных инфекций, совершенствование технологии их производства, подготовка нормативно-технической документации на препараты (п. 2.3 устава);

Обеспечение постоянной готовности специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ). Участие в проведении противоэпидемических мероприятий при возникновении особо опасных, других инфекционных заболеваний и ликвидации стихийных бедствий (п. 2.5 устава).

Уставом от 09.03.2005 (л.д. 77-85) предусмотрено, что Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является некоммерческой организацией – федеральным государственным учреждением здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1).

Пунктом 4 данного Устава предусмотрено, что Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иркутск в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2005г. № 32-р передан в подведомственность Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно п. 1 Устава, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 509 от 17.05.2011 (л.д. 149-162), Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Иркутский научно-исследовательский противочумный институт с момента его создания и на момент спорных периодов входил в систему учреждений здравоохранения, предусмотренных единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и относится к учреждениям с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, соответственно работники, занятые в противочумном учреждении имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, позиция 22600000-1754а, раздела XXIV.

При обращении Меклер Т.В. в пенсионный орган стаж ее работы в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте составлял 7 лет 05 месяцев 17 дней, что меньше стажа, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на работах с тяжелыми условиями труда, который должен быть не менее 10 лет.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 30Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Статьей 94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до ****год), при подсчете трудового стажа, периоды работы (службы) в противочумных учреждениях исчисляются в льготном порядке - в двойном размере.

Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 г. № 70 утверждено Разъяснение № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пункт 1 которого регламентирует порядок применения ранее действующего пенсионного законодательства, а также порядок исчисления трудового стажа работника, который выработал необходимый трудовой и специальный стаж до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г.

Так в п.1. разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г,) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Таким образом, действующее законодательство позволяет применить положения ранее действовавшего на момент выработки истцом специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Закона от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ».

В Постановлении Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590 (в редакции от 30.01.1988) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в п. 113 указано, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях засчитывается в стаж в двойном размере.

Согласно п.п. б ст. 12 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия на общих основаниях устанавливается женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Таким образом, женщинам достаточно было проработать в противочумных учреждениях половину от установленных 10 лет и половину от 20 лет общего трудового стажа. Итого было достаточно 5 лет работы в тяжелых условиях труда (специального стажа) и 10 лет общего трудового стажа, которые были бы засчитаны в двойном размере в соответствии со ст. 94 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ».

Таким образом, период работы истца в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня) подлежит исчислению в льготном порядке – в двойном размере.

С учетом указанного порядка исчисления стаж работы истца в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте, составляет более требуемых Законом 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец на момент обращения с заявлением в УПФР - 23.12.2016г. приобрела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку она к данному моменту достигла возраста 50 лет, её стаж на работах с тяжелыми условиями труда составил более 10 лет, страховой стаж превысил требуемые 20 лет.

В связи с изложенным, исковые требования о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня подачи заявления с ****год и включить спорные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости - подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, суд приходит к следующему.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым, по правилам ст. 88 ГПК РФ относятся расходы по государственной пошлине и издержки, связанные с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, почтовые расходы, расходы по оплате услуг представителей, а также иные признанные судом необходимыми расходы.

Статья 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно ст. 100 ГПК РФ суд вправе снизить размер расходов на оплату услуг представителя, исходя из требований разумности.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. № 355-О и ряду других актов (Определения от 17 июля 2007 года №382-О-О, от 22 марта 2011 года №361-О-О) осуществление гражданином своих прав и свобод, в частности заинтересованным лицом при предъявлении требований о взыскании судебных издержек, не должно нарушать права и свободы других лиц, в данном случае заявителя, поэтому суд обязан взыскивать лишь фактически понесенные расходы на оплату услуг представителя и в разумных пределах.

Из представленного в материалы дела договора об оказании юридических услуг от ****год (л.д. 65-67) следует, что Меклер Т.В. поручает, а «Исполнитель» принимает на себя обязанность оказать юридические услуги, по осуществлению представительства при рассмотрении судом настоящего гражданского дела.

Согласно п. 3.1. указанного договора, стоимость оказываемых услуг составила 15000 руб.

Согласно представленной квитанции, Меклер Т.В. уплатила по Договору 15000 руб. (л.д. 68).

В рассматриваемой ситуации суд считает необходимым при определении разумности расходов на оплату услуг представителя, исходить из объема выполненных представителем истца работ, количества судебных заседаний и сложности рассматриваемого дела, сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов. В связи с чем, учитывая требования разумности и справедливости, количество судебных заседаний, сложившуюся стоимость оплаты услуг представителей в регионе, категорию сложности дела, полное удовлетворение заявленных исковых требований, суд полагает удовлетворить требования Меклер Т.В. о взыскании судебных расходов в размере 15 000 рублей. Указанную сумму суд считает разумной суммой оплаты услуг представителя по данному делу.

Рассматривая требования истца о взыскании расходов на составление нотариальной доверенности в размере 1100 рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности, относятся издержки, признанные судом необходимыми.

Из материалов дела следует, что доверенность Меклер Т.В. на имя Осинцева А.Г., Бахарова А.А. (л.д. 10) содержит полномочия на представление интересов истца не только в рамках данного гражданского дела, но и других органах, учреждениях и любых организациях, то есть предполагает возможность её использования представителями в течение срока действия доверенности с широким кругом полномочий в различных инстанциях.

Согласно доверенности Меклер Т.В. оплатила по тарифу 1100 руб.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что расходы истца по оформлению нотариальной доверенности не связаны только с рассмотрением конкретного судебного спора, в связи с чем, в удовлетворении требований истца в этой части следует отказать.

В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб., пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Исковые требования Меклер Т.В. к Управлению Пенсионного фонда в РФ удовлетворить частично.

Признать право Меклер Т.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 50 лет.

Признать незаконным решение от ****год № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в части отказа Меклер Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и не включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы: с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня), с ****год по ****год (1 год 2 месяца 25 дней) в должности дезинфектора, дежурной бюро пропусков в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, общий период: 7 лет 5 месяцев 17 дней;

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в двойном размере период работы: с ****год по ****год (6 лет 2 месяца 22 дня) в должности дезинфектора Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда период работы: с ****год по ****год (1 год 2 месяца 25 дней), дежурной бюро пропусков в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска назначить Меклер Т.В. досрочную страховую пенсию по старости с ****год.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска в пользу Меклер Т.В. судебные издержки, выразившиеся в оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей.

Во взыскании судебных расходов в большем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ****год.

Председательствующий судья Н.Р. Мухаметова