Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
г. Самара «4» июля 2017 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Макогон Л.А.,
при секретаре Уколовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1062/17 по исковому заявлению Потаповой ФИО10 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Потапова Т.П. в лице представителя Потемкиной Г.А., действующей на основании доверенности, обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области о включении в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном порядке периодов с <...>.
В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что Потапова Т.П. обратилась в ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении пенсии на основании ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 13.12.2016 года. Решением ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области от 09.03.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано. В специальный медицинский стаж включено 27 лет 07 месяцев 22 дня. Не зачтены, в том числе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период работы в должности <...> в <...> № ООО «Санаторий «Фрунзенец», поскольку медицинская организация не состоит на учете как организация, имеющая льготные места. Считает отказ необоснованным. Направление на курсы повышения квалификации производилось по инициативе работодателя, трудовые отношения истца в данный период не прекращались. Для медицинских работников прохождение курсов является обязательным. Работа в должности <...> № ООО «Санаторий «Фрунзенец» также подлежит включению в специальный медицинский стаж истца, поскольку ранее фельдшерский здравпункт входил в состав ГБУЗ Самарской области «СМСЧ № 1 Промышленного района», изменение организационно-правовой формы организации не может ущемлять права истца. С учетом включения в специальный медицинский стаж Потаповой Т.П. спорных периодов, ее специальный стаж составит более 30 лет. Просит иск удовлетворить.
03.04.2017 года ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары и ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области реорганизованы путем их слияния с образованием нового юридического лица – ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное).
Определением Промышленного районного суда г. Самары от 03.05.2017 года гражданское дело по иску Потаповой Т.П. к ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию передано по подсудности в Куйбышевский районный суд г. Самары.
В судебном заседании представитель истца Потемкина Г.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) Лыжова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Нахождение на курсах повышения квалификации не засчитывается в льготный стаж, как не предусмотренный Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ № от <дата>. Организация ООО «Санаторий «Фрунзенец» не состоит на учете, как имеющая льготные рабочие места. На дату обращения за назначением досрочной пенсии специальный стаж ФИО3 составил 27 лет 7 месяцев 22 дня, что не дает ей права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 1 ч. 20 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд находит исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, и наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пенсия медицинским работникам назначается на основании вышеуказанного Федерального Закона, а также в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из материалов дела усматривается, что Потапова Т.П. (ранее ФИО11), <дата> года рождения, в <дата> году окончила <...> медицинское училище по специальности фельдшера.
Согласно записям в трудовой книжке истца, <...>.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 5813.12.2016 года Потапова Т.П. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ в Волжском районе Самарской области от <дата> № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – нахождение на курсах повышения квалификации, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – работа в должности фельдшера здравпункта ООО «Санаторий «Фрунзенец».
В силу специального правового регулирования в сфере здравоохранения повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности (Приказ Министерства здравоохранения РФ от <дата> N 186).
Исходя из статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Анализируя требования закона, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Потаповой Т.П. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, календарно с применением за каждый год работы один год, поскольку направление медицинского работника руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации не прерывает трудовые отношения работника с учреждением здравоохранения, так как на курсы он направляется по инициативе работодателя, за ним сохраняются место работы и средний заработок, перечисляются страховые взносы в пенсионный фонд.
Данные периоды следует рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения, которая в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержат положения о том, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитывается в льготный стаж работы.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, определено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве фельдшера в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.
Аналогичное толкование дано и Верховным Судом Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где указано, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Как усматривается из материалов дела, Потапова Т.П. <дата> была принята на должность <...> здравпункта МСЧ № <...> <адрес>.
Впоследствии МСЧ № <адрес> <адрес> <адрес> переименована в МСЧ № ТМО № <адрес>, МУЗ МСЧ № ТМО № <адрес>, ММУ МСЧ № <адрес>, ММБУ МСЧ № <адрес> г.о. Самара, ГБУЗ <адрес> «Самарская МСЧ № <адрес>», ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №».
Согласно исторической справки о создании и функционировании ПАО «Кузнецов» и объектов социально-бытовой сферы предприятия, фельдшерский здравпункт № был организован на базе завода для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, до 1976 года входил в состав МСЧ завода, затем МСЧ № <адрес>, с 1994 года в состав МУЗ МСЧ № ТМО № <адрес>, с 2013 года в состав ГБУЗ СО «Самарская МСЧ № <адрес>». С 2014 года здравпункты ОАО «Кузнецов», в том числе и фельдшерский здравпункт №, располагающийся на территории предприятия, стали функционировать как структурные подразделения ООО «Санаторий «Фрунзенец» при совместном финансировании за счет бюджета санатория и средств промышленного предприятия.
Деятельность фельдшерского здравпункта №, как структурного подразделения медицинской организации, основана на Положениях и Лицензиях на право ведения медицинской деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 года N 869 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Учитывая, что место работы и должностные обязанности истца Потаповой Т.П. в период работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта с 1986 года не менялись, период ее работы в указанной должности до 30.06.2014 года ответчиком включен в специальный страховой стаж, суд считает, что и дальнейшая работа истца в прежней должности подлежит включению в ее специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
С учетом включения в специальный страховой стаж Потаповой Т.П. спорных периодов, продолжительность ее специального стажа на момент обращения с заявлением в УПФ составляет более 30 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку ответчиком неправомерно было отказано во включении спорных периодов в стаж лечебной деятельности Потаповой Т.П., на момент вынесения ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истец уже приобрел право на досрочное ее назначение, требование истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением, то есть с <дата>, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Потаповой ФИО12 удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Потаповой ФИО13, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном порядке исчисления следующие периоды:
<...>
<...>
и назначить Потаповой ФИО14 досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий: подпись Л.А. Макогон