Решение суда о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов № 2-4633/2017 ~ М-3916/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Мотивированное решение изготовлено

01.07.2017

        

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2017 года          г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шапиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Игишевой Елены Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, обязании принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Игишева Е.Е. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

16.03.2017 решением Управления № 101026/17 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком не зачтены в стаж работы истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.12.1995 по 19.01.1996; с 21.01.2002 по 15.02.2002; с 15.01.2007 по 09.02.2007; с 09.01.2012 по 03.02.2012; с 21.11.2016 по 16.12.2016. Кроме того, ответчиком не зачтен в стаж работы истца период с 01.04.2005 по 22.01.2017 в должности врача-стоматолога-терапевта лечебно-профилактического отделения в <иные данные>. Не включены в стаж работы истца периоды работы с 19.06.1989 по 01.07.1989; с 03.09.1990 по 16.09.1990; с 15.01.1991 по 18.01.1991; с 31.08.1992 по 13.09.1992; 07.07.1993 по 08.07.1993; с 14.04.1997 по 19.04.1997 в должности врача-стоматолога в терапевтическом отделении. Ответчиком указано, что из стажа на соответствующих видах работ будет исключен период с 08.10.1986 по 22.07.1987 в должности врача-интерна в <ФИО>6, по причине того, что Списком должностей № 781 в разделе «Наименование должности» врачи-интерны не предусмотрены.

Истец просила:

- признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга Свердловской области от 16.03.2017 № 101026/17 от отказе в досрочном назначении страховой пенсии;

- обязать ответчика принять решение о досрочном назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать ответчика возместить понесенные расходы на уплату государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель истца требования иска поддержала по предмету и основаниям, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика, действующая по доверенности, требования иска не признала, в иске просила отказать. Суду представила отзыв.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Реализация прав граждан на трудовые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Согласно п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, в целях реализации статей 30 и 31 указанного Закона № 400-ФЗ, Правительство Российской Федерации установило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В периоды прохождения курсов повышения квалификации, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения фактически не осуществляется. Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 516 включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на цикле специализации с отрывом от работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.

Между тем, суд не соглашается с данной позицией ответчика, по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На то обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации, страховые взносы на него в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, ответчик не ссылается. Данное обстоятельство им не оспаривалось.

Учитывая, что в спорые периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец сохранял трудовые отношения по занимаемой должности в учреждениях, работа в которых дает право на включение в стаж лечебной деятельности аналогично зачету в стаж периодов работы, в течение которых данные отпуска были предоставлены на основании п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, данные периоды подлежат зачету в календарном порядке исчисления.

Таким образом, ответчик незаконно исключил из специального стажа Игишевой Е.Е. указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Истцу не были зачтены в специальный стаж, дающий права на льготную пенсию за выслугу лет в календарном исчислении периоды работы с 01.04.2005 по 22.01.2017 – работа в должности врача-стоматолога-терапевта лечебно-профилактического отделения в <иные данные>

Ответчик мотивирует свой отказ тем, что в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Согласно п.3 Правил № 781 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781.

В уточняющей справке № 16-к от 18.01.2017 прежний работодатель Игишевой Е.Е. уточняет форму данной организации в спорные периоды работы: <ФИО>7 переименована <ФИО>8 (приказ Городского Управления здравоохранения № 556 от 20.11.1997); <ФИО>9» переименовано в «<ФИО>10) (приказ Городского Управления здравоохранения № 248-к от 09.06.2000); в связи с реорганизацией в форме преобразования с 01.04.2005 «<ФИО>11» переименовано в <ФИО>12

Таким образом, в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и суд полагает, что ответчик незаконно не включил Игишевой Е.Е. в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении следующие периоды работ: 01.04.2005 по 22.01.2017 – работа в должности врача-стоматолога-терапевта лечебно-профилактического отделения в <ФИО>13

По периодам трудовой деятельности истца с 19.06.1989 по 01.07.1989, с 03.09.1990 по 16.09.1990, с 15.01.1991 по 18.01.1991, с 31.08.1992 по 13.09.1992, с 07.07.1993 по 08.07.1993, с 14.04.1997 по 19.04.1997 в должности врача-стоматолога в терапевтическом отделении <иные данные>, суд приходит к следующему.

Указанные периоды были включены ответчиком в раздел 3 Решения от 16.03.2017, как подлежащие включению в специальный стаж при условии предоставления дополнительных документов, поскольку в представленных документах имеются противоречия.

Ответчиком указано, что, согласно выписки из индивидуального лицевого счета, данные периоды представлены без указания кода медицинской деятельности, причем информация о трудовом стаже предоставлена <ФИО>14». В Уточняющей справке <ФИО>15» №16-к от 01.03.2017 отсутствует информация о данных расхождениях. Указанные периоды могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при документальном подтверждении осуществления медицинской деятельности.

На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.

Статьями 8 и 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31.03.2011, такие периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.

Индивидуальные сведения за спорные периоды сданы страхователем без указания кода льготной деятельности.

Суд считает, что ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган, не может ограничивать право на досрочную трудовую пенсию по старости, при реальном выполнении истцом работы с тяжелыми условиями труда.

При этом суд отмечает, что ответчик, возражая против того, что трудовая деятельность истца в спорный период носила именно такой характер, достоверных доказательств, указывающих на то, что истец не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня - суду не представил.

Таким образом, суд полагает, что в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ подлежат включению спорные периоды, поскольку не включение в льготный стаж этого периода по причине отсутствия кода особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по вине работодателя не должно влиять на право истицы на пенсионное обеспечение на льготных условиях.

По периоду трудовой деятельности с 08.10.1986 г. по 22.07.1987 работа истца в должности врача-интерна терапевтического отделения <иные данные> суд приходит к следующему.

При вынесении Решения об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости указанный период был включен в специальный стаж лица на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Таким образом, ответчик незаконно не включил в специальный страховой стаж истца спорные периоды, следовательно, право истца на досрочную страховую пенсию возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, требование истца назначить ему пенсию по старости с 23.01.2017, суд удовлетворяет, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу указанной нормы, с учетом требований разумности, справедливости, степени участия представителя в процессе, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, с учетом требований разумности, справедливости, степени участия представителя в деле (ст.100 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Иск Игишевой Елены Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, обязании принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга от 16.03.2017 № 101026/17 об отказе в досрочном назначении Игишевой Е.Е. страховой пенсии по старости.

Обязать ответчика принять решение о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в пользу Игишевой Елены Евгеньевны расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья