Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-1677/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2017 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Самофаловой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Белоусовой С.А.,
с участием истца ФИО2, его представителя ФИО6,
представителя ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе г.Волгограда ФИО7,
ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что ответчиком созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав. Считает, что формирование размера страховой пенсии истцу, с учетом трудового вклада работника имеющего непрерывный трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сорок лет работы в районах Крайнего Севера, полного стажа на соответствующих видах работ плавсостава 15 лет 08 месяцев 10 дней, выполнено без учета изменений в действующем пенсионном законодательстве, ответчик не пожелал устранить в выплатном пенсионном деле выявленные ошибки и не произвел перерасчет с учетом более выгодного варианта причитающейся истцу страховой трудовой пенсии. Так как в его случае в пенсионном деле при расчете пенсии по стажу на соответствующих видах работ зафиксирован районный коэффициент 1,4 порта приписки промысловых судов Мурманск, не соответствующий фактическому коэффициенту жизнедеятельности и пребывания-работы в этот период, он обращался в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, рассмотреть вопрос увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты и осуществить перерасчет установленного размера. Считает, что на момент права ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком фиксированная выплата установлена с явными нарушениями. Просит суд признать, что поручение национального лидера Путина В.В. устраняет существовавшую дискриминацию плавсостава рыбодобывающей отрасли в пенсионном законодательстве, в части применения несостоятельного районного коэффициента по порту приписки промысловых судов, а не места фактического пребывания-работы. Признать, что застрахованные лица, не имеющие на момент права ДД.ММ.ГГГГ подтвержденного места пребывания в районах Крайнего Севера, но осуществлявшие на указанную дату работу-деятельность в районах с коэффициентами 1,6; 1,7; 1,8; 1,9, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах на основании Постановления от 04 апреля 1996 года № 9-П Конституционного Суда РФ, Постановления Правительства РФ № 249 от 18 марта 2015 года и Постановления № 470/9 от 31 марта 1960 года Совета Министров СССР, а также на основании показаний свидетелей. Обязать ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда, внести изменения сведений в документах выплатного дела, касаемо районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 и его представитель ФИО6, допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивают.
Представитель ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 45 Конституции РФ гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 22 и частью 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, содержащей общепризнанные принципы и нормы международного права, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной, культурной областях через посредство национальных условий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.
Судом установлено, что ФИО2 является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда с заявлением на перерасчет (л.д.9-10).
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда предоставлен ответ ФИО2, согласно которому документов, подтверждающих факт получения ФИО2 заработной платы с более высоким районным коэффициентом не имеется, поэтому применить отношение заработной платы свыше 1,4 не представляется возможным (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о нарушении пенсионных прав и защите законных интересов (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Волгоградской области предоставило ответ ФИО2, согласно которому, правовых оснований для увеличения размера пенсии в настоящее время не имеется (л.д.15-16).
В судебном заседании представитель ответчика указал, что в настоящее время размер страховой пенсии истца с учетом произведенного перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ увеличился на 0, руб. 37 коп. и составил 19 603 руб. 85 коп., из которых 12 765 руб. 45 коп. страховая пенсия, 6838 руб. 40 коп. - повышенная фиксированная выплата как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пункта 2 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 7, 11 статьи 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи(пункт 2).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Как следует из п. 3 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. Предусмотрено, что во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти ССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями I и 2 статьи 16 укачанного Федерального закона. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 7 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.).
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (часть 9 статья 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (часть 10 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ от28.12.2013 г.).
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 16 вышеуказанного закона и частями 4-6 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (часть 10 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.).
Согласно документов имеющихся в пенсионном деле ФИО2 (приложенных к возражениям), фиксированная выплата к страховой пенсии по старости выплачивается с учетом повышения в сумме равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 ФЗ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет.
Повышение фиксированной выплаты в сумме более чем на 50% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, при выезде гражданина за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, действующим законодательством не предусмотрено.
Заработная плата учтена ФИО2 по индивидуальным сведениям за период с 2000-2001 гг фактическое отношение заработной платы составляет величину - 4,704. Для расчета страховой пенсии по старости применено отношение заработной платы в размере 1,4 с учетом сведений о размере районного коэффициента к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (На всей территории Мурманской области, за исключением города Мурманска - 140, к заработной плате применяется коэффициент - 1,4).
Право на повышенное отношение заработков определяется по справке работодателя или государственного (муниципального) органа о заработке, если она включала периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В справе должно содержаться указание на размер районного коэффициента.
В документах пенсионного дела ФИО2 имеется справка о заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой величина коэффициента составляет 2,567 и заработная плата по индивидуальным сведениям за период с 2000-2001 годов фактическое отношение заработной платы составляет величину 4,704, в которых указан районный коэффициент 40.
Кроме того, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица на 2001 год работодателем в графе территориальные условия указан коэффициент 1,4.
В судебном заседании по ходатайству истца были допрошены свидетели ФИО8, Свидетель №2 и Свидетель №1.
Так указанные свидетели пояснили, что работали вместе с ФИО2 в одной компании, однако ходили в море на разных судах, в настоящее время получают пенсию с учетом районного коэффициента к заработной плате работников 1,4.
Кроме того, территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта его приписки. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 КТМ РФ, Правила регистрации судов прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 года N 87). На основании этого правила определяется и территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1992 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для лиц, работающих в Мурманской области, был установлен постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с указанным нормативным актом районный коэффициент в Мурманской области составляет 1,4.
Установив, что в период работы в плавсоставе трудовая деятельность истца территориально относилась к г. Мурманску, пенсионный орган при назначении ФИО2 пенсии обоснованно применил коэффициент 1,4 установленный для лиц, проживавших на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5. Ссылка истца на то, что работодатель выплачивал ему территориальные коэффициенты в более высоком размере, чем централизованно установленный районный коэффициент к заработной плате для рабочих и служащих непроизводственных отраслей в Мурманской области - 1,4, правового значения не имеет.
Доказательств осуществления истцом трудовой деятельности в иных районах Крайнего Севера, где к заработной плате работника применяется более высокий коэффициент, чем 1,4, истцом не представлено, материалы дела не содержат.
С учетом обстоятельств дела и приведенных норм права, истцу был правильно определен размер пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, доводы истца о том, что ему назначена пенсия в меньшем размере, чем предусмотрено пенсионным законодательством, не могут быть признаны состоятельными.
На основании вышеприведенных норм права, оценивая в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства по делу, суд считает установленным, что нарушений действующего законодательства в действиях ответчика не имеется, права и законные интересы истца нарушены не были, в связи с чем исковые требования ФИО2 к УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда в которых истец просит признать, что поручение национального лидера Путина В.В. устраняет существовавшую дискриминацию плавсостава рыбодобывающей отрасли в пенсионном законодательстве, в части применения несостоятельного районного коэффициента по порту приписки промысловых судов, а не места фактического пребывания-работы, признать, что застрахованные лица, не имеющие на момент права ДД.ММ.ГГГГ подтвержденного места пребывания в районах Крайнего Севера, но осуществлявшие на указанную дату работу-деятельность в районах с коэффициентами 1,6; 1,7; 1,8; 1,9, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах на основании Постановления от 04 апреля 1996 года № 9-П Конституционного Суда РФ, Постановления Правительства РФ № 249 от 18 марта 2015 года и Постановления № 470/9 от 31 марта 1960 года Совета Министров СССР, а также на основании показаний свидетелей, обязать ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда, внести изменения сведений в документах выплатного дела, касаемо районного коэффициента за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья: Л.П. Самофалова
Справка: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 09 июня 2017 года. Мотивированный текст решения изготовлен 14 июня 2017 года.
Судья: Л.П. Самофалова