Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата> года
Судья Красноглинского районного суда <адрес> в составе председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.
при секретаре Явкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Маловой О. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Малова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п.п.13 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку работает в должности бортпроводника с <дата>. по настоящее время, фактический налет часов за период с <дата> составил 7852 час. 41 мин. Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от <дата>. № отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 15 лет в летном составе гражданской авиации. При этом комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес> в протоколе от <дата>. пришла к выводу, что бортпроводники не относятся в летному составу и правом на назначение страховой пенсии в соответствии с п.п.13 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» пользоваться не могут. Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд и просила признать незаконным решение № от <дата>. ГУ УПФ в <адрес> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 15 лет в летном составе гражданской авиации, обязать ответчика включить в специальный стаж Маловой О.Н. период работы с <дата>. в должности бортпроводника и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с.пп.13 п.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ с даты обращения с <дата>. и взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание Малова О.Н. не явилась, о дате и времен рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истицы Дьяченко А.И., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные вышеизложенному.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Третьякова Л.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, ссылаясь на определение Верховного суда РФ от <дата>.
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ в <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен.
Выслушав стороны, исследовав представленные в судебное заседание доказательства, суд считает исковые требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Федеральный закон от <дата> № – ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до <дата> и сохранялось Федеральным законом от <дата> № – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что Малова О.Н. работала в должности бортпроводника в периоды с <дата> по <дата> в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в <данные изъяты> <дата> по <дата> - в <данные изъяты> с <дата> по <дата> - в <данные изъяты>», с <дата> по <дата> - в ООО <данные изъяты> (с <дата> - переименовано в <данные изъяты>»).
За указанные периоды работы Малова О.Н. имеет определённый налёт часов, который зафиксирован в её лётной книжке и справке о налёте часов бортпроводника (7852 часа 41 минута).
<дата> Малова О.Н. обратилась в ГУ-УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ как работнику лётного состава гражданской авиации, полагая, что имеет право на пенсию по данномуоснованию, так как её выслуга исходя из налёта часов составляет более 32 лет.
Решением ГУ-ПФР в <адрес> <дата> № Маловой О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ (как работнику лётного состава гражданской авиации) в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение такой пенсии по указанному основанию. Пенсионным органом не были приняты в подсчёт стажа периоды работы истца бортпроводником в <данные изъяты> (с <дата> - <данные изъяты>»), поскольку должность бортпроводника не относится к лётному составу гражданской авиации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с <дата>, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 13. части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижениявозраста, установленного статьёй 8 названного федерального закона, приналичии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в лётном составе гражданской авиации, а при оставлении лётной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Частью 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия <дата> было принято постановление № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Этим постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу с <дата>, установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в лётном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от <дата> № «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №.
Статья 79 Закона РФ от 20.11.1990г. №-I «О государственных пенсиях в РФ», утратившего силу с <дата> в связи с введением в действие Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в лётном и лётно- испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении лётной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам – не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов; женщинам – по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полётами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.
Списком должностей работников лётного состава, работа в которых даётправо на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам лётного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; лётно-инструкторский состав; командно-лётныйсостав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по лётной службе (лётной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее лётное свидетельство и участвующие в полётах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а такжедесантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъёмы) на специальных спусковых (подъёмных) устройствах с вертолётов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного суда состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полётов в гражданскойавиации СССР, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от <дата> № (действовал с <дата> и утратил силу с <дата> в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> №), к лётному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство лётного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, лётчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолётов и другиеспециалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка ивыполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> № (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> №), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из лётного экипажа (командира, других лиц лётного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полётовгосударственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> №, к лётному составу отнесены лётчики, штурманы, курсанты (слушатели) лётных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к лётной работе и выполняющие функциональные обязанности в полёте в составе экипажа в соответствии с руководством по лётной эксплуатации воздушного судна.
Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязиследует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники лётного состава экипажа воздушного судна. Бортпроводники не входят в лётный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от <дата>г. № (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция №). Такое разделение правовых оснований досрочного назначения страховой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в лётныйэкипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полёта, не идентичны.
Ссылка представителя истца о наличии у Маловой О.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как работнику лётного состава гражданской авиации на Список должностей работников лётного состава авиации, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от <дата> №, несостоятельна, поскольку данным нормативно-правовым актом определён перечень должностей работников лётного состава, работа в которых даёт право на пенсию по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), к которым Малова О.Н., работавшая в должности бортпроводника, не относится.
Наличие у Маловой О.Н. лётной книжки с указанием количества налёта часов, само по себе не влечёт возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ.
С учётом приведённых обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд также полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании госпошлины в размере 300 рублей, поскольку данное требование является производным от первоначального.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Маловой О. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании права на досрочную страховую пенсию по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с <дата>
Судья: Гиниятуллина Л.К.