Решение суда о признании права на досрочную страховую пенсию № 2-1680/2017 ~ М-1538/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                   Дело № 2-1680/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2017 года

Московский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи                         Е.В. Самойловой,

при секретаре                                                     И.И. Габитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ф.Ф.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Ф.Ф. Г. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию. В обоснование указано, что при обращении к ответчику по поводу оформления досрочной пенсии истцу было отказано. В специальный стаж не был включен в льготном исчислении как один год за один год и три месяца период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1991 года по 31 декабря 1994 года в период работы в должности медицинской сестры Санатория «Васильевский». В остальной части решение ответчика № от 28 марта 2017 года истцом не обжалуется. Истец считает данный отказ неправомерным. Действующее пенсионное законодательство не регламентирует какой-либо особый порядок и не делает исключения при исчислении стажа в случае, если женщина, работающая в условиях, дающих право на льготное исчисление стажа, уходит в отпуск по беременности и родам. За данный период деятельности начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Период нахождения истца в отпуске по беременности и родам, как и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном до 06 октября 1992 года, должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При таких обстоятельствах периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1991 года по 31 декабря 1994 года в периоды работы в должности медицинской сестры Санатория «<данные изъяты>» должны исчисляться как один год работы за один год и три месяца, так как данный период работы протекал в сельской местности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. На дату обращения к ответчику у истца имелся необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии. Факт осуществления истцом деятельности по охране здоровья подтверждается трудовой книжкой и документами с места работы. На основании изложенного истец просит признать за ней право на досрочную страховую пенсию, включить в стаж для назначения Ф.Ф. Г. досрочной страховой пенсии периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1991 года по 31 декабря 1994 года в период работы в должности медицинской сестры Санатория «<данные изъяты>» в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 17 марта 2017 года, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на исковое заявление.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу статьи 165 "Кодекса законов о труде РСФСР" (утв. ВС РСФСР 09 декабря 1971 года), действовавшего до октября 1992 года женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов, частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В силу статьи 167 данного Кодекса кроме отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Судом установлено, что 17 марта 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФР в Московском районе г. Казани № истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет, выработано 29 лет 02 месяца 23 дня.

В специальный стаж был включен в календарном исчислении период с 12 ноября 1991 года по 31 декабря 1994 года - период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком за время работы в должности медицинской сестры в Санатории «<данные изъяты>» в связи с тем, что отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком работой не является.

Между тем, период работы в должности медицинской сестры в Санатории «Васильевский» с 06 августа 1988 года по 11 ноября 1991 года был включен в стаж истца как один год работы за один год и три месяца.

Соответственно, в силу вышеуказанных положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1991 года по 31 декабря 1994 года в период работы в должности медицинской сестры Санатория «Васильевский» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом изложенного, за Ф.Ф. Г. следует признать право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а ответчика надлежит обязать назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения истца с заявлением - с 17 марта 2017 года.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Иск Ф.Ф.Г. удовлетворить.

Включить Ф.Ф.Г. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком с 12.11.1991 года по 31.12.1994 года в период работы в должности медицинской сестры Санатория «Васильевский» в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Признать за Ф.Ф.Г. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани назначить Ф.Ф.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 17.03.2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани в пользу Ф.Ф.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Казани.

Судья:                 Е.В. Самойлова