Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о понуждении включить в специальный страж период отпуска по уходу за ребенком, перерасчет повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии, выплатить невыплаченную часть пенсии № 2-2669/2017 ~ М-2727/2017

Смотреть все судебные практики о Иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ

...

№ 2-2669/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Томск 25 сентября 2017 года

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Титова Т.Н.,

при секретаре Силантьевой К.С.,

с участием представителя истца Бобылева К.В.,

представителя ответчика Драчевой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дашкевич Марины Петровны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о понуждении включить в специальный страж период отпуска по уходу за ребенком, перерасчет повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии, выплатить невыплаченную часть пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Дашкевич М.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области уточнив 25.09.2017 требования, просила: обязать Пенсионный орган включить ей в стаж для установления повышенного фиксированного базового размера страховой пенсии периода отпуска по уходу за ребенком период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком возраста 1,5 года 18.04.1991 г., произвести перерасчет повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии за период с 12.08.2015 по настоящее время.

В обоснование иска Дашкевич М.П. указала, что с 12.08.2015 г. была досрочно назначена пенсия до достижения возраста 50 лет в связи с тем, что с 01.09.1987 по 06.10.2008 работала в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. 01.12.2015 обратилась в ГУ-УПФ РФ г. Томска Томской области с заявлением о размере повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Письмом ответчика от 28.12.2015 отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера части трудовой пенсии на том основании, что период отпуска по уходу за ребенком не включается в стаж для установления повышенного фиксированного базового и страхового размера страховой пенсии.

Истец, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явились. Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть иск в отсутствие истца.

Представитель истца Бобылев К.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Драчева С.Б. исковые требования не признала, указав, что основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно части 4 статьи 2 названного закона в случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Таким образом ответчик считает, для граждан размер фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 3935 рублей в месяц, а тем, кто проработал не менее 20 календарных лет в местности, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, производится повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по староста, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Согласно данным пенсионного дела период отпуска по уходу за ребенком у истца с 13.12.1989 г. по 19.05.1992 г. 2 года 5 месяцев 6 дней. Требование о перерасчете пенсии с 13.08.2015 г. (пенсия назначена с 12.08.2015 г.) и требование выплатить 31561,92 рубля с 13.08.2015 г. по настоящее время (не указана конечная дата) являются взаимоисключающими требованиями, так как перерасчет влечет выплату недополученной пенсии (разница между начисленной и выплаченной), а требование о выплате 31561,92 рубля удваивает выплату истцу.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дашкевич М.П. по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в законную силу с 01.01.2015.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В судебном заседании установлено, что Дашкевич М.П. является получателем пенсии по старости с 12.08.2015. Пенсия ей назначена досрочно по достижении 50 -летнего возраста в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера).

Впервые изменения, предусматривающие повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости (аналог действовавшего на момент назначения истцу пенсии фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) указанной категории лиц, были введены Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данная социальная гарантия для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в форме повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости сохраняется и на момент рассмотрения спора, что обусловлено положениями части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Из приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.

Смотреть все судебные практики о Иски физических лиц к Пенсионному фонду РФ

Таким образом, для граждан размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 3935 руб. в месяц, а для женщин, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющих страховой стаж не менее 20 лет, производится повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 закона.

По мнению представителя ответчика, правовых оснований для установления Дашкевич М.П. в повышенном размере фиксированной выплаты страховой пенсии не имеется по причине отсутствия требуемой календарной продолжительности 20 лет работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, поскольку период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, в том числе, имевший место до 06.10.1992, не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях установления фиксированной выплаты страховой пенсии в повышенном размере.

Таким образом, отказ в признании за Дашкевич М.П. права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости обусловлен примененным пенсионным органом толкованием норм законодательства, как препятствующих отнесению к времени работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях применения части 5 статьи 17 Федерального от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком.

Суд считает, что такое толкование закона пенсионным органом не может быть признано правильным.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29 ноября 1989 года, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Из части 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Федеральный закон от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий правовое регулирование в части повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, вступил в силу с 01.01.2008, в связи, с чем исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях реализации Федерального закона № 312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства, поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком в любой стаж, в том числе специальный. Анализ приведенных выше норм пенсионного законодательства позволяет прийти к выводу об отсутствии каких-либо оснований для различного исчисления специального стажа при оценке права на досрочное назначение пенсии и права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Положения пункта 11 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии истцу, и положения части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего на момент рассмотрения дела, не содержат каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «о трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий правовое регулирование в части повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, вступил в силу с 01.01.2008, в связи, с чем исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях реализации Федерального закона № 312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства. ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области не учитывает, что истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода по уходу за ребенком в любой стаж, во всех случаях, включая те, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот либо выплат.

Анализ приведенных норм пенсионного законодательства позволяют прийти к выводы об отсутствии каких-либо оснований для различного исчисления специального стажа при оценке права на досрочное назначение пенсии и права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Положение пункта 11 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения пенсии истцу, и положения части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего на момент рассмотрения дела, не содержат каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав.

Ответчик нарушил право Дашкевич М.П. на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, возложении обязанности на ответчика включить периоды нахождения Дашкевич М.П. в отпуске по уходу за ребенком с 13.12.1989 по 19.05.1992, для целей установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и произвести перерасчет пенсии с повышением фиксированной выплатой к страховой пенсии Дашкевич М.П. с 12.08.2015.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся материалов в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, толкуя действующие нормы пенсионного законодательства в сопоставлении с действующим в спорный период пенсионным законодательством, также выявляя его смысл, анализируя судебную практику Томского областного суда: апелляционное определение № 33-2175/2016 от 17.06.2016, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Дашкевич М.П. исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Дашкевич Марины Петровны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области включить периоды нахождения Дашкевич Марины Петровны в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, для целей установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области произвести перерасчет пенсии с повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Дашкевич Марине Петровне с 12.08.2015.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т. Н. Титов

...

...

...

...

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.