8 499 577 04 24
Бесплатная консультация Москва
8 800 511 38 27
Другие регионы РФ

Решение суда о признании решения комиссии ГУ УПФР по г.Саратова незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию по старости № 2-3264/2017 ~ М-2516/2017

Смотреть все судебные практики о Иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ

Дело №2-3264/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2017 года                       город Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Ивановой Е.О.,

с участием:

представителя истца Маркиной Н.А.,

представителя ГУ - УПФ в Заводском районе г.Саратова – Авдеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колосовой О. Н. к ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании решения комиссии ГУ УПФР по <адрес> г.Саратова незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж и признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Колосова О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в <адрес> г.Саратова о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что <Дата> обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> г.Саратова с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» как педагогическому работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической деятельности.

Однако решением ГУ УПФ РФ в <адрес> <№> от <Дата> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный стаж не были засчитаны:

- период с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя <данные изъяты>, т.к. учреждение не поименовано Списком от <Дата> <№>;

<Дата>., периоды нахождения в учебных отпусках;

-<Дата>., период прохождения аттестации;

- с <Дата>., периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

- с <Дата>. – закрытия детского сада на ремонт;

- с <Дата>. – курсы повышения квалификации;

- <Дата>., праздничные дни не предусмотренные ст. 112 ТК РФ;

- с <Дата>. в должности воспитателя <данные изъяты>», т.к. учреждение не поименовано Списком от 29.10.2002г. <№>.

Считая вышеуказанное решение Государственного учреждения управления пенсионного фонда РФ в <адрес> г.Саратова (далее ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Саратова) незаконным, Колосова О.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать его незаконным, обязать ответчика включить в пенсионный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, вышеуказанные периоды работы и признать за ней право на досрочную пенсию по старости с <Дата>

    Обосновывая исковые требования, истец указала, что действия ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Саратова на её взгляд, являются незаконными, нарушающими ее конституционное право на пенсию. Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата>г. <№>, разделом «Наименование должностей» предусмотрена должность: «учитель», пунктом 1.1. раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «школы всех наименований».

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. <№>, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянного в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не указаны периоды учебных отпусков. Поскольку в указанные периоды за работниками сохраняется заработанная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт является основанием для включения этих периодов в страховой стаж, в связи с чем истец полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии. Кроме того, указала, что Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. <№>, поименована должность воспитатель и наименование учреждения – детский сад, детские сады всех наименований, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.

В судебное заседание истец Колосова О.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Маркина Н.А. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Саратова Авдеева А.А. действующая по доверенности, исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что истцу законно было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При подсчете стажа на соответствующих видах работ установлено, что Колосова О.Н. имеет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ « О страховых пенсиях», исчисленной по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002г. <№>, 18 лет 01 месяц 1 день работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной с учетом ранее действующего законодательства, 19 лет 03 месяца 20 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного суда РФ от <Дата> <№>-П индивидуальный пенсионный коэффициент 69,656. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства представленные сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Колосовой О.Н. подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, то есть без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <Дата> <№> – ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Аналогичное положение было закреплено в ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до <Дата> засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона Р. «О государственных пенсиях в Р.», утвержденным Постановлением совета М. Р. от <Дата> <№>.

Согласно п. 3 вышеуказанного Постановления Совета М. Р., за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона Р. «О государственных пенсиях в Р.».

Согласно действующему законодательству, для установления досрочной пенсии педагогическим работникам необходимо одновременно два условия – работа в определенных должностях и в определенных учреждениях.

В судебном заседании установлено, что Колосова О.Н. в период с <Дата> работала в должности воспитателя по <Дата>г. в <№>;

С <Дата>. по <Дата>. работала воспитателем в <данные изъяты> при «<данные изъяты>».

<Дата> уволена переводом в коллективное предприятие «<данные изъяты>».

<Дата> принята переводом с <данные изъяты> воспитателем (приказ <№> от <Дата>)

<Дата> уволена в связи с сокращением штатов (приказ <№> от <Дата>)

<Дата> принята в <данные изъяты> (приказ <№> от <Дата>), <Дата> уволена по собственному желанию (приказ <№> от <Дата>)

<Дата> принята на должность воспитателя по <данные изъяты> (приказ <№>к от <Дата>), <Дата> уволена по собственному желанию (приказ <№> л/с) от <Дата>

<Дата> принята воспитателем в <данные изъяты> (приказ <№> от <Дата>), где работает по настоящее время.

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Суд установил, что Колосова О.Н., работала в должности воспитателя <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>., однако указанный период не был включен ответчиком в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, а также периоды:

с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, на аттестации с <Дата> по <Дата>, т.к. включение этих периодов не предусмотрено постановлением от <Дата> <№>;

в должности воспитателя детского сада <№> <данные изъяты>» с <Дата> по <Дата>, т.к. <данные изъяты> не поименован Списком от <Дата> <№>, а детский сад не являлся учреждением, т.е. не имел статуса юридического лица;

в должности воспитателя <данные изъяты>» с <Дата> по <Дата>, т.к. «<данные изъяты> не поименован Списком от <Дата> <№>;

в должности воспитателя <данные изъяты>» с <Дата> по <Дата>, т.к. <данные изъяты> не поименован Списком от <Дата> <№>;

периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, <Дата>, с <Дата> по <Дата>, закрытия детского сада на ремонт с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, праздничные дни, не предусмотренные ст. 112 ТК РФ <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, т.к. включение указанных периодов не предусмотрено ни Правилами от <Дата> <№>, ни Правилами от <Дата>. <№>

В п. 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до <Дата> работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с <Дата> - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно п. 2 Постановления Совета М. Р. <№> от <Дата> установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от <Дата> <№>-О, от <Дата> <№>-О, от <Дата> <№>-О, от <Дата> N 436-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от <Дата> "О страховых пенсиях".

Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с воспитанием детей).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства ГФ от <Дата> N781, поименована должность воспитатель и наименование учреждения - детский сад, детские сады всех наименований, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от <Дата> <№>-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на <Дата>.

К таким нормативным правовым актам относятся постановление Совета М. С. от <Дата> <№> «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действие которого распространялось на периоды работы до <Дата>, постановление Совета М. Р. от <Дата> <№> «06 утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до <Дата>, и постановление Правительства РФ от <Дата> <№> «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие, которого распространялось на периоды работы после <Дата> до дня вступления в силу <Дата> постановления Правительства РФ от <Дата> <№>.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ <№> -П от <Дата>, введение пенсий за выслугу лет определенным категориям работников связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило. характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности), а так же с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.

При этом пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом.

Конституционный суд РФ в Определении <№>-О от <Дата> указывает главными правообразующими элементами в сложном составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению и реализуется право на пенсию, являются предшествующая общественно-полезная трудовая или иная деятельность и наличие у гражданина установленной законом определенной продолжительности лет осуществления указанной деятельности, которые и наделяют гражданина правом на получение подобной пенсии.

Таким образом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от <Дата> <№>-П, Постановление Конституционного Суда РФ от <Дата> <№>-П, Определение Конституционного Суда РФ от <Дата> <№>-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность специфика условии труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

Согласно ст. 66 ТК РФ основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются... справки. выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным Приказом Министерства труда и социального обеспечения от <Дата> <№>, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы. является трудовая книжка.

Смотреть все судебные практики о Иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ

В силу п. 4.1 указанного Положения записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.

Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в от <Дата>, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости -предоставление гражданам возможности (в частности. посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлением от <Дата> <№> утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01,2004г. <№>-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до <Дата>, по нормам ранее действующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№> установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до <Дата> в соответствии со Списком, утвержденным Советом М. Р. от 06.09.91г. <№>, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>.

Пунктом 2 Постановления Совета М. Р. от <Дата> <№> установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанный Список в разделе «Наименование учреждений» предусматривает «Детские дошкольные учреждения всех типов» (детские сады, сады -ясли, детские ясли), а в разделе «Наименование должностей» поименована должность «воспитатель»,

Кроме того, должность «воспитатель» включена в Список должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10 2002г. <№>, работы которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Детский комбинат <№> <данные изъяты> — это дошкольное общеобразовательное учреждение, в котором ясли и детский сад были объединены в одно учреждение.

Тарификационно - квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования предусматривают должность с наименованием «Воспитатель».

Данное обстоятельство подтверждается приказом <№> от <Дата>, которым утверждены слушателями <данные изъяты> в т.ч. <№>, <данные изъяты> МО воспитателей групп раннего возраста в т.ч. <№>; приказом <№>-к от <Дата> которым зав. Детским <данные изъяты> с <Дата> была назначена воспитатель д/с <№> К. приказом №<№> от <Дата> о премировании работников детских садов <№> за <Дата>, штатным расписанием работников аппарата управления за <Дата> приказом <№> от <Дата> о присвоении номера дошкольному учреждению, которым детскому саду <№> присвоен порядковый <№>.

В Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ Р. (глава IV "Рабочее время" и глава XIII "Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением") работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Учебные отпуска предоставлялись истцу с сохранением заработной платы, и из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование в соответствии с действовавшим в период имеющих место спорных правоотношений законодательством.

В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> N 516. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При применении настоящих Правил, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <Дата> единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно п,5 ст. 68 КЗоТ Р. (в редакции 1971 г.) ежегодные дополнительные отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных законодательством. В связи с этим учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом, являются разновидностью дополнительных оплачиваемых отпусков, и поэтому должны быть включены в специальный стаж. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Проанализировав законодательство в сфере пенсионных прав граждан, действовавшее как на период рассмотрения дела, так и на период возникновения спорных правоотношений, требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках являются обоснованными.

Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 112 КЗоТ РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Период нахождения на аттестации с <Дата> по <Дата> подлежит включению в льготный стаж, так как в этот период за работником сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности; такая аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью.

Таким образом, период аттестации является периодом педагогической работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФР.

Периоды закрытия детского сада на ремонт подлежат включению в льготный стаж, поскольку во время проведения ремонтных работ в детском саду истец продолжала работать полный рабочий день, исполняя свои должностные обязанности, при этом ей выплачивалась в полном объеме заработная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, что подтверждается справкой, доказательств обратного суду не представлено.

Для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работ.

При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (ст.112 КЗоТ). Аналогичные нормы содержатся и в ст. 187 ТК РФ. Согласно ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить повышение квалификации работников. если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В связи с чем период нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии го старости, так как в период прохождения курсов повышения квалификации за работником сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом педагогической работы с сохранением средней заработной платы с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФР.

Праздничные дни, не предусмотренные ст. 112 ТК РФ <Дата>, <Дата>, <Дата>, <Дата>, <№> также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку работа истца в спорный период протекала в льготных условиях, и работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанные дни.

Период работы в должности воспитателя <данные изъяты>» с <Дата> по <Дата>, т.к. «<данные изъяты>» подлежит включению в льготный стаж в силу следующего.

Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства от <Дата> <№> утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. в соответствии с подпунктом 10 пункта I ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако указанные Список и Правила применяются к периодам работы после <Дата>; к периодам работы до <Дата> применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета М. Р. от <Дата> за <№>); к периодам работы после <Дата> - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью (далее - Список от 22. 09.1999 года), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>). При этом после вступления в силу постановления Правительства РФ от <Дата> гола <№> (с <Дата> года) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением.

В настоящее время действует Список должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 781.

Названным Списком поименована должность социального педагога и воспитателя.

При этом пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам» осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях а Российской Федерации". утвержденных вышеназванным Постановлением, предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в том случае, если названная работа осуществлялась в том числе, в учреждениях социального обслуживания. указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

В свою очередь п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка предусматривает следующие учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

До вступления в силу вышеуказанного Списка и Правил, действовали Список должностей работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от <Дата> N 1067.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления сроков для выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей работа в качестве социального педагога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета М. Р. от <Дата> <№> в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций).

В соответствии с Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от <Дата>, а также в соответствии с Федеральным законом РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений" от <Дата> социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты для детей были отнесены к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то есть были отнесены к учреждениям для детей.

Согласно Уставу ГУ "<данные изъяты>», утвержденному в <Дата> году предметом деятельности учреждения является социально-реабилитационная работа с сопиально-дезадаптированными несовершеннолетними в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет, прием несовершеннолетних, патронаж над несовершеннолетними.

Основными задачами Центра является выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, психолого -медико-педагогическое обследование детей и подростков. обеспечение реализации программ по индивидуально или групповой методике, взаимодействие с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Период с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя детского сада <№> <данные изъяты> не был включен комиссией, т.к. <данные изъяты>», <данные изъяты>» не поименован Списком от <Дата> <№>, а детский сад не являлся учреждением, т.е. не имел статуса юридического лица.

Из Списка и Правил, утвержденных Постановлением Правительства от <Дата> <№>, следует, что в педагогический стаж работы включается время работы в дошкольных детских учреждениях независимо от их наименования, в том числе в дошкольных детских учреждениях, являющихся структурными подразделениями юридического лица.

Аналогичное правило было закреплено в Правилах исчисления сроков, утвержденных Правительством РФ от 22.09.1999г. <№>. Пунктом 8 Списка должностей, работы в которых засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до I ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Советом М. Р. от 06.09.91г. <№>, в периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от<Дата> <№>.

АО «<данные изъяты> являясь акционерным обществом и в силу гражданского законодательства юридическим лицом.

Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

В силу п.3 ст. 12 Закона РФ « Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, при этом действие закона РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы.

Издание приказов и штатного расписания лежит на работодателе, а назначение льготной пенсии, из смысла пенсионного законодательства, зависит от выполнения педагогической деятельности.

При включении истцу указанных периодов работы, стаж педагогической деятельности Колосовой О.Н. будет превышать 25 лет.

Исходя из п. 1 ст. 22 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» страховые пенсии назначаются со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией.

На основании изложенного суд считает, что за истцом следует признать право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, начиная с <Дата>, т.е. с момента обращения за пенсией в ГУ УПФ РФ в <адрес> г.Саратова.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Колосовой О. Н. к Управлению пенсионного фонда в <адрес> г. Саратова о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать незаконными протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> г.Саратова <№> от <Дата>. и решение <№> от <Дата>, в части отказа Колосовой Л. Н. включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов: -с <Дата> по <Дата> в должности воспитателя <данные изъяты>,

-со <Дата>., периоды нахождения в учебных отпусках;

-с <Дата>., период прохождения аттестации;

-с <Дата>. – закрытия детского сада на ремонт;

-с <Дата>. – курсы повышения квалификации;

-<Дата>., праздничные дни не предусмотренные ст. 112 ТК РФ;

-с <Дата> должности воспитателя <данные изъяты>».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> г.Саратова зачесть в стаж работы Колосовой О. Н. указанные периоды.

Признать за Колосовой О. Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Заводской районный суд г.Саратова со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 10 по 21 января 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.