Решение суда о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 02-1293/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2016 года Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Лукиной Е.А., при секретаре Жергановой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-1293/16 по

иску *** к ГУ - Главному управлению ПФР №7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании зачесть периоды трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о признании решения № ** от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, об обязании засчитать в стаж, дающий право на досрочную пенсию спорные периоды, назначении пенсии с момента обращения и взыскании компенсации морального вреда, указывая, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако решением Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области № **от *** года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы по осуществлению педагогической деятельности в учреждении для детей. Истец с данным решением не согласен, поскольку считает его незаконным.

В судебное заседание истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области в судебное заседание явился, исковые требования не поддержал, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, в их совокупности с учетом ст. 67 ГПК РФ, пенсионное

дело в отношении истца, считает заявленные

исковые требования и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требования или возражений.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ - Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, пенсия назначается независимо от их возраста.

Аналогичное право для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, предусмотрено пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в действие с 01.01.2015.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 869-О-О).

В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.

*** г. ГУ-ГУ ПФ РФ № 7 по г. Москве и Мо вынесено решение № ** об отказе ***. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в виду отсутствия необходимого требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно данному решению на момент обращения -** г. истец имеет стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - ** В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены следующие периоды: периоды административных отпусков, а также период с ** по *** работы в ** в должности учителя математики, **, ** ** **, период с ** по ** работы истца в ГБОУ г. Москвы СОШ №** в должности *** Истец оспаривает данное решение в части исключения периодов с ** по ** работы в **а также с ** по ** работы истца в ** Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятия указанных выше Списка и Правил вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались Законом РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Периоды работы истца с ** по ** в должности ** по учебно - воспитательной работе в СОШ № ** находят свое объективное подтверждение в материалах дела.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Пенсионное законодательство на территории Российской Федерации применяется с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, согласно которой нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

С учетом данной правовой позиции Верховным Судом Российской Федерации в п. 14 Постановления Пленума N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно пункту 1.1. раздела "Наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения.

В оспариваемые истцом периоды действует Постановление Правительство РФ от 29.10.2002 года № 781.

Согласно материалам дела следует, что истец, в спорные периоды фактически осуществляла функции и обязанности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью, а именно работала в должности учителя математики в Ломоносовской школе с последующим переименованием в негосударственное образовательное учреждение *** и в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в ГБОУ г. Москвы ** что подтверждается должностной инструкцией заместителя директора школы по УВР, утвержденной директором ***, справкой о педагогической нагрузке № *** тарификацией приказом № ** Кроме того, из материалов дела следует, что Негосударственное образовательное учреждение «Ломоносовская школа» создано как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством РФ порядке, является некоммерческой организацией, создано для предоставления услуг в области образования, осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого харктера, коорое осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, ФЗ РФ «Об образовании», «О некоммерческих организациях», другими законодательными актами РФ, Типовыми положением об общеобразовательном учреждении, нормативными правовыми актами органов управления образованием г. Москвы Учитывая вышеизложенное, указанное выше Постановление Конституционного суда, нормы Конституции РФ, имеющей прямое действие, а также то обстоятельство, что законы и законодательные акты, ухудшающие положение граждан не имеют обратной силы, суд считает, что оспариваемый период работы истца с учетом п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, должен быть включен в стаж, дающий право на пенсию истцу по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью.

В силу ст. 27 пп.19 п.1 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., Ст. 55 Закона РФ «Об образовании» истица имеет право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, так как ее работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя математики связана с педагогической деятельностью и проводилась в образовательном учреждении с детьми.

Таким образом, суд учитывает, что в спорные периоды истец выполняла трудовую функцию, связанную с педагогической деятельность с детьми, к тому же должность, в которой в указанные периоды работала истица, предусмотрена списком должностей, дающими право на досрочную пенсию.

Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» «образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ...», «к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:...

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...», «государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория... определяются при его государственной аккредитации», т.е. перечисленные нормы федеративных законов не связывают право педагогов на пенсию за выслугу лет с работой в конкретных видах образовательных учреждений, в связи с чем, работа истца в указанном учреждении в оспариваемый период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. При этом суд учитывает, что работа истца в указанном учреждении связана с педагогической деятельностью, указанное учреждение является образовательным учреждением для детей, в котором истица работала, суть ее работы не менялась, носила педагогический характер, статус организаций был подтвержден при регистрации, а следовательно истица не может быть лишена права на пенсию.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о то, что вышеуказанные спорные периоды работы истца, подлежат включению в педагогический стаж.

Поскольку на день обращения с заявлением о назначении пенсии дата у истицы имеется необходимая продолжительность специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, право на досрочную трудовую пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" у истца возникло с момента обращения, то есть с 17.09.2014 г.

Вместе с тем, рассматривая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд не находит правовых оснований для удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. В соответствии с ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) при рассмотрении данного спора следует учитывать при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В данном случае, истцом не представлено, а судом не добыто бесспорных доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий, действиями ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области № ** от ** года об отказе *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы с *** по ** в должности старшей пионерской вожатой в средней школе ****; с ** по *** в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе в Московском городском психолого-педагогическом университете; с ** по ** в должности руководителя структурного подразделения в Московском городском психолого- педагогическом университете - незаконным.

Обязать Государственное учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области засчитать в стаж Шумских Марины Алексеевны, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ-400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», периоды ее работы с *** по *** в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № **; ** по ** в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе в Московском городском психолого- педагогическом университете; с ** по ** в должности руководителя структурного подразделения в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Обязать Государственное учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области назначить *** трудовую пенсию с момента обращения, т.е. с ** Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд г. Москвы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Лукина Е.А.