8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании решения частично незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию № 2-1129/2017 ~ М-656/2017

Цены на услуги адвоката по трудовым спорам

Дело № 2-1129/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Волгоград                                                                                  13 апреля 2017 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Коноваловой Ж.А.,

при секретаре Пехтелевой Г.В.,

с участием:

истца Федоровой Е.Н.,

представителя ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда – Варченко А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой ФИО5 к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда о признании решения частично незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Федорова Е.Н. обратилась в суд с указанным выше иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.20 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как является медицинским работником и имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> (№) в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано, по причине отсутствия <данные изъяты> лет стажа лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, требуемого для определения права на досрочное пенсионное обеспечение. В обоснование принятого решения указано, что на ДД.ММ.ГГГГ. её стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дня); а также командировка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), так как данные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №. С указанным решением Федорова Е.Н. не согласна по тем основаниям, что она продолжала состоять в трудовых отношениях с медицинским учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялась на курсы работодателем, они предоставлялись ей в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ей оплачены, за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др. С учетом включённых ответчиком в специальный стаж истца <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и неправомерно исключённых из специального стажа истца вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации - <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, специальный стаж работы истца - <данные изъяты> лет возникает ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, для возникновения которой необходимо <данные изъяты> лет специального стажа, у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, Федорова Е.Н. просит суд:

признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления пенсионногофонда РФ в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировки: с ДД.ММ.ГГГГ.;

обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Волгограда включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право надосрочное назначение пенсии по старости, периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ;

обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Волгограда назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Федорова Е.Н. уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение ГУ - Управления пенсионногофонда РФ в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировки: с ДД.ММ.ГГГГ

обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Волгограда включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право надосрочное назначение пенсии по старости, периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ

обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности Варченко А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца.

Представитель третьего лица ГУЗ «КБСМП №» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии ч.ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из ст. 3 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В судебном заседании установлено, что решением ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии Федоровой Е.Н. отказано, по причине отсутствия 30 лет стажа лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, требуемого для определения права на досрочное пенсионное обеспечение.

В обоснование принятого решения указано, что на ДД.ММ.ГГГГ. стаж истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дня); а также командировка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней), так как данные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №.

Однако, суд не может согласиться с доводами ответчика в этой части, так как исходя из требований ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), о зачете или незачете в специальный стаж времени курсов повышения квалификации ничего не сказано.

Кроме того, согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 Трудового кодекса РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

На основании ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст. 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных ВС РФ №, действовавших также в спорные периоды, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, повышение квалификации является не правом, а прямой обязанностью медицинского работника.

В спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней) истец Федорова Е.Н. продолжала состоять в трудовых отношениях с медицинским учреждением, где осуществляла свою трудовую деятельность, направлялась на курсы работодателем, они предоставлялись ей в соответствии с нормами действующего законодательства, данные периоды нахождения на курсах были ей оплачены, за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, следовательно, производились отчисления в пенсионный фонд, в орган социального страхования и др., что подтверждается копией трудовой книжки истца, копиями приказов о направлении работника в командировку - №-К от ДД.ММ.ГГГГг.; № ДД.ММ.ГГГГ.; № от ДД.ММ.ГГГГ.; № к-п ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Определению Верховного Суда РФ №-КГ2-2 периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Таким образом, отказ Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда включить в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке не может являться законным, и данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год шесть месяцев за каждый год работы.

Исходя из требований пенсионного законодательства в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж Федорова Е.Н. имеет необходимый 30-летний стаж, суд считает необходимым назначить ей пенсию с даты обращения за ней в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Федоровой ФИО7 к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда о признании решения частично незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию – удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Управления пенсионногофонда РФ в Советском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа Федоровой ФИО8 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и в части не включения в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировки: с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Волгограда включить в специальный трудовой стаж Федоровой ФИО9, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать УФПР в Советском районе г. Волгограда назначить Федоровой ФИО10 досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

          Судья            подпись                              Ж.А. Коновалова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн