Решение суда о назначении досрочной страховой пенсии по старости № 2-2181/2017 ~ М-2090/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

...

№ 2-2181/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

26 июля 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего     Глинской Я.В.

при секретаре Сорокиной О.Н.,

с участием истца Клепцыной Е.С., представителя истца Ершова О.А., действующего по устному ходатайству, представителя ответчика Слабожаниной Н.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2017 № 4 сроком по 31.12.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепцыной Е.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Клепцына Е.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области (далее – ГУ - УПФ РФ по г.Томск Томской области) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием инвалида с детства (ребенка-инвалида) до достижения им возраста 8 лет с 13.04.2017, взыскании судебных издержек.

В обоснование заявленных требований указано, что 13.04.2017 истец обратилась в ГУ – Управление ПФР Октябрьского района г.Томска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку является опекуном ребенка-инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет. Решением №1851 от 17.05.2017 ГУ - УПФ РФ по г.Томск Томской области в назначении пенсии отказано, в связи с тем, что приемные родители не включены законодателем в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение. Также в решении пенсионного органа указано, что к числу лиц, имеющих право на досрочную пенсию, относятся опекуны и лица, являющиеся опекунами инвалидов с детства. С указанным решением пенсионного органа истец не согласна в связи с тем, что является приемным родителем своей племянницы ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ вследствие тяжелой аварии ФИО получила травму (разрыв спинного мозга), лишилась матери. Ребенок нуждался и нуждается в постоянном уходе. Признана ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. Реабилитация ребенка сложная, дорогостоящая, в связи с чем, инспектором опеки было предложено оформить договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, при этом инспектором разъяснено, что права и обязанности приемного родителя от опекуна ничем не отличаются, за исключением возмездного исполнения обязанностей. Для оформления статуса «приемная семья» истец обратилась в суд с иском о лишении родительских прав Р.А.В. в отношении ФИО Решением ... от ДД.ММ.ГГГГ отец ребенка Р.А.В. лишен родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о передаче ребенка в приемную семью. Обязанности по воспитанию, обучению, подготовке к общественной деятельности, защите интересов и охраны личных и имущественных прав несовершеннолетней не изменились. Согласно указанному договору обязанности приемного родителя аналогичны обязанностям опекуна. Изменился только статус. Полагает, что пенсия ей должна быть назначена досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что все денежные средства, предоставляемые приемным родителям, шли на приобретение лекарственных средств, реабилитацию ребенка. Реабилитация долгая и сложная. Ребенка воспринимает, как родную дочь. В настоящее время получает выплаты по договору, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не расторгался. Назначение досрочной пенсии позволило бы истцу работать неполный рабочий день и больше времени уделять здоровью и воспитанию племянницы.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске и пояснениям истца. Дополнительно пояснил, что после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью истец выгоду не получала, пособие расходуется на приобретение лекарств в интересах ребенка. Рассчитывая на досрочное назначение пенсии, истец пояснила, что намерена удочерить племянницу, проводить с ней больше времени. Несмотря на различие понятий опекуна и премного родителя, их роль имеет схожие цели. При заключении договора сущность не изменилась, в документах на выплаты имеется указание истца как опекуна. Полагает, что истец имеет полное право на назначение досрочной пенсии по старости по аналогии с правами опекунов.

Представитель ответчика исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и решении пенсионного органа, согласно которым приемные родители не включены в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для опекунов (попечителей) и приемных родителей предусмотрены разные меры социальной поддержки. Опекуны и приемные родители обладают различными правами по отношению к детям. Дополнительно пояснила, что согласно выписке из лицевого счета в период действия договора о передаче ребенка в приемную семью за истца производятся отчисления в пенсионный орган и данное время учитывается в общий страховой стаж.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 32 данного Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Федеральном Законе № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 1 п. 1 ст. 28).

Из материалов дела следует, что на основании заявления Клепцыной Е.С. с учетом согласия отца несовершеннолетней Р.А.В. постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации ... над ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном несовершеннолетней назначена Клепцына Е.С., что также подтверждается удостоверением опекуна на имя Клепцыной Е.С.

Решением ... от ДД.ММ.ГГГГ Р.А.В. лишён родительских прав в отношении дочери ФИО

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ... и Клепцыной Е.С. на основании заявления Клепцыной Е.С. и распоряжения администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении Клепцыной Е.С. от исполнения обязанностей опекуна несовершеннолетней ФИО и передачи ФИО под опеку Клепцыной Е.С., исполняющей свои обязанности возмездно» заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью №а (далее – договор) (л.д. 16).

Согласно указанному договору администрация передает, а приемный родитель – Клепцына Е.С. принимает на воспитание в приемную семью ФИО (п.1).

В силу п.2.2. договора указанные в договоре обязанности по воспитанию ребенка истец исполняет на возмездной основе до настоящего времени, получая в соответствии с п.п. 2.2.1- 2.2.3 договора денежное вознаграждение, а также ежемесячную дополнительную оплату труда (л.д. 17).

На момент передачи ФИО ребенок-инвалид (п. 1.1. договора).

Как усматривается из справки серии № ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клепцыной Е.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка инвалида с детства (ребенок-инвалид) до достижения возраста 8 лет отказано, поскольку приемные родители не включены законодателем в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию (л.д. 6).

На момент подачи заявления в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 50 лет.

Согласно паспортным данным дата рождения Клепцыной Е.С. – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что обязанности по опеке и попечительству по общему правилу исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 16); опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации видов государственной поддержки (часть 1 статьи 31).

В соответствии с ч. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

В силу ч. 2 ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.

По смыслу указанных норм, установление опеки и передача ребенка на воспитание в приемную семью, являются разными институтами семейного права, регулирующими устройство детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, законодатель предусмотрел разные способы компенсации для опекунов и приемных родителей детей-инвалидов.

Приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение.

Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу части 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для опекуна, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Выплата вознаграждения администрацией ... с отчислением в пенсионный орган страховых взносов подтверждается представленной пенсионным органом выпиской из лицевого счета застрахованного лица – Клепцыной Е.С.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года № 288-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем

Несмотря на то, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации), опекуны и приемные родители инвалидов с детства обладают различным правовым статусом.

Следовательно, осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии опекунам и приемным родителям детей-инвалидов не может рассматриваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства и нарушающее права приемных родителей.

Доводы истца и ее представителя о тождестве функций опекуна и приемного родителя, предполагающем их равные права на досрочное назначение пенсии по старости, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку из вышеприведенных норм следует, что законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды их государственной поддержки.

Доводы стороны истца о том, что они фактически решение пенсионного органа не оспаривают, а исковые требования основаны на справедливом отношении к заслугам истца по воспитанию и содержанию ребенка-инвалида судом не принимаются, поскольку страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и при единообразном подходе к заявителям.

Изменение условий и норм установления, а также перечня лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).

Таким образом, судом установлено, что как на момент обращения Клепцыной Е.С. в пенсионный орган с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так и в настоящее время, последняя имеет правой статус приемного родителя, который не включен законодателем в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию.

Даже при учете периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого была установлена опека Клепцыной Е.С. над ФИО, его недостаточно для досрочного назначения пенсии по заявленному основанию.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения иска Клепцыной Е.С. и назначения ей досрочной страховой пенсии по старости на основании подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку в удовлетворении заявленных исковых требований судом отказано, судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Клепцыной Е.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка-инвалида, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

...

...

Судья:                                Я.В. Глинская

...

...