Решение суда о перерасчете величины расчетного капитала трудовой пенсии № 2-2528/2017 ~ М-1639/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

№ 2-2528/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» апреля 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.

при секретаре Бородовской Ю.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатовой Л. В. к Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о перерасчете величины расчетного капитала трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Игнатова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о перерасчете величины расчетного капитала трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что с 13 июля 2017 года является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях".

Истец указывает, что обратилась к ответчику с заявлением об увеличении величины расчетного капитала трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 17, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предоставив справку, подтверждающую факт работы в должности старшего бухгалтера в СМТ г. Баку с указанием размера среднего заработка.

Решением ответчика от 13 февраля 2017 года истцу отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии за период работы в Строительно-механическом тресте с 24 марта 1980 года по 25 августа 1986 года, с чем не согласилась истец и обратилась в суд с настоящим иском.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону иск не признала, ссылаясь на отсутствие надлежащих доказательств размера получаемой заработной платы за 60 месяцев подряд до 01.01.2002, следовательно, законные основания для пересчета размера пенсии отсутствуют.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец обратилась к ответчику с заявлением об увеличении величины расчетного капитала трудовой пенсии, предоставив справку № 31 от 06 (месяц не указан) 2015 года, подтверждающую факт работы в должности старшего бухгалтера в СМТ г. Баку в период с 24 марта 1980 года по 25 августа 1986 года.

Решением ответчика от 13 февраля 2017 года истцу отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии из расчета заработной платы в должности главного бухгалтера в период работы в Строительно-механическом тресте г. Баку с 24 марта 1980 года по 25 августа 1986 года, указанной в справке.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что пенсионный орган необоснованно отказывает в перерасчете пенсии с учетом представленной справки.

Разрешая заявленные требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ...", а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости пенсионного коэффициента (СПК).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента определен в ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, исчисляется по состоянию на 31 декабря 2014 года с учетом норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день

В силу статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.3 указанного Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пункту 26 указанного Перечня, действовавшего до 01.01.2015, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Письмом Министерства труда и соцразвития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ; ЛЧ-06-27/9704 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" разъяснено, что для установления в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников по каждому случаю необходимо проводить проверку данного события и в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, органы пенсионного фонда обязаны разъяснить лицам о необходимости их обращения в суды с оказанием им содействия в подготовки документов, необходимых суду. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Следовательно, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.

Какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.

Представленная истцом справка № от 06 (месяц отсутствует) 2015 года из Республики Аезрбайджан Профсоюза «Иншаат-иш» за период с 24 марта 1980 года по 25 августа 1986 года, не может служить основанием для установления факта получения заработной платы в определенном размере, так как содержащиеся в ней сведения не доказывают факт получения указанного заработка непосредственно истцом. Размер заработной платы в сумме 240-280 руб. в справке указан на основании устного запроса работников, работавших в тот период.

Указанная правовая позиция подтверждается и пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

Вышеизложенное не позволяет сделать вывод о том, что представленная истцом справка отражает фактический индивидуальный заработок истца за соответствующий спорный период, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Игнатовой Л. В. к Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о перерасчете величины расчетного капитала оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2017 года.

СУДЬЯ: