Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
2-3344/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савиновой Н. М., при секретаре Култаевой Е. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой А. П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга о признании права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга о признании права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а именно на средства материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что имея двух несовершеннолетних детей, 28.03.2012 обратилась к ответчику с заявлением на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в размере 387 640 рублей 30 копеек на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи от 20.03.2012, заключенному с Ж. на приобретение комнаты.
27.04.2012 средства материнского капитала были направлены на счет Ж. - продавца комнаты по адресу: < адрес >.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 24.08.2015 сделка была признана недействительной и продавца Ж. обязали возвратить сумму материнского капитала обратно в Пенсионный фонд, а оставшуюся сумму от стоимости комнаты, истцу.
Ж. полностью всю сумму, полученную от Управления пенсионного фонда, возвратила в Управление в 2016 году.
Фактически, она средствами материнского (семейного) капитала на сегодняшний день не воспользовалась, но, поскольку нуждается в жилье, вновь обратилась к ответчику за разрешением об использовании данного капитала на приобретаемую комнату, но ей было отказано, так как ответчик считает, что она уже использовала свое право на эту меру социальной поддержки и больше права на её использование не имеет. С принятым решением ответчика не согласна, поскольку нет её вины в том, что дом, в котором она приобрела жилье, оказался самовольно возведенной постройкой и был снесен. Деньги все возвращены продавцом в Управление.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, просит рассмотреть дело без своего участия. В письменном возражении на исковое заявление Управление заявленные требования не признало, указав, что гражданин после перечисления Управлением средств (части средств) материнского (семейного) капитала считается реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала и законом не предусмотрен порядок возобновления пользования данным правом, а также не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки, в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме. Романова А. П. свое право уже использовала. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Романова А. П. имеет двоих детей: сына ФИО < дд.мм.гггг > года рождения и ФИО2 < дд.мм.гггг > года рождения.
27.10.2009 Романовой А. П. на основании решения Управления выдан государственный сертификат, подтверждающий ее право на получение материнского (семейного) капитала.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 названного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.
В соответствии с частью 3 статьи 7 данного Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, пунктом 2 которых предусмотрено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:
на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).
В соответствии с пунктом 5 Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат, такое обстоятельство указывается в заявлении.
Таким образом, устанавливая дополнительную меру государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала, законодатель определил круг лиц, на которых он распространяется, и закрепил исчерпывающий перечень направлений, по которым указанные средства могут быть использованы.
Целевой характер использования средств материнского (семейного) капитала является мерой защиты, установление которой обусловлено необходимостью поддержания семьи со стороны государства в наиболее незащищенных сферах: жилищной, образовательной и пенсионной. Данная мера призвана избежать расходования средств материнского (семейного) капитала на другие менее значимые нужды.
28.03.2012 Романова А. П. обратилась в Управление с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Решением Управления от 27.04.2012 заявление Романовой А. П. удовлетворено.
15.05.2012 средства материнского (семейного) капитала в размере 387 640,30 рублей (Триста восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок рублей тридцать копеек) направлены на оплату недвижимого имущества в соответствии с договором купли-продажи от 20.03.2012.
01.06.2012 прекращено действие сертификата на материнский (семейный) капитал, о чем уведомлена истец (л.д.11).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 регламентирована процедура возврата средств в случае, если сумма средств материнского (семейного) капитала, указанная в заявлении и перечисленная на счет организации - кредитора (займодавца), превышает размер остатка основного долга и процентов за пользование кредитом (займом) на момент поступления средств на счет организации.
Другие основания для возврата средств (части средств) материнского семейного капитала законодателем не предусмотрены.
В соответствие со ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
24.02.2016 вступило в силу решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области, а также Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда в соответствии с которым средства материнского (семейного) капитала, перечисленные по договору купли-продажи от 20.03.2012 были взысканы с продавца недвижимости Ж. в пользу Управления в размере 387 640,30 рублей.
Данные денежные средства были возвращены Ж. в Управление платежными поручениями:
15.04.2016 < № > на сумму 100 000,00 рублей;
18.04.2016 < № > на сумму 100 000,00 рублей;
29.04.2016 < № > на сумму 40 000,00 руб.;
09.05.2016 < № > на сумму 47 640,30
27.05.2016 < № > на сумму 100 000,00 руб., то есть всего возвращено 387 640,30 рублей.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);
7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что перечень оснований для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Также нормами закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрен порядок возобновления, а также не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки, в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме.
В связи с тем, что истец уже обращалась с заявлением на использование материнского (семейного) капитала, несмотря на то, что он возвращен в Управление в полном объеме, ответчик считает, что она уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала и вновь обращаться с таким заявлением не вправе.
Суд не может согласиться с такой позицией ответчика, поскольку сумма материнского капитала возвращена в Управление в полном объеме лицом, виновным в причинении ущерба истцу, сама Романова А. П. никаких мошеннических действий в отношении получения данной суммы материнского капитала не совершала, обналичить эту сумму не пыталась, то есть действовала добросовестно и нет её вины в том, что ей было продано жилье в самовольно возведенной постройке.
Поскольку все денежные средства возвращены в бюджет, Романова А. П. нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, она вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для этих целей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Романовой А. П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга о признании права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, удовлетворить.
Признать за Романовой А. П. право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 18.09.2017.
Судья