Решение суда о признании незаконным перерасчета размера страховой пенсии, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента её назначения № 2-991/2017 ~ М-761/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №2-991/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2017 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.А.,

с участием истца Спасской Е.Г.,

представителей ответчика по доверенностям Максимчевой А.Ю., Осовиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спасской Е.Г. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным перерасчета размера страховой пенсии, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента её назначения,

УСТАНОВИЛ:

Спасская Е.Г. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее по тексту – ответчик) и с учетом уточнений исковых требований окончательно просила признать незаконным перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.12.2016 года, обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента её назначения, а именно с 06.04.2009 года по 30.11.2016 года включительно.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 06.04.2009 года является получателем трудовой пенсии по старости, установленной досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Ответчиком при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в её страховой стаж не были засчитаны периоды проживания с супругом, проходившим военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, не совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке, общей продолжительностью 7 месяцев 6 дней. При этом, как указывает истец, в 2009 году на устной консультации специалистом пенсионного фонда ей был предоставлен перечень документов необходимых для рассмотрения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В указанном перечне отсутствовала справка из военкомата, подтверждающая периоды проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства. 28.10.2016 года истец обратилась в пенсионный фонд за разъяснениями о перерасчете размера пенсии в связи с достижением возраста 55 лет. Специалистом пенсионного фонда ей было сообщено о неправильном подсчете её страхового стажа при оформлении пенсии в 2009 году и было рекомендовано предоставить справку из военкомата. 24.11.2016 года истец представила ответчику справку отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова от 23.11.2016 года №520, подтверждающую период проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и написала заявление о перерасчете размера страховой пенсии по старости. Ответчик рассмотрел указанное заявление и произвел перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.12.2016 года, в перерасчете размера страховой пенсии с 06.04.2009 года было отказано. Истец не согласна с отказом ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 06.04.2009 года, поскольку считает, что при оформлении досрочной трудовой пенсии в 2009 году она не обязана была предоставлять справку из военного комиссариата, подтверждающую периоды её проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, так как записи в её трудовой книжке об увольнениях с прежних мест работы в связи с переводом мужа на новое место службы свидетельствовали о том, что она является женой военнослужащего.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. При этом дополнительно пояснила, что в период с 06.04.2009 года по 28.10.2016 года она не обращалась к ответчику за разъяснениями денежных выплат и стажа.

Представители ответчика по доверенностям Максимчева А.Ю., Осовина О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований истца по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнительных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные ими доказательства, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

С 01.01.2002 года трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается досрочно (ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральным законом от 22 июля 2008 №146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» был расширен перечень периодов, подлежащих включению в страховой стаж наряду с периодами работы.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

При этом действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности, дающей право на указанную пенсию, периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустроиться.

Вместе с тем, согласно нормам Федерального закона от 21.03.2005 года №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008г. №146-ФЗ) с 01.01.2009 года при включении в страховой стаж нестраховых периодов проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, размер страховой части трудовой пенсии мог быть исчислен с учетом сумм возмещения уплаты страховых взносов, перечисляемых в ПФР из федерального бюджета.

В своем письме от 29.12.2008 №ЛЧ-25-25/12477 пенсионный фонд РФ дал разъяснения о порядке подтверждения периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, где они не могли трудиться в связи с невозможностью трудоустроиться, до внесения дополнений в Правила от 24.07.2002 года №555. Согласно данных разъяснений, территориальными органами ПФР могут приниматься к рассмотрению справки о периоде проживания супругов, выданные войсковыми частями, военкоматами в качестве документа, подтверждающего указанные периоды, в том числе имевшие место до даты вступления в силу Закона от 22.07.2008 №146-ФЗ. Указанные справки должны иметь необходимые реквизиты, в частности, наименование организации, основание выдачи, наименование должности, фамилию и инициалы лица, подписавшего справку, печать организации.

Согласно пункта 27.1 раздела IV Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 (в редакции постановления Правительства РФ от 17.10.2009 №817, действовали до 01.01.2015) и пункта 35 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, период проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (действительную (сверхсрочную) военную службу), вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, имевший место до 01.01.2009 года, подтверждается справками воинских частей (учреждений, предприятий и иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно приложению №4.

    Следует отметить, что постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 года №817 утверждена только форма справки, сам же Федеральный закон №173-ФЗ с учетом внесения изменений в его статью 11 Федеральным законом №146-ФЗ и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предусматривали как право на включение в стаж нестраховых периодов, так и порядок обращения за назначением пенсии - днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, факт проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу в местностях, где супруги не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства для зачета в страховой стаж подтверждается справками воинских частей, военных комиссариатов, обязанность по представлению которых лежит на заявителе.

Основанием выдачи справки по форме, предусмотренной приложением №4 к данным Правилам, являются сведения личного дела военнослужащего либо документ, подтверждающий регистрационный учет по месту жительства или месту пребывания, а также трудовые книжки супругов военнослужащих.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

То есть, периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и факт отсутствия возможности трудоустройства определяются и подтверждаются военными комиссариатами, воинскими частями (учреждениями, предприятиями и иными организациями). Вышеуказанные нестраховые периоды записями, внесенными в трудовую книжку застрахованного лица, не подтверждаются.

Вместе с тем, в целях заблаговременной подготовки документов для назначения пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится предварительная оценка пенсионных прав граждан до подачи заявления о назначении пенсии по старости.

Управлением ПФР производится проверка трудового стажа по форме СЗВ-К, трудовой книжки и данных персонифицированного учета, по результатам которой выносится акт с рекомендациями застрахованному лицу о представлении документов для назначения пенсии. Целью такой проверки является выявление неточных записей в трудовой книжке, дооформление льготных справок, представление дополнительных документов о стаже, предварительный подсчет стажа. Поскольку заявитель представляет для оценки первичные документы - трудовую книжку, льготные справки с целью их проверки, выявления несоответствий и дачи рекомендаций для правильного оформления, подсчета стажа, то специалист может проверить только те документы, которые представлены заявителем, в связи с чем, «нестраховые периоды» в акте проверки отражены быть не могут.

Судом установлено и подтверждено материалами пенсионного дела, Спасской Е.Г. с 06.04.2009 года досрочно назначена трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по документам и заявлению, представленными в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова 06 апреля 2009 года. Срок педагогической деятельности на дату назначения пенсии составил 25 лет день.

Отсутствие или наличие справки, подтверждающей периоды проживания истца с супругом военнослужащим, проходившим военную службу по контракту в местностях, где у Спасской Е.Г. отсутствовала возможность трудоустройства, на срок назначения пенсии не повлияло, так как включение данных периодов в стаж педагогической деятельности действующим законодательством не предусмотрено. Данные периоды влияли только на размер пенсии при её назначении.

Как следует из материалов пенсионного дела и не оспаривается истцом, справку из военного комиссариата, подтверждающую периоды проживания истца с супругом, проходившим военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, для установления в 2009 году досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Спасская Е.Г. не представляла. В связи с чем, расчет размера страховой части пенсии при её назначении был произведен без учета указанных периодов.

Таким образом, у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие «нестраховой» период – периоды проживания истца с супругом военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и невозможность трудоустроиться. Сами по себе, записи в трудовой книжке истца о её увольнениях в связи с переводом мужа на новое место службы с 10.05.1985г., 24.05.1986г., 19.08.1991г. не свидетельствуют о том, что супруг Спасской Е.Г. являлся военнослужащим и у неё отсутствовала возможность трудоустройства по новому месту жительства.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в 2009 году размер пенсии Спасской Е.Г. был определен на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В статье 4 вышеназванного Федерального закона №146-ФЗ предусмотрена норма о перерасчете страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов с 1 января 2009 по заявлению, поданному по 31 декабря 2009 включительно в территориальный орган ПФР по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части пенсии производится в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» (с 01.01.2015 действуют нормы части 1-2 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2013 №30 разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» перерасчет страховой части установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов.. . проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства и других перечисленных периодов, имевших место до 1 января 2009 года, производится с 1 января 2009 года при условии подачи гражданином в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявления в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года включительно.

Если гражданин обратился с аналогичным заявлением по истечении указанного периода - после 31 декабря 2009 года, то перерасчет страховой части следует производить по общим правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона N 173-ФЗ для перерасчета размера трудовой пенсии, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление, при условии одновременного представления им документов, подтверждающих наличие названных периодов.

В силу статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения (часть 1).

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (часть 2).

При этом у территориального органа ПФР отсутствует обязанность по вызову граждан для подачи заявления о перерасчете пенсии, которое носит добровольный волеизъявительный характер.

Судом установлено, что 24.11.2016 года истец представила в пенсионный фонд справку отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г. Саратова от 23.11.2016 года №520, подтверждающую период её проживания с супругом, проходившем военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и обратилась с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости по нормам Закона №400-ФЗ.

На основании представленной справки в страховой стаж Спасской Е.Г. ответчик засчитал периоды проживания истца с супругом военнослужащим, проходившем военную службу по контракту, в местностях, где она не могла трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, не совпадающие с периодами работы, содержащимися в трудовой книжке: с 11.05.1985г. по 26.08.1985г., с 25.05.1986г. по 04.09.1986г., с 20.08.1991г. по 29.08.1991г. общей продолжительностью 7 месяцев 6 дней и за них было учтено 1,08 балла.

С учетом представленной справки от 23.11.2016 года №520 и заявления от 24.11.2016 года о перерасчете размера страховой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Спасской Е.Г. был произведен перерасчет пенсии с 01.12.2016 года.

Таким образом, перерасчет размера страховой части пенсии по старости Спасской Е.Г. произведен на основании частей 1-2 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ, в соответствии с которыми перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов.

Учитывая указанные обстоятельства, а также требования действующего законодательства и законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, регулирующие пенсионные правоотношения, согласно которым с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ должны быть предоставлены все необходимые документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Спасской Е.Г. о признании незаконным перерасчета размера страховой пенсии по старости с 01.12.2016 года, обязании ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента её назначения, а именно с 06.04.2009 года по 30.11.2016 года включительно.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Спасской Е.Г. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным перерасчета размера страховой пенсии, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента её назначения, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Срок составления мотивированного решения – 19.06.2017 года.

Судья М.В.Агишева