Решение суда о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости № 2-982/2017 ~ М-433/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-982/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    

16 марта 2017 года      г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Манкевич Н.И.,

при секретаре Черновой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КСА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

КСА обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Челябинска (с учетом уточненного иска) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в обоснование которого было указано следующее (л.д. 25-28).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением к ГУ УПФР в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № продолжительность специального стажа составила <данные изъяты> дней. В специальный трудовой стаж КСА не были включены период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в учебном отпуске с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты>, поскольку в указанный период истцом не выполнялись профессиональные обязанности и период нахождения в учебном отпуске не подтвержден сведениями индивидуального учета. Истец считает указанное решение необоснованным и просит его отменить, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж КСА периоды обучения и нахождения в учебных отпусках с сохранением среднего заработка и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец КСА, представитель истца ЮЕВ в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в объеме и по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности КНМ, в судебном заседании исковые требования КСА не признала, пояснив, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. Также пояснила, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав истца, представителя истца ЮЕВ, представителя ответчика КНМ, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив и проанализировав по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ все имеющиеся доказательства по настоящему делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ КСА обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности (л.д. 46-49).

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа составила <данные изъяты> (л.д. 50-54). В специальный трудовой стаж КСА не включены период нахождения в учебном отпуске с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку стаж не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; а также период обучения с ДД.ММ.ГГГГ9 года по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты>.

В силу норм ст. ст. 39, 55 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 вышеназванного Федерального Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. №2-П закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имевшего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативным правовым актам.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (пункт 19) разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №174-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Из материалов дела видно, что КСА в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в восьмилетней вспомогательной школе № 60 Ленинского района г. Челябинска, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности учителя начальных классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Челябинска им. Пустового В.П.».

В периоды работы КСА представлялись учебные отпуска с сохранением средней заработной платы, в том числе учебный отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью 03 месяца 5 дней, что подтверждается копиями лицевых счетов, копией трудовой книжки, копией диплома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-45).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 9148 «Об оплачиваемых ежегодных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, в целях установления прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик, КЗоТ РСФСР (глава 4 «Рабочее время» и глава 13 «Льготы для рабочих и служащих, совмещающих труд с обучением»), работникам, совмещающим труд с обучением, работающим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Исходя из смысла норм Положения «О льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях», утвержденного Постановлением Совмина ССР № 1116 от 24 декабря 1982г., лицам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, предоставляется именно дополнительный оплачиваемый отпуск на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истцу учебные отпуска предоставлялись с сохранением средней заработной платы, рабочего места.

Суд считает, что учебные отпуска являются одним из видов дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, поэтому п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости позволяют учитывать периоды ежегодных дополнительных отпусков при определении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учебные отпуска, предоставляемые истцу, являлись дополнительными оплачиваемыми отпусками, облагаемыми взносами в Пенсионный фонд РФ, таким образом, их исключение из трудового стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, незаконно, и периоды нахождения в указанных отпусках подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно. Следовательно, требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, период нахождения КСА в учебном отпуске с сохранением среднего заработка - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью <данные изъяты> – подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном порядке.

При решении вопроса о включении в специальный стаж периода обучения до 01 октября 1993 года подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с абз. 5 п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность. Таким образом, период обучения мог включаться в педагогический стаж, только если периоду обучения предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно трудовой книжке КСА, по окончании обучения она была принята ДД.ММ.ГГГГ на должность учителя начальных классов в среднюю школу № 47 г. Челябинска (в настоящее время МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 Г. Челябинска им. Пустового В.П.»).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Учитывая, что периоду обучения предшествовала работа в должности старшей пионервожатой восьмилетней вспомогательной школе № 60 Ленинского района г. Челябинска, непосредственно по окончании обучения истец продолжила заниматься педагогической деятельностью, суд приходит к выводу, что период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный трудовой стаж КСА

С учетом включения судом периода нахождения истца в учебном отпуске, период обучения специальный трудовой стаж истицы на момент обращения с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии составляет более 25 лет (<данные изъяты> что дает ей право на досрочную пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, следует признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении КСА досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска включить в специальный трудовой стаж КСА период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в учебном отпуске с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить КСА досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку исковые требования КСА удовлетворены, то с ответчика следует взыскать в пользу истца сумму в размере 300,00 руб. в качестве возмещения расходов по оплаченной государственной пошлине, подтверждаемую квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 96, 98, 100, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования КСА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении КСА досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска включить в специальный трудовой стаж КСА - период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в учебном отпуске с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить КСА досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Челябинска в пользу КСА сумму в размере 300,00 руб. в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п                      Н.И. Манкевич

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>