Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Бейсекеевой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
09 марта 2017 года
дело по иску ФИО6 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала следующее. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости. Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа в периоды капитального ремонта с ДД.ММ.ГГГГ года, работы в должности методиста в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года. С решением ответчика не согласна, считает его незаконным. В период ее работы в должности методиста действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 указанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа. Согласно квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений, утвержденным приказом Министра просвещения СССР от 20 февраля 1978 года № 24, к должностным обязанностям методиста по дошкольному образованию относились: организация методической работы в районе, городе, области; оказание методической помощи воспитателям и руководителям дошкольных учреждений в совершенствовании педагогического процесса; осуществление работы по повышению квалификации педагогических кадров, оснащение методического кабинета необходимыми пособиями, методической литературой. Пунктом 4 Положения установлено, что методическая работа засчитывается в специальный стаж в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие ею соблюдено. Также считает незаконным решение отвечика о невключении в ее специальный стаж периода капитального ремонта. В период капитального ремонта с ДД.ММ.ГГГГ года выполняла свои должностные обязанности, за нею сохранялось рабочее место, заработная плата, производились отчисления в ПФ. Просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж перечисленные периоды работы в должности методиста, период капитального ремонта, обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения за нею или с даты возникновения права на нее, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве исковые требования не признал, считает, что оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца не имеется, просил в иске отказать. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Согласно записей в трудовой книжке, Теплякова И.А. работала:
- с ДД.ММ.ГГГГ года – воспитателем в <данные изъяты> города Иссык,
- с ДД.ММ.ГГГГ года – методистом в <данные изъяты>,
- с ДД.ММ.ГГГГ года – воспитателем в <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время – воспитателем в <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как полагала, что на указанный момент имеет стаж педагогической деятельности 25 лет.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года № № истцу было отказано в назначении пенсии, из специального стажа были исключены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, капитального ремонта с ДД.ММ.ГГГГ года, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ года в должности методиста в <данные изъяты>, так как согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 пунктом 1 раздела «Наименование должностей» - должность «методист» не поименована.
Продолжительность специального стажа истца по подсчетам ответчика составила на дату обращения – 22 года 04 месяца 03 дня.
С решением ответчика в части невключения в специальный стаж периода работы в должности методиста, а также периода капитального ремонта истец не согласна, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Решение ответчика об отказе во включении в специальный стаж периода работы истца в должности методиста суд считает не соответствующим закону, а требования истца в данной части – подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании части 1 статьи 8 названного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в указанный стаж включается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными указанным Постановлением Правительства РФ № 781, не предусмотрено включение в специальный стаж работникам просвещения периода их работы в должности пионервожатых.
Между тем, пенсионное законодательство на территории Российской Федерации применяется с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, согласно которой нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.
В период исполнения Тепляковой И.А. обязанностей методиста в <данные изъяты>» на территории РСФСР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «д» пункта 1 указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Согласно пункту 2 этого же Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР N 94 от 16 мая 1985 года, работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе и являлась работой по специальности.
Согласно Квалификационным характеристикам руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года N 3, должность методиста внешкольного учреждения отнесена к педагогическим должностям. Для занятия данной должности лицо должно обладать высшим или средним специальным образованием и стажем педагогической работы не менее 2 лет.
В силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Указанное Постановление действовало до 01 октября 1993 года и было отменено Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Согласно пункту 2 определения Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О, из предписаний ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не следует, что право граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, сохранены ли условиях включения в специальный стаж периодов работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам, дающим право на включение в льготный стаж и ранее засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.
Истолкование названных норм как позволяющих не включать указанный период работы в специальный стаж на том основании, что эти периоды в настоящий момент не включаются в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период трудоустройства истца на должность методиста, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Материалами дела подтверждается, что истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ года непрерывно работала в должности методиста в <данные изъяты>, после чего осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях, при этом периоды работы в должности воспитателя ей были засчитаны в специальный стаж в добровольном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.
Таким образом, исключение из педагогического стажа истца периода работы в должности методиста с ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> является неправомерным.
С учетом приведенных обстоятельств, при системном толковании перечисленных правовых норм, период работы истца в должности методиста (02 года 04 месяца 11 дней) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку ею соблюдено условие о механизме его зачета, то есть работником выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Также подлежат удовлетворению исковые требования о включении в специальный стаж периода закрытия <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года на капитальный ремонт.
В соответствии с приказом учреждения № № от ДД.ММ.ГГГГ года учреждение закрыто на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ года. При этом в приказе указано на обеспечение сотрудников работой (методической без детей).
Согласно справки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года учреждение было закрыто на капитальный ремонт, сотрудники были обеспечены работой (методическая работа без детей). Из этой же справки следует, что истец работала в указанный период в обычном режиме в течение полного рабочего дня, занималась методической работой, была тарифицирована на полную ставку, ей начислялась и выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года, периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
Подпунктами 5.2, 4.2 вышеуказанного Положения установлено, что в периоды отмены учебных занятий по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Принимая во внимание данное Положение, поскольку истец в период закрытия дошкольного учреждения на капитальный ремонт продолжала осуществлять педагогическую деятельность, сохраняла трудовые отношения с работодателем, в эти периоды за нею сохранялась заработная плата, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ года подлежит включению в специальный педагогический стаж.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
При включении всех перечисленных спорных периодов работы истца в должности методиста, периода работы во время закрытия учреждения на капитальный ремонт, продолжительность ее специального стажа увеличится на 2 года 07 месяцев 26 дней.
Истец обратилась в ГУ УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ года.
По состоянию на указанную дату специальный стаж истца составит 24 года 11 месяцев 29 дней (22 года 04 месяца 03 дня + 2 года 07 месяцев 26 дней), что менее необходимых 25 лет, в связи с чем по состоянию на дату обращения истца в пенсионный орган право на пенсию у истца не возникло.
Вместе с тем, после ДД.ММ.ГГГГ года истец продолжала работать в должности в учреждении, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Указанное подтверждается справкой <данные изъяты>», выданной для исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Из содержания справки следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время периодов, исключаемых из льготного стажа нет, страховые взносы уплачены полностью.
Исходя из совокупности перечисленных обстоятельств, право на досрочное назначение пенсии возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ года, и уже имелось к моменту вынесения ДД.ММ.ГГГГ года ГУ УПФР в Октябрьском округе города Омска решения об отказе в установлении пенсии.
Таким образом, исковые требования о назначении истцу досрочной пенсии с указанной даты подлежат удовлетворению.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска включить ФИО7 в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности:
- период работы в должности методиста <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года,
- период работы во время закрытия на капитальный ремонт <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года,
и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска в пользу ФИО8 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 марта 2017 года.
Судья подпись М.А.Пирогова
Решение вступило в законную силу 15 апреля 2017 года.