Решение суда о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости № 2-1062/2017 ~ М-1006/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

г. Самара «4» июля 2017 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Макогон Л.А.,

при секретаре Уколовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1062/17 по исковому заявлению Потаповой ФИО10 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Потапова Т.П. в лице представителя Потемкиной Г.А., действующей на основании доверенности, обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области о включении в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном порядке периодов с <...>.

В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что Потапова Т.П. обратилась в ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении пенсии на основании ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 13.12.2016 года. Решением ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области от 09.03.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано. В специальный медицинский стаж включено 27 лет 07 месяцев 22 дня. Не зачтены, в том числе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период работы в должности <...> в <...> № ООО «Санаторий «Фрунзенец», поскольку медицинская организация не состоит на учете как организация, имеющая льготные места. Считает отказ необоснованным. Направление на курсы повышения квалификации производилось по инициативе работодателя, трудовые отношения истца в данный период не прекращались. Для медицинских работников прохождение курсов является обязательным. Работа в должности <...> № ООО «Санаторий «Фрунзенец» также подлежит включению в специальный медицинский стаж истца, поскольку ранее фельдшерский здравпункт входил в состав ГБУЗ Самарской области «СМСЧ № 1 Промышленного района», изменение организационно-правовой формы организации не может ущемлять права истца. С учетом включения в специальный медицинский стаж Потаповой Т.П. спорных периодов, ее специальный стаж составит более 30 лет. Просит иск удовлетворить.

03.04.2017 года ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары и ГУ УПФ РФ в Волжском районе Самарской области реорганизованы путем их слияния с образованием нового юридического лица – ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное).

Определением Промышленного районного суда г. Самары от 03.05.2017 года гражданское дело по иску Потаповой Т.П. к ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию передано по подсудности в Куйбышевский районный суд г. Самары.

В судебном заседании представитель истца Потемкина Г.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) Лыжова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Нахождение на курсах повышения квалификации не засчитывается в льготный стаж, как не предусмотренный Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ № от <дата>. Организация ООО «Санаторий «Фрунзенец» не состоит на учете, как имеющая льготные рабочие места. На дату обращения за назначением досрочной пенсии специальный стаж ФИО3 составил 27 лет 7 месяцев 22 дня, что не дает ей права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 1 ч. 20 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд находит исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, и наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Пенсия медицинским работникам назначается на основании вышеуказанного Федерального Закона, а также в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Из материалов дела усматривается, что Потапова Т.П. (ранее ФИО11), <дата> года рождения, в <дата> году окончила <...> медицинское училище по специальности фельдшера.

Согласно записям в трудовой книжке истца, <...>.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

13.12.2016 года Потапова Т.П. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ в Волжском районе Самарской области от <дата> № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.

В специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – нахождение на курсах повышения квалификации, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> – работа в должности фельдшера здравпункта ООО «Санаторий «Фрунзенец».

В силу специального правового регулирования в сфере здравоохранения повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности (Приказ Министерства здравоохранения РФ от <дата> N 186).

Исходя из статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Анализируя требования закона, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Потаповой Т.П. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, календарно с применением за каждый год работы один год, поскольку направление медицинского работника руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации не прерывает трудовые отношения работника с учреждением здравоохранения, так как на курсы он направляется по инициативе работодателя, за ним сохраняются место работы и средний заработок, перечисляются страховые взносы в пенсионный фонд.

Данные периоды следует рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения, которая в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержат положения о том, что время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитывается в льготный стаж работы.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, определено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве фельдшера в фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.

Аналогичное толкование дано и Верховным Судом Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где указано, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.

Как усматривается из материалов дела, Потапова Т.П. <дата> была принята на должность <...> здравпункта МСЧ № <...> <адрес>.

Впоследствии МСЧ № <адрес> <адрес> <адрес> переименована в МСЧ № ТМО № <адрес>, МУЗ МСЧ № ТМО № <адрес>, ММУ МСЧ № <адрес>, ММБУ МСЧ № <адрес> г.о. Самара, ГБУЗ <адрес> «Самарская МСЧ № <адрес>», ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница №».

Согласно исторической справки о создании и функционировании ПАО «Кузнецов» и объектов социально-бытовой сферы предприятия, фельдшерский здравпункт № был организован на базе завода для оказания первичной медицинской помощи трудящимся, до 1976 года входил в состав МСЧ завода, затем МСЧ № <адрес>, с 1994 года в состав МУЗ МСЧ № ТМО № <адрес>, с 2013 года в состав ГБУЗ СО «Самарская МСЧ № <адрес>». С 2014 года здравпункты ОАО «Кузнецов», в том числе и фельдшерский здравпункт №, располагающийся на территории предприятия, стали функционировать как структурные подразделения ООО «Санаторий «Фрунзенец» при совместном финансировании за счет бюджета санатория и средств промышленного предприятия.

Деятельность фельдшерского здравпункта №, как структурного подразделения медицинской организации, основана на Положениях и Лицензиях на право ведения медицинской деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 года N 869 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 г. - предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.

Учитывая, что место работы и должностные обязанности истца Потаповой Т.П. в период работы в должности фельдшера фельдшерского здравпункта с 1986 года не менялись, период ее работы в указанной должности до 30.06.2014 года ответчиком включен в специальный страховой стаж, суд считает, что и дальнейшая работа истца в прежней должности подлежит включению в ее специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

С учетом включения в специальный страховой стаж Потаповой Т.П. спорных периодов, продолжительность ее специального стажа на момент обращения с заявлением в УПФ составляет более 30 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ответчиком неправомерно было отказано во включении спорных периодов в стаж лечебной деятельности Потаповой Т.П., на момент вынесения ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истец уже приобрел право на досрочное ее назначение, требование истца о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением, то есть с <дата>, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Потаповой ФИО12 удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Потаповой ФИО13, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном порядке исчисления следующие периоды:

<...>

<...>

и назначить Потаповой ФИО14 досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Председательствующий: подпись Л.А. Макогон