Решение суда о признании решения комиссии не законным, зачете в специальный трудовой стаж периода работы и назначении досрочной пенсии по старости № 2-1535/2017 ~ М-1363/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2 – 1535\ 17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.08.2017г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шишковой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палазюк ФИО8 к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о признании решения комиссии не законным, зачете в специальный трудовой стаж периода работы и назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Палазюк Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о признании решения комиссии не законным, зачете в специальный трудовой стаж периода работы и назначении досрочной пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 856 от 28.04.2017г. (Протоколом № 533 от 28.04.2017г.) ей отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены периоды: нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990г. по 09.03.1991г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 10.03.1991г. по 01.10.1991г. в период работы в должности медицинской сестры в Лечебно- консультативном центре, со ссылкой, что «Лечебно-консультативный центр» не предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от 03.11.1999г. №395; на курсах повышения квалификации с 22.05.2000г. по 23.06.2000г., с 14.06.2012г. по 05.07.2012г., с 23.06.2014г. по 04.07.2014г. со ссылкой, что включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.1999г., ни разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5, Правилами от 29.10.2002г. №781, Правилами от 11.07.2002г. №516; нахождения в учебных отпусках с сохранением заработка с 06.02.2004г. по 06.03.2004г., с 13.06.2007г. по 13.07.2007г., дополнительные выходные дни (Радоница) 03.05.2011г., 29.04.2014г., 21.04.2015г., 10.05.2016г., со ссылкой на Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 11,07.2002г. №516. Отказ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в вышеуказанной части считает незаконным и необоснованным.

В ходе рассмотрения дела истцом было подано заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми просит суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 28.04.2017 г. № 856 и Протокол №533 от 28.04.2017 г. в частности исключения периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990 г. по 09.03.1991 г., в отпуске по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет с 10.03.1991 г. по 01.10.1991 г. в период работы в должности медсестры в Лечебно- консультативном центре; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2000 г. по 23.06.2000 г., с 04.06.2012 г. по 05.07.2012 г., с 23.06.2014 г. по 04.07.2014 г.; дополнительный выходной день 03.05.2011 г., 29.04.2014 г., 21.04.2015 г., с 10.05.2016 г.; нахождения в учебных отпусках с сохранением заработка с 13.06.2007 г. по 13.07.2007 г.; обязать Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова включить в расчет льготный пенсии по старости периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990 г. по 09.03.1991 гг., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 10.03.1991 г. по 01.10.1991 г. в период работы в должности медсестры в Лечебно-консультативном центре; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2000 г. по 23.06.2000 г., с 04.06.2012 г. по 05.07.2012 г., с 23.06.2014 г. по 04.07.2014 г.; дополнительный выходной день 03.05.2011 г., 29.04.2014 г., 21.04.2015 г., с 10.05.2016 г.; нахождения в учебных отпусках с сохранением заработка с 13.06.2007 г. по 13.07.2007 г. и назначить льготную пенсию с момента возникновения права на пенсию, т. е. с 05.03.2017 г.; взыскать расходы по оплате госпошлины с ответчика.

Истец Палазюк Л.А. в суд не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца по доверенности Беляева Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Максимчева А.Ю. просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч. 2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.

В силу ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В соответствии со ст. 60, 67 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а суд оценивает допустимость каждого доказательства, которая, прежде всего, относится к соблюдению процессуальной формы доказывания. Допустимость доказательств - это их соответствие требованиям закона относительно источника, способа собирания и вовлечения в гражданский процесс сведений о фактах, а смысл допустимости- побудить стороны соответствующим образом оформлять свои правовые отношения.

Как установлено судом, Палазюк Л.А. 31.01.2017г. обратился в Управление Пенсионного Фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 856 от 28.04.2017г. Палазюк Л.А. в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьей 7 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Аналогичные положения закреплены в п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу подпункта 20 п.1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с п.п. «а» п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 об исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона РФ №173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно разъяснениям изложенными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Аналогичная правовая позиция отражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 года №197-О.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П и от 3 июня 2004 г. № 11-П, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 2) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

На основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, (ч. 2 ст. 30 ФЗ №400 от 28.12.2013 г.).

Исключение из стажа лечебной деятельности периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990г. по 09.03.1991г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 10.03.1991г. по 01.10.1991г. в период работы в должности медицинской сестры в Лечебно-консультативном центре, со ссылкой, что Лечебно-консультативный центр» не предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от 03.11.1999г. №395, является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. № 13-6, который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25.06.1996г., служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В отношении отпуска по уходу за ребенком - Законом РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, ч. 4 указанной статьи изложена в следующей редакции: отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях)».

Приведенный выше Закон от 25.09.1992г. вступил в силу 06.10.1992г., до этого времени ст. 167 КЗоТ РСФСР не содержал оговорки, исключающей включение отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР (в ред., действовавшей до 06.10.1992г.) было предусмотрено включение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно с введением частично оплачиваемого отпуска работающим женщинам предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.

Абзацем четвертым п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения средней заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет были предоставлены до 6 октября 1992г. и в них истец находилась непрерывно, то спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Учитывая требования ст.ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком должны включаться в стаж работы по специальности в льготном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом, действовавшее в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем, указанные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж.

В период времени до 01.11.1999 г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, согласно которого назначение пенсии за выслугу лет производилось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

В этой редакции данная норма действовала до 1 ноября 1999 года. Ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не придана обратная сила этим нормативным актам.

Как установлено судом хозрасчетная поликлиника была создана, на основании приказа Саратовского Управления отдела здравоохранения от 12.11.1990 г. № 139, далее она была преобразована в лечебно-консультативный центр г. Саратова. В этом статусе существует и до настоящего времени. Однако переименование лечебного учреждения не повлияло на изменение целевого назначения создания предприятия. Основная цель его создания – оказание квалифицированной медицинской помощи.

После 01.11.1999г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 где уже конкретизируются лечебные учреждения. В п. 7 указаны центры (наименование учреждения) - указывается на наличие центров осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичная норма прописана в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в п. 8.

Согласно Уставу предприятие учреждено от лица муниципального образования г. Саратов, в лице городского комитета здравоохранения, который является органом власти субъектов РФ.

Предприятие создано как лечебно-консультативный центр с целью оказания высококвалифицированной медицинской помощи и проведению мероприятий по профилактике заболеваний. Доказательством является наличие лицензий на осуществление исключительно медицинскую деятельность; штатные расписания, где указано, что возглавляет учреждение главный врач со специальным профессиональным образованием, который подчиняется непосредственно председателю комитета здравоохранения, и наличие в нем медицинского персонала, соответствующего по полноте содержанию любому лечебному учреждению.

Следует также обратить внимание то, что согласно записи внесенной в трудовую книжку при трудоустройстве истец была принята 18.08.1986г. на должность медсестры в Хозрасчетную лечебно-консультативную поликлинику №1 г. Саратова, и из поликлиники уходила в отпуск по беременности и родам, а также в отпуск по уходу за ребенком.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ в п. 9 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении делами в судах, следует учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (предприятия), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности - решается по конкретным обстоятельствам каждого дела (характеру и специфики, условий осуществляемой работы, выполнения функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности предприятия).

Период в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990г. по 09.03.1991г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 10.03.1991г. по 01.10.1991г. в период работы в должности медицинской сестры в Лечебно-консультативном центре нахождения в эти периоды работы должны быть включены в расчет льготной пенсии.

Исключение из стажа лечебной деятельности нахождения в учебных отпусках с сохранением заработка с 13.06.2007г. по 13.07.2007г., дополнительные выходные дни (Радоница) 03.05.2011г., 29.04.2014г. 21.04.2015г. 10.05.2016г., со ссылкой на Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 173 ТК РФ, действующей в период предоставления данных отпусков, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

Период нахождения в отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы подлежит включению в общий трудовой стаж работника, поскольку в п. 1 ст. 10 Закона № 173- ФЗ определено, что в страховой стаж, включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, решений судов или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Данное обоснование соответствует положениям ч. 1 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.

Таким образом, вышеуказанный спорный период нахождения в учебном отпуске должен быть включен в стаж лечебной деятельности.

Дополнительные выходные дни (Радоница) также подлежат включению в льготный стаж, поскольку в соответствии с Законом Саратовской области от 22.03.2012 г. № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы - дня особого поминовения усопших», 03.05.2011г., 29.04.2014г., 21.04.2015г., 10.05.2016г., объявлены нерабочими днями, в связи с чем, подлежат включению в льготный стаж работы.

В силу ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Суд считает, что требования истца о включении в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов прохождения курсов повышения квалификации с 22.05.2000г. по 23.06.2000г., с 04.06.2012г. по 05.07.2012г., с 23.06.2014г. по 04.07.2014г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Истец был направлен работодателем на курсы повышения квалификации ( с 22.05.2000г. по 23.06.2000г., с 04.06.2012г. по 05.07.2012г., с 23.06.2014г. по 04.07.2014г.), что подтверждается приказами о направлении на курсы с сохранение среднего заработка по основному месту работы.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации производится на основании приказов руководителя и является обязательной частью трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работу. Аналогичное положение содержалось в КЗоТ РСФСР.

Согласно ст. 184 КЗоТ РСФСР и действующей в настоящее время ст. 196 ТК РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995г. № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников.

Требования истца о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 533 от 28.04.2017г.) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 856 от 28.04.2017 года являются законными и обоснованными, поскольку с учетом включенных судом периодов работы Палазюк Л.А. имеет соответствующий возраст и стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.

Истец Палазюк Л.А. просит назначить ей пенсию с 05.03.2017г., что является ее правом.

При доказанности права Палазюк Л.А. на досрочное назначение пенсии в соответствии с нормами федерального закона, правовых оснований для назначения пенсии с иной даты не имеется.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная им при подаче иска в суд \л.д. 11\.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Решение начальника управления ПФР от 28.04.2017 г. № 856, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 28.04.2017г. № 533 об отказе в назначении Палазюк ФИО9 досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью признать незаконными в части.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова назначить Палазюк ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 05.03.2017г., зачесть в специальный трудовой стаж периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.12.1990г. по 09.03.1991г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 10.03.1991г. по 01.10.1991г. в период работы в должности медсестры в Лечебно – консультативном центре, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2000г. по 23.06.2000г., с 04.06.2012г. по 05.07.2012г., с 23.06.2014г. по 04.07.2014г., дополнительный выходной день 03.05.2011г., 29.04.2014г., 21.04.2015г., 10.05.2016г., нахождение в учебном отпуске с сохранением заработной платы с 13.06.2007г. по 13.07.2007г.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Палазюк А.А. судебные расходы в размере 300 руб. по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий