Решение суда о признании права на досрочную страховую пенсию по старости № 2-1469/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> <дата> года

Судья Красноглинского районного суда <адрес> в составе председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.

при секретаре Явкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маловой О. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Малова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п.п.13 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку работает в должности бортпроводника с <дата>. по настоящее время, фактический налет часов за период с <дата> составил 7852 час. 41 мин. Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от <дата>. № отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 15 лет в летном составе гражданской авиации. При этом комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес> в протоколе от <дата>. пришла к выводу, что бортпроводники не относятся в летному составу и правом на назначение страховой пенсии в соответствии с п.п.13 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» пользоваться не могут. Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд и просила признать незаконным решение № от <дата>. ГУ УПФ в <адрес> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 15 лет в летном составе гражданской авиации, обязать ответчика включить в специальный стаж Маловой О.Н. период работы с <дата>. в должности бортпроводника и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с.пп.13 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ с даты обращения с <дата>. и взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание Малова О.Н. не явилась, о дате и времен рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Дьяченко А.И., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные вышеизложенному.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Третьякова Л.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на определение Верховного суда РФ от <дата>.

Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен.

Выслушав стороны, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд считает исковые требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Федеральный закон от <дата> № – ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до <дата> и сохранялось Федеральным законом от <дата> № – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено, что Малова О.Н. работала в должности бортпроводника в периоды с <дата> по <дата> в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в <данные изъяты> <дата> по <дата> - в <данные изъяты> с <дата> по <дата> - в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в ООО <данные изъяты> (с <дата> - переименовано в <данные изъяты>»).

За указанные периоды работы Малова О.Н. имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её лётной книжке и справке о налёте часов бортпроводника (7852 часа 41 минута).

<дата> Малова О.Н. обратилась в ГУ-УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ как работнику лётного состава гражданской авиации, полагая, что имеет право на пенсию по данномуоснованию, так как её выслуга исходя из налёта часов составляет более 32 лет.

Решением ГУ-ПФР в <адрес> <дата> № Маловой О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ (как работнику лётного состава гражданской авиации) в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии по указанному основанию. Пенсионным органом не были приняты в подсчёт стажа периоды работы истца бортпроводником в <данные изъяты> (с <дата> - <данные изъяты>»), поскольку должность бортпроводника не относится к лётному составу гражданской авиации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с <дата>, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 13. части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижениявозраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, приналичии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия <дата> было принято постановление № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с <дата>, установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от <дата> № «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №.

Статья 79 Закона РФ от 20.11.1990г. №-I «О государственных пенсиях в РФ», утратившего силу с <дата> в связи с введением в действие Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётно- испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам – не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам – по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даётправо на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётныйсостав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а такжедесантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданскойавиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от <дата> № (действовал с <дата> и утратил силу с <дата> в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> №), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другиеспециалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.

Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка ивыполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> № (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> №), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётовгосударственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> №, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязиследует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от <дата>г. № (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция №). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётныйэкипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.

Ссылка представителя истца о наличии у Маловой О.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации на Список должностей работников лётного состава авиации, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №, несостоятельна, поскольку данным нормативно-правовым актом определён перечень должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), к которым Малова О.Н., работавшая в должности бортпроводника, не относится.

Наличие у Маловой О.Н. лётной книжки с указанием количества налёта часов, само по себе не влечёт возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ.

С учётом приведённых обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд также полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании госпошлины в размере 300 рублей, поскольку данное требование является производным от первоначального.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Маловой О. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>

Судья: Гиниятуллина Л.К.