Решение суда о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии № 2-1343/2017 ~ М-1114/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                    Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Бейсекеевой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске

15 мая 2017 года

дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала следующее. С ДД.ММ.ГГГГ года по дату смерти (ДД.ММ.ГГГГ года) ее сын Неумывакин А.А. состоял на учете в органе социальной защиты населения по Октябрьскому АО города Омска как ребенок-инвалид. Социальная пенсия в РФ была назначена и выплачивалась на основании медицинского заключения № № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного на территории Республики Казахстан. Истец являлась получателем пенсии по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ как мать инвалида с детства. С ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии ей была приостановлена ответчиком. При выяснении причин прекращения выплаты пенсионного обеспечения ответчик пояснил, что пенсия в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ как матери инвалида с детства ей была назначена незаконно, так как ею при назначении пенсии было представлено медицинское заключение на ее сына, выданного на территории Республики Казахстан, где он был признан ребенком-инвалидом. Пенсия может быть восстановлена в случае предоставления ею медицинского заключения, выданного на территории РФ о том, что ее сын Неумывакин А.А. являлся ребенком-инвалидом. Считает действия ответчика незаконными, поскольку она не может предоставить такое заключение, ребенок на территории РФ не переосвидетельствовался, для этого не было необходимости. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, признавалось наличие у сына инвалидности. Поскольку медицинские заключения, выданные компетентными органами иностранного государства, были ранее использованы при назначении пенсии на территории РФ и в соответствии с законодательством РФ, а не первично представлены истцом при обращении, назначение ей страховой пенсии как матери инвалида с детства с ДД.ММ.ГГГГ года законно и обоснованно. Просила признать незаконным решение ответчика о приостановлении выплаты истцу страховой пенсии по старости, обязать ответчика возобновить выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Неумывакина Н.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ – Управление ПФ РФ в ОАО г. Омска – Никитина А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами. Национальное законодательство иностранных государств, в том числе бывших республик СССР, может предусматривать отличный от законодательства Российской Федерации порядок признания граждан инвалидами. Граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранного государства, в том числе из стран СНГ, будут иметь право на меры социальной поддержки при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории республик, входивших в состав СССР до его распада). Просила в иске отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Неумывакина Н.Ю. является матерью ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года Неумывакин А.А. на основании медицинских заключений, выданных компетентными органами Республики Казахстан, был признан ребенком-инвалидом.

С ДД.ММ.ГГГГ по дату смерти (ДД.ММ.ГГГГ года) Неумывакин А.А. состоял на учете в ОСЗН по Октябрьскому АО города Омска как ребенок-инвалид, в связи с чем истец, как его мать, являлась получателем социальной пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ года Неумывакина Н.Ю. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска с заявлением о назначении ей пенсии как матери ребенка-инвалида.

Заявление было удовлетворено, с ДД.ММ.ГГГГ года Неумывакиной Н.Ю. была досрочно назначена и выплачивалась пенсия по старости как матери ребенка-инвалида.

С ДД.ММ.ГГГГ года выплата пенсии прекращена.

Истец считает прекращение выплаты пенсии неправомерным, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.

Исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании части 1 статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу части 3 статьи 35 указанного закона с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - определяется на день установления этой страховой пенсии.

В соответствии с пунктами 12, 74 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.

Документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что положения указанной нормы, устанавливающие право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет). При этом необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно статьи 13 которой документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

В СССР выплата пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет была установлена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 года № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства».

На основании и во исполнение приведенного постановления Министерством здравоохранения СССР был издан приказ от 14 декабря 1979 года № 1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», согласно которому врачи, имеющие на учете детей и подростков с заболеваниями и патологическими состояниями, предусмотренными «Перечнем медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет», а также при выявлении их вновь, обязаны представить больного с медицинской документацией на врачебно-консультационную комиссию, а при ее отсутствии - главному врачу лечебно-профилактического учреждения или заместителю главного врача по медицинской части. На основании решения комиссии подготовить медицинское заключение по установленной форме.

Медицинское заключение в 3-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка-инвалида направлено в отдел соцобеспечения.

Представленное истцом медицинское заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ года на ребенка инвалида с детства в возрасте до 16 лет, в подтверждение того что ее сын Неумывакин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в установленном порядке, действующим на указанный период, был признан ребенком-инвалидом, соответствует форме, утвержденной приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года № 1030, содержит все необходимые реквизиты.

В силу статьи 11 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В рассматриваемом случае медицинские заключения о том, что Неумывакин А.А. являлся ребенком-инвалидом, выдавались медицинским учреждением Республики Казахстан, на территории которой истец и с ребенком проживали ранее.

Выданные компетентными органами Республики Казахстан медицинские документы об инвалидности ребенка истца были приняты на территории Российской Федерации без легализации, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по дату смерти (ДД.ММ.ГГГГ года) Неумывакин А.А. состоял на учете в ОСЗН по Октябрьскому АО города Омска как ребенок-инвалид, ему выплачивалась социальная пенсия по инвалидности.

Данные обстоятельства, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороной ответчика не опровергнуты.

Таким образом, при обращении Неумывакиной Н.Ю. в пенсионный орган по месту жительства за назначением досрочной пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 32 приведенного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ответчиком правомерно была назначена и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ года социальная пенсия по старости, оснований для прекращения ее выплаты не имелось. Установленные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований Неумывакиной Н.Ю. в полном объеме.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска от ДД.ММ.ГГГГ года о прекращении выплаты пенсии ФИО9.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска возобновить выплату страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска в пользу ФИО10 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд города Омска.

Решение в окончательной форме принято 19 мая 2017 года.

Судья                подпись                    М.А.Пирогова

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12 июля 2017 года решение Октябрьского районного суда г. Омска от 15 мая 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.