Решение суда о признании незаконным отказа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы, пени № 2-3168/2017 ~ М-3483/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3168/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2017 года                                 город Ульяновск

                  Заволжский районный суд города Ульяновска в составепредседательствующего судьи                                О.В. Миллер

    при секретаре                                                             Д.Р. Алимовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Михаила Михайловичак Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, Инспекции федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска о признании незаконным отказа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы, пени,

УСТАНОВИЛ:

Потапов М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту ГУ-УПФ РФ) о признании незаконным отказа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы, пени.

Свои требования истец мотивировал тем, что истец была зарегистрирован в установленном порядке в ИФНС по Заволжскому району г.Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя в период с 23.08.2013 по 10.01.2017, уплачивала фиксированные страховые взносы в ПФ РФ.

За период 2014-2015 истцом были уплачены в Пенсионный фонд РФ следующие суммы:

- за 2014 – с доходов, превышающих 300 000 рублей уплачено 1 937 рублей, 63 932 рубля 02 коп. (пл.поручение №142 от 01.10.2015), а всего 65 869,02 руб. Кроме того, решением УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска №75 от 15.12.2015 с истца были удержаны пени в сумме 3 140,61 руб. за несвоевременную оплату суммы 63 932,02 руб.

- за 2015 г. – с доходов, превышающих 300 000 руб., истцом оплачено 129 000 рублей (пл.поручение №202 от 30.12.2015 и 1 275,60 руб. (пл.поручение № 203 от 30.12.2015, всего 130 275,60 руб.

По требованию Пенсионного фонда размер страховых взносов за указанный период был исчислен из общей суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц действующим законодательством предусмотрено право ИП на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ, что подтверждено позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 №27-П.

Просит суд взыскать признать незаконным отказ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 19.06.2017 №9350 от перерасчета и возврата Потапову М.М. излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. в размере 63 932,35 руб. и 2015 г. в размере 110 047,36 руб., а также пени за 2014 г. в размере 3 140,61 руб., обязать ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска возвратить Потапову М.М. излишне уплаченные страховые взносы за 2014 г. в размере 63 932,35 руб. и 2015 г. в размере 110 047,36 руб., а также пени за 2014 г. в размере 3 140,61 руб., всего 177120,32 руб., взыскать с ответчика государственную пошлину в суме 300 рублей, расходы по оказанию юридических услуг 3 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска определением от 25.09.2017.

Истец Потапов М.М. в судебном заседании поддержал исковые требования о признании незаконным отказ УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 19.06.2017 №9350 от перерасчета и возврата Потапову М.М. излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. в размере 63 932,35 руб. и 2015 г. в размере 110 047,36 руб., а также пени за 2014 г. в размере 3 140,61 руб., просит обязать надлежащего ответчика возвратить Потапову М.М. излишне уплаченные страховые взносы за 2014 г. в размере 63 932,35 руб. и 2015 г. в размере 110 047,36 руб., а также пени за 2014 г. в размере 3 140,61 руб., всего 177120,32 руб., взыскании с ответчика государственной пошлины в суме 300 рублей, пояснив, что истец обращался с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска о возврате излишне уплаченных страховых взносов, однако, в удовлетворении заявления было отказано, рекомендовано обратиться в суд.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска Лапицкая К.Ю. (доверенность от 11.04.2017 №5365) в судебном заседании исковые требования не признала,    пояснив, что Пенсионный фонд доходы страхователя самостоятельно не устанавливает, а руководствуется сведениями от налогового органа. Решение об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов вынесенные территориальным органом – ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска являются законными и обоснованными и возврату не подлежат.

Представитель ответчика ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска в судебное заседание не явился, в отзыве на иск полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что позиция Потапова М.М. основана на неверном толковании норм права.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 23.08.2013 истец был зарегистрирован в установленном порядке в ИФНС по Заволжскому району г.Ульяновска в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивал фиксированные страховые взносы в ПФ РФ.

10.01.2017 ИФНС по Ленинскому району г.Ульяновска была внесена запись в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве ИП в связи с принятием истцом соответствующего решения.

Истец находился на общем режиме системы налогообложения до момента закрытия.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Статьей 14 Закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.

Частями 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.

В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 6 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).

При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на Закон N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления N 27-П указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В судебном заседании установлено, что согласно информации, представленной налоговым органом, доход заявителя от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 6 886 902 руб. 00 коп., за 2015 год – 13 737 936 руб. 00 коп. в связи с чем Фонд начислил к уплате страховые взносы с требованиями части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и уплаченной предпринимателем суммы страховых взносов за 2014 год – 65 869 руб. 02 коп.; за 2015 год – 130 275 руб. 60 коп.

Суд установили, что расчет страховых взносов произведен Фондом от суммы полученного предпринимателем в 2014 году и 2015 году дохода, без учета расходов, понесенных предпринимателем при осуществлении хозяйственной деятельности в спорном периоде.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с налоговой декларацией ИП Потапов М.М. в 2014 году понес расходы (сумма профессионального налогового вычета) в размере 6 387 238 руб.; в 2015 году - 11 415 112 руб., что участниками процесса не оспаривалось.

Таким образом, сумма по страховым взносам, подлежащая уплате составит за 2014 год:

6 886 902 руб. (доход) – 6 387 238 руб. (профессиональный налоговый вычет)– 300 000 рублей = 193 667 руб. х 1% = 1 936,67 руб.

65 869 руб. 02 коп. – 1 936,67 руб. = 63 932 руб. 35 коп. – сумма излишне уплаченных страховых взносов, а также пени за 2014 год – 3 140 руб. 61 коп.

Сумма по страховым взносам, подлежащая уплате составит за 2015 год:

13 737 936 руб. (доход) – 11 415 112 руб. (профессиональный налоговый вычет) – 300 000 рублей = 2 022 824 руб. х 1% = 20 228,24 руб.

130 275,60 руб. – 20 228,24 руб. = 110 047 руб. 36 коп. – сумма излишне уплаченных страховых взносов.

С учетом изложенного исковые требования Потапова М.М. о взыскании излишне уплаченных страховых взносов за 2014 и 2015 год подлежат удовлетворению в полном объеме, а отказ УПФ следует признать незаконным.

В соответствии со ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацией и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерацией в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета – в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета).

При этом решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС России направляет его в УФНС России.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администратором страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с 01.01.2017 являются налоговые органы, следовательно, возврат страховых взносов после 01.01.2017 осуществляется налоговым органом.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать ГУ – УПФ Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести перерасчет Потапову М.М. излишне уплаченных страховых взносов за 2014 в размере 63 932 рубля 35 коп. и 2015 г. в размере 110 047 рублей 36 копеек, а также пени за 2014 г. в размере 3 140 рублей 61 коп., а ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска на основании перерасчета ГУ - УПФ Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области обязать произвести Потапову М.М. выплату излишне уплаченных страховых взносов за 2014 в размере 63 932 рубля 35 коп. и 2015 г. в размере 110 047 рублей 36 копеек, а также пени за 2014 г. в размере 3 140 рублей 61 коп.

В соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом изложенного с ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска в пользу Потапова М.М. надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Потапова Михаила Михайловича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, Инспекции федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска о признании незаконным отказа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы, пени удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области от 19.06.2017 №9350 в перерасчете и возврате Потапову Михаилу Михайловичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 в размере 63 932 рубля 35 коп. и 2015 г. в размере 110 047 рублей 36 копеек, а также пени за 2014 г. в размере 3 140 рублей 61 коп.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести перерасчет Потапову Михаилу Михайловичу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 в размере 63 932 рубля 35 коп. и 2015 г. в размере 110 047 рублей 36 копеек, а также пени за 2014 г. в размере 3 140 рублей 61 коп.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска на основании перерасчета Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести Потапову Михаилу Михайловичу выплату излишне уплаченных страховых взносов за 2014 в размере 63 932 рубля 35 коп. и 2015 г. в размере 110 047 рублей 36 копеек, а также пени за 2014 г. в размере 3 140 рублей 61 коп..

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области в пользу Потапова Михаила Михайловича государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья -                                                            О.В. Миллер