Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-7770/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2017 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бабурина И.Н.,
при секретаре Лебедевой И.С.,
с участием истца Гатченко С.М.,
представителя ответчика Халяпиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гатченко С.М. к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова (далее УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова) о признании права на досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гатченко С.М. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова, в котором просит признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 20.05.2014 г., признать решение ответчика №278 от 18.04.2017 г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (протокол № 1043 от 18.04.2017 г.) незаконными в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов работы с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс», обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды моей работы с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя математики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс», с 22.01.2007 г. по 10.02.2007 г. (19 дней) в должности учителя математики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61», назначить пенсию с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с 13.03.2017 г.
В обоснование иска указано, что 13.03.2017 г. истец обратилась ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как педагогическому работнику, имеющему более чем 25-летний стаж педагогической деятельности. Решением ответчика №278 от 18.04.2017 г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (протокол № 1043 от 18.04.2017 г.) истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный стаж ответчиком были засчитаны только 22 года 03 мес. 21 день и не были засчитаны следующие периоды работы истца: с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 -образовательный комплекс», т.к. учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс» не поименовано Списком, утверждённым Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781.
Считает действия ответчика необоснованными и незаконными, нарушающими конституционное право истца на пенсию, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, разделом «Наименование должностей» предусмотрена должность: «учитель», а также пунктом 1.1.раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения: «школы всех наименований». Согласно записи №6 в трудовой книжке, истец была принята на должность учителя физкультуры в среднюю школу №61 с 14.10.1999 г. (приказ №49/к от 13.10.1999 г.) и работает по настоящее время. За весь период работы указанное образовательное учреждение несколько раз переименовывалось: Средняя школа №61 была переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61» Ленинского района города Саратова на основании приказа отдела образования администрации Ленинского района города Саратова от 16.01.2001 г. №8/19; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61» Ленинского района города Саратова переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс» Ленинского района города Саратова. В соответствии с пунктом 1.10. Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс» Ленинского района города Саратова «вид учреждения - средняя общеобразовательная школа». Несмотря на переименования, учреждение, в котором истец работает учителем с 1995 г. по настоящее время, является общеобразовательным учреждением: общеобразовательной школой; характер и условия работы истца, должностные обязанности не менялись на протяжении всего периода педагогической деятельности, что даёт истцу право на включение периода работы в этом учреждении в специальный педагогический стаж в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не указаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя.
В судебном заседании истец Гатченко С.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Халяпина Т.В. исковые требования не признала, полагая отказ в назначении Гатченко С.М. досрочной страховой пенсии по старости законным и обоснованным, пояснила, что истец имеет 21 год 07 месяцев 10 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, исчисленной по нормам п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом Постановления от 29.10.2002 г. № 781 и 22 года 03 месяца 21 день педагогической деятельности, исчисленной по нормам части 8 статьи 13, частей 3, 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и 21 год 07 месяцев 10 дней стажа работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 г. №2-П. Период работы истца с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 - образовательный комплекс» не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ с учетом Постановления от 29.10.2002 г. № 781, так как в пункте 1.1. раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка отсутствует наименование общеобразовательного учреждения «школа-комплекс». Кроме того, согласно штатному расписанию по МОУ «СОШ № 61 - образовательный комплекс № 61» на 01.10.2014 г. в штате данного учреждения отсутствуют структурно выделенные подразделения «детский сад», «школа», что не позволяет рассмотреть вопрос о включении спорного периода работы в стаж на соответствующих видах работ с учетом пункта 13 Правил от 29.10.2002 № 781, как работу в должностях, указанных в списке, в предусмотренных данным пунктом структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, который составлен по принципу исчерпывающего перечня образовательных учреждений по их типу с перечислением конкретных видов в соответствии Типовым положением об учреждении того или иного типа, что исключает их расширительное толкование органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Установление типа и вида производится на основании наименования образовательного учреждения и его Устава, т.к. в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. С 01.09.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым предусматривается иная классификация образовательных учреждений. Упраздняется деление образовательных учреждений на виды. Классификация осуществляется по типам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от реализуемых образовательных программ. В рамках Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ осуществлена реорганизация общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним дошкольных образовательных учреждений. Утверждаются новые редакции Устава общеобразовательного учреждения (без изменения наименования), в котором предусмотрены следующие общеобразовательные программы: дошкольного образования (нормативный срок освоения - 5 лет), начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года); основного общего образования (нормативный срок освоения - 5лет); среднего общего образования (нормативный срок освоения - 2 года), т.е. изменяется основной вид деятельности общеобразовательного учреждения. Согласно пункту 2.3.Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61-образовательный комплекс» основным видом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ - образовательных программ дошкольного образования, образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ; реализация программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Лицензия МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61-образовательный комплекс» от 22.09.2014 г. на осуществление образовательной деятельности дополнена сведениями о новой основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Таким образом, фактически при переименовании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61» в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61 - образовательный комплекс» изменился основной вид деятельности по реализации соответствующих образовательных программ, что не позволяет рассмотреть вопрос о праве на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников через установление тождественности профессиональной деятельности с учетом пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, так как это противоречит Постановлению Правительства РФ от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости". Согласно названному постановлению Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. - предусмотренных пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливает тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости. Учитывая, что 20.05.2014 г. при переименовании муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61» в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61 - образовательный комплекс» у последнего изменился основной вид деятельности, вопрос о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости работников этого учреждения (после переименовании) с 20.05.2014 г. решается отрицательно, ввиду чего у ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Саратова отсутствовали законные основания для включения Гатченко С.М. в стаж на соответствующих видах работ периода ее работы с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 - образовательный комплекс».
Выслушав участвующих в деле лиц, их представителей, обозрев пенсионное дело Гатченко С.М., исследовав материалы дела и оценив все собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как установлено в ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Право на досрочную пенсию по возрасту, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие данную деятельность (ст.30 ч. 1 пп.19 Закона).
Статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч.1). Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (ч.20).
13.03.2017 г. Гатченко С.М. обратилась в УПФ РФ по Ленинскому району г. Саратова с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Ленинском районе г.Саратова № 278 от 18.04.2017 г. Гатченко С.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности педагогической деятельности.
В Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1043 от 18.04.2017 г. указано, что в стаж педагогической деятельности не были включены следующие периоды работы истца: с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 -образовательный комплекс», т.к. учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс» не поименовано Списком, утверждённым Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781
В соответствии с п.20 ст. 21 Закона № 400-ФЗ решение об отказе в установлении страховой пенсии может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Истцом Гатченко С.М. в подтверждение своих требований представлена трудовая книжка, подтверждающая трудовую педагогическую деятельность.
Ответчик исключил из стажа истца (среди прочих): период работы с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 -образовательный комплекс», т.к. учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс» не поименовано Списком, утверждённым Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781.
По мнению суда, этот вывод не соответствует требованиям закона.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 30 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (в редакции от 26.05.2009 г.) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, разделом «Наименование должностей» предусмотрена должность: «учитель», а также пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения: «школы всех наименований».
Вместе с тем с 1 сентября 2013 года введен в действие Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 2 которого для целей данного Федерального закона применяются основные понятия, среди которых следует отметить следующие принципы:
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Статьей 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регламентирована образовательная деятельность, в соответствии с которой:
1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В то же время в соответствии с пунктом 5 статьи 23 этого же Федерального закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Пунктом 2 статьи 47 указанного Федерального закона декларировано, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Тогда как в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 этой же статьи педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе:.. . 5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Для правильного разрешения искового требования Гатченко С.М. надлежит учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в абзаце 4 пункта 3.1 Постановления от 3 июня 2004 года № 11-П, устанавливающую, что Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
Между тем, действует принцип, провозглашенный Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, которая была ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, согласно которому (принципу) закон должен быть в надлежащей мере доступен и предсказуем, то есть сформирован достаточно точно, чтобы гражданин мог при необходимости с надлежащей помощью сообразовывать с ним свое поведение. Чтобы удовлетворять этим требованиям, национальное право должно предусматривать надлежащую правовую защиту от произвола и, соответственно, устанавливать с достаточной ясностью пределы полномочий, предоставленных компетентным органам власти, и порядок их реализации.
Данный принцип нашел свое закрепление в судопроизводстве Российской Федерации. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
При этом следует отметить, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
В соответствии со справкой № 583 от 19.09.2017 года, выданной МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» Ленинского района г. Саратова, на основании приказа № 233 от 18.06.1996 года отдела образования Администрации Ленинского района г. Саратова, учреждено на базе средней школы № 61 муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 61»; на основании приказа № 18/19 от 16.01.2001 года отдела образования Администрации Ленинского района, переименовано муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 61» в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 61» Ленинского района города Саратова.
На основании распоряжения Администрации Ленинского района г. Саратова № 680-р от 20.05.2014 г. изменено название ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» Ленинского района г. Саратова на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 – образовательный комплекс» Ленинского района г. Саратова.
Именно вышеуказанная реорганизация учреждения привела к отказу истцу в назначении досрочной трудовой пенсии. Работодатель в свою очередь объяснил переименование учреждения изменениями Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Согласно ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 584) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:
1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования;
2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования;
3) основные общеобразовательные программы основного общего образования - образовательным программам основного общего образования;
4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - образовательным программам среднего общего образования;
5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена;
7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) - программам бакалавриата;
8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) - программам подготовки специалистов;
9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) - программам магистратуры;
10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;
12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки;
13) образовательные программы профессиональной подготовки - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
14) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительным общеобразовательным программам;
15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;
16) дополнительные профессиональные образовательные программы - дополнительным профессиональным программам.
Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:
1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением";
7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".
При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом Правительством РФ не были внесены изменения в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781от 29.10.2002 года №781, в части, касающейся типов учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для его приведения в соответствие с Федеральным законом об образовании.
В соответствии с пунктом 1.10 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61 – образовательный комплекс» Ленинского района г. Саратова «вид учреждения – Средняя общеобразовательная школа».
Таким образом, несмотря на все переименования, учреждение, в котором Гатченко С.М. работает учителем с 1999 года по настоящее время, является общеобразовательным учреждением: общеобразовательной школой; характер и условия работы истца, должностные обязанности не менялись на протяжении всего периода педагогической деятельности, что даёт истцу право на включение периода её работы в этом учреждении в специальный педагогический стаж в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ранее действующая редакция Устава учреждения содержала тот же перечень основных видов деятельности, в связи с чем, суд не усматривает изменение объема и характера должностных функций истца.
Некорректное переименование учреждения, не может влиять на право истца на досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании ответчик не оспаривал несоответствие должностных обязанностей требованиям Закона, регламентирующего назначение досрочной трудовой пенсии, предъявляя претензии лишь к наименованию учреждения.
Проанализировав представленные в судебное заседание доказательства, суд пришел к выводу, что период работы истца с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя математики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 -образовательный комплекс», должен включаться в стаж для досрочного назначения страховой пенсии истцу.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, изложенными в судебном заседании, поскольку они опровергаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, и не основаны на нормах права, которые подлежат применению при рассмотрении данного дела в суде.
Рассматривая требования Гатченко С.М. об обязании ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 месяцев 21 день) в должности учителя математики, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61», суд исходит из следующего.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ - «Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности».
В силу статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
На основании статьи 112 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, прохождение курсов является одним из условий осуществления трудовой деятельности педагогических работников.
Согласно ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органа, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Гатченко С.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова с заявлением о назначении пенсии 13.03.2017 г., что не оспаривалось сторонами.
При включении спорного периода работы в стаж работы дающей истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, стаж осуществления педагогической деятельности на момент подачи заявления 13.03.2017 г. составлял более 25 лет, в связи с чем, исковые требования Гатченко С.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать решение ответчика №278 от 18.04.2017 г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова (протокол №1043 от 18.04.2017 г.) незаконными в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов работы Гатченко С.М. с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс»,
Обязать ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Саратова включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы ФИО2 с 20.05.2014 г. по 10.03.2017 г. (2 года 9 мес. 21 день) в должности учителя физкультуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №61 - образовательный комплекс», Признать право Гатченко С.М. на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 13.03.2017 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.
Председательствующий