Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Первомайский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Коржевой М.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакшеев Е. В. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о
признании решения незаконным, включении периодов работы, возложении обязанности, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец, Бакшеев Е. В., обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее - ГУ-УПФР по <адрес>) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности, указав, что осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом №-с от ДД.ММ.ГГГГ он зачислен на должность врача-интерна во Владивостокский Медицинский университет; ДД.ММ.ГГГГ отчислен в связи с окончанием обучения; ДД.ММ.ГГГГ принят в отделение анестезиологии реанимации и интенсивной терапии на должность врача анестезиолога-реаниматолога в «1477 Военно-морской клинический госпиталь»; ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу сроком на два года и назначен старшим ординатором хирургического отделения в/части 70177; ДД.ММ.ГГГГ назначен старшим ординатором отделения реанимации интенсивной терапии в/части 26826; принят в отделение анестезиологии и реанимации на должность врача-анестезиолога-реаниматолога в «1477 Военно-морской клинический госпиталь» с ДД.ММ.ГГГГ, где и работает по настоящее время. В 2015 году он (истец) обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы, предусмотренного пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в удовлетворении вышеуказанного заявления в виду того, что на дату обращения у него (истца) отсутствует специальный стаж. С указанным решением он не согласен, поскольку в соответствии с приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн; ограничений в части включения в спецстаж периодов нахождения на красах повышения квалификации законодатель не установил; должность старшего ординатора входит в перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами Вооруженных сил РФ на сновании приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а служба в офицерских должностях засчитывается в выслугу лет на льготных условиях – 1 месяц службы за полтора на основании Постановления ФИО2-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что у него есть специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно, просил включить в специальный стаж для исчисления пенсии истцу периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном порядке; периоды с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в полуторном размере; возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать пенсию истцу с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 36 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб..
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прекращено в части взыскания судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 36 000 руб..
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным ею ранее. Так в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ давала пояснения по иску как в нем изложено, затруднилась ответить на вопросы суда о том, чем подтверждается, что мединститут, где истец проходил интернатуру, является медучреждением. Предоставить суду направление в интернатуру, приказ о зачислении на штатную должность, доказательства выполнения функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении интернатуры не могла. Полагала, что применительно к периоду, когда истец являлся интерном, достаточно просто того, что он им являлся, поскольку Приказ Минздрава от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливал, что на врачей-интернов распространяются правила трудового распорядка, права и льготы, установлены для медработников учреждения, куда они зачислены. Настаивала на включении периодов военной службы в полуторном размере. Указала, что моральный вред вызван тем, что истец, полагая, что у него имеется право на досрочную пенсию, не получает последнюю из-за действий ответчика, моральный вред истцом оценен в 20000 руб.. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дополнила, что по ее мнению мединститут является медучреждением, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ у него имеется лицензия на медицинскую деятельность. Пояснила, что никаких дополнительных доказательств она представить не может, никаких запросов она не делала, она полагает, что представленных в суд доказательств достаточно, вся необходимая информация имеется в трудовой книжке истца.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требования возражала по доводам, изложенным в решении об отказе 2015 г., оснований для признания решения незаконным не видела, против взыскания морального вреда возражала, полагала, что прав истца ответчиком не нарушено, его требование носит материальный характер, к последним требования о взыскании морального вреда не применяется, просила в иске отказать в полном объеме.
Истец извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд, с согласия представителей сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в 2015 году Бакшеев Е. В. обратился в ГУ - УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бакшеев Е. В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа, требуется 30 лет, когда как имеется - 26 лет 06 месяцев 08 дней. Указанным решением в льготный стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна во Владивостокском государственном медицинском университете, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период обучения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в составе Вооруженных Сил; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – действительная военная служба по призыву в должности старшего ординатора включена в календарном порядке.
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в ред., действовавшей на момент обращения) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», применяются:
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, с применением положений абз. четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список №);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список N 1066);
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Список №).
В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в льготный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами №, которые по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что оснований для включения в стаж работы на должности врача-интерна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во Владивостокском медицинском университете у Пенсионного фонда не имелось. На момент прохождения истцом интернатуры действовало Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденное Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, а не Приказ Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, как об этом указывает представитель истца. Поскольку в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи осуществлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение «медицинский институт» не предусмотрено. В соответствии с вышеуказанным список и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинские институты и учебные кафедры не отнесены к учреждениям здравоохранения. Доказательств, подтверждающих, что интернатура проходила в структурном подразделении учреждения здравоохранения, осуществляющего лечебную деятельность, не имеется. Довод представителя истца о том, что это подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ о наличии лицензии на ведение медицинской деятельности, суд полагает несостоятельным, поскольку сведений о наличии лицензии на период прохождения истцом интернатуры, суду не представлено, кроме того этот факт не будет иметь значения для дела, также суду не представлено доказательств выполнения функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении интернатуры. Аналогичное разъяснение о включении в стаж периодов работы врача-интерна дано ГУ - отделением Пенсионного фонда РФ по ПК в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. При указанных обстоятельствах оснований для включения периода интернатуры в стаж не имеется, в данной части иска необходимо отказать.
Неверным, по мнению суда, является вывод ответчика об отказе во включении в специальный стаж периода прохождения курсов повышения квалификации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бакшеев Е. В. был принят в отделение анестезиологии и реанимации в Войсковую часть 26826 на должность врача-анестезиолога-реаниматолога по 12 разряду, где работает по настоящее время.
Ответчиком не оспаривалось, что в период работы Бакшеев Е. В. был направлен на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по 15.11. 2000 года.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Согласно ранее действовавшей статье 122 КЗоТ ФИО2 и статье 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежат зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку в судебном заседании установлено, ответчиком не оспаривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды работы в должностях и учреждениях, подлежащих включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд полагает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии вышеуказанный период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке, как об этом просит истец.
Суд также принимает во внимание, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.
Оснований для включения в стаж периодов действительной военной службы по призыву в должности старшего ординатора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полуторном размере, как роб этом просит истец, не имеется.
Так, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Данными Правилами включение службы в вооруженных силах в специальный стаж медицинским работникам не предусмотрено. Доводы представителя истца об обратном основаны на неверной интерпретации норм права. Оснований для включения в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в данной части иска необходимо отказать.
Оснований для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж в полуторном размере также не имеется, поскольку в соответствии с действовавшим в спорный период Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный стаж подлежали зачету периоды работы в должности врача или среднего медицинского персонала.
Абзац 3 ч. 2 данного Постановления предусматривал, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
За периоды, выработанные до ДД.ММ.ГГГГ, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, при этом права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не установил.
Период прохождения военной службы после ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Поскольку период прохождения военной службы истца пришелся частично на период после ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военной службы в специальный стаж, в том числе включение в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах РФ в полуторном размере у суда не имеется.
С учетом вышеизложенного, поскольку на момент вынесения решения ГУ специальный стаж истца с учетом включенных судом периодов не превышал 30 лет, поскольку основания для признания решений об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отсутствуют, решение законно, в связи с чем нет оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в то же время суд полагает необходимым обязать ГУ –УПФ РФ по <адрес> включить в специальный трудовой стаж период работы в Государственном предприятии Дальневосточное ордена Ленина и октябрьской революции морское пароходство периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- оплачиваемые курсы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- курсы повышения квалификации.
При этом, в силу ст. 204 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, и полагает необходимым установить данный срок в пределах одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определяясь с требованием истца о взыскании морального вреда, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда, нарушение материальных прав истца, связанное с неправильным применением законодательства, не свидетельствует о причинении истцу физических либо нравственных страданий, с учетом изложенного суд не находит оснований для взыскания морального вреда, в данной части иска необходимо отказать.
С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в специальный трудовой стаж Бакшеев Е. В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения на курсах повышений квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФ РФ по <адрес> в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче иска в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Бакшеев Е. В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в специальный трудовой стаж Бакшеев Е. В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения на курсах повышений квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в пользу Бакшеев Е. В. государственную пошлину в размере 300 руб..
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Коржева М.В.