Решение суда № 2-1402/2017 ~ М-966/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Первомайский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Коржевой М.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакшеев Е. В. к

Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о

признании решения незаконным, включении периодов работы, возложении обязанности, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец, Бакшеев Е. В., обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее - ГУ-УПФР по <адрес>) о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности, указав, что осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом №-с от ДД.ММ.ГГГГ он зачислен на должность врача-интерна во Владивостокский Медицинский университет; ДД.ММ.ГГГГ отчислен в связи с окончанием обучения; ДД.ММ.ГГГГ принят в отделение анестезиологии реанимации и интенсивной терапии на должность врача анестезиолога-реаниматолога в «1477 Военно-морской клинический госпиталь»; ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу сроком на два года и назначен старшим ординатором хирургического отделения в/части 70177; ДД.ММ.ГГГГ назначен старшим ординатором отделения реанимации интенсивной терапии в/части 26826; принят в отделение анестезиологии и реанимации на должность врача-анестезиолога-реаниматолога в «1477 Военно-морской клинический госпиталь» с ДД.ММ.ГГГГ, где и работает по настоящее время. В 2015 году он (истец) обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы, предусмотренного пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в удовлетворении вышеуказанного заявления в виду того, что на дату обращения у него (истца) отсутствует специальный стаж. С указанным решением он не согласен, поскольку в соответствии с приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн; ограничений в части включения в спецстаж периодов нахождения на красах повышения квалификации законодатель не установил; должность старшего ординатора входит в перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами Вооруженных сил РФ на сновании приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а служба в офицерских должностях засчитывается в выслугу лет на льготных условиях – 1 месяц службы за полтора на основании Постановления ФИО2-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что у него есть специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно, просил включить в специальный стаж для исчисления пенсии истцу периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в календарном порядке; периоды с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в полуторном размере; возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать пенсию истцу с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 36 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб..

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прекращено в части взыскания судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 36 000 руб..

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным ею ранее. Так в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ давала пояснения по иску как в нем изложено, затруднилась ответить на вопросы суда о том, чем подтверждается, что мединститут, где истец проходил интернатуру, является медучреждением. Предоставить суду направление в интернатуру, приказ о зачислении на штатную должность, доказательства выполнения функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении интернатуры не могла. Полагала, что применительно к периоду, когда истец являлся интерном, достаточно просто того, что он им являлся, поскольку Приказ Минздрава от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливал, что на врачей-интернов распространяются правила трудового распорядка, права и льготы, установлены для медработников учреждения, куда они зачислены. Настаивала на включении периодов военной службы в полуторном размере. Указала, что моральный вред вызван тем, что истец, полагая, что у него имеется право на досрочную пенсию, не получает последнюю из-за действий ответчика, моральный вред истцом оценен в 20000 руб.. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дополнила, что по ее мнению мединститут является медучреждением, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ у него имеется лицензия на медицинскую деятельность. Пояснила, что никаких дополнительных доказательств она представить не может, никаких запросов она не делала, она полагает, что представленных в суд доказательств достаточно, вся необходимая информация имеется в трудовой книжке истца.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требования возражала по доводам, изложенным в решении об отказе 2015 г., оснований для признания решения незаконным не видела, против взыскания морального вреда возражала, полагала, что прав истца ответчиком не нарушено, его требование носит материальный характер, к последним требования о взыскании морального вреда не применяется, просила в иске отказать в полном объеме.

Истец извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд, с согласия представителей сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в 2015 году Бакшеев Е. В. обратился в ГУ - УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бакшеев Е. В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа, требуется 30 лет, когда как имеется - 26 лет 06 месяцев 08 дней. Указанным решением в льготный стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна во Владивостокском государственном медицинском университете, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период обучения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в составе Вооруженных Сил; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – действительная военная служба по призыву в должности старшего ординатора включена в календарном порядке.

В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в ред., действовавшей на момент обращения) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», применяются:

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, с применением положений абз. четвертого и пятого п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список №);

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список N 1066);

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Список №).

В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в льготный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, после указанной даты в соответствии со Списком и Правилами №, которые по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что оснований для включения в стаж работы на должности врача-интерна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во Владивостокском медицинском университете у Пенсионного фонда не имелось. На момент прохождения истцом интернатуры действовало Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов», утвержденное Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, а не Приказ Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, как об этом указывает представитель истца. Поскольку в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи осуществлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение «медицинский институт» не предусмотрено. В соответствии с вышеуказанным список и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинские институты и учебные кафедры не отнесены к учреждениям здравоохранения. Доказательств, подтверждающих, что интернатура проходила в структурном подразделении учреждения здравоохранения, осуществляющего лечебную деятельность, не имеется. Довод представителя истца о том, что это подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ о наличии лицензии на ведение медицинской деятельности, суд полагает несостоятельным, поскольку сведений о наличии лицензии на период прохождения истцом интернатуры, суду не представлено, кроме того этот факт не будет иметь значения для дела, также суду не представлено доказательств выполнения функциональных обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога при прохождении интернатуры. Аналогичное разъяснение о включении в стаж периодов работы врача-интерна дано ГУ - отделением Пенсионного фонда РФ по ПК в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. При указанных обстоятельствах оснований для включения периода интернатуры в стаж не имеется, в данной части иска необходимо отказать.

Неверным, по мнению суда, является вывод ответчика об отказе во включении в специальный стаж периода прохождения курсов повышения квалификации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бакшеев Е. В. был принят в отделение анестезиологии и реанимации в Войсковую часть 26826 на должность врача-анестезиолога-реаниматолога по 12 разряду, где работает по настоящее время.

Ответчиком не оспаривалось, что в период работы Бакшеев Е. В. был направлен на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по 15.11. 2000 года.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно ранее действовавшей статье 122 КЗоТ ФИО2 и статье 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежат зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку в судебном заседании установлено, ответчиком не оспаривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды работы в должностях и учреждениях, подлежащих включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд полагает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии вышеуказанный период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке, как об этом просит истец.

Суд также принимает во внимание, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.

Оснований для включения в стаж периодов действительной военной службы по призыву в должности старшего ординатора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полуторном размере, как роб этом просит истец, не имеется.

Так, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Данными Правилами включение службы в вооруженных силах в специальный стаж медицинским работникам не предусмотрено. Доводы представителя истца об обратном основаны на неверной интерпретации норм права. Оснований для включения в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в данной части иска необходимо отказать.

Оснований для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж в полуторном размере также не имеется, поскольку в соответствии с действовавшим в спорный период Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в специальный стаж подлежали зачету периоды работы в должности врача или среднего медицинского персонала.

Абзац 3 ч. 2 данного Постановления предусматривал, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

За периоды, выработанные до ДД.ММ.ГГГГ, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, при этом права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не установил.

Период прохождения военной службы после ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.

Поскольку период прохождения военной службы истца пришелся частично на период после ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военной службы в специальный стаж, в том числе включение в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах РФ в полуторном размере у суда не имеется.

С учетом вышеизложенного, поскольку на момент вынесения решения ГУ специальный стаж истца с учетом включенных судом периодов не превышал 30 лет, поскольку основания для признания решений об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отсутствуют, решение законно, в связи с чем нет оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, в то же время суд полагает необходимым обязать ГУ –УПФ РФ по <адрес> включить в специальный трудовой стаж период работы в Государственном предприятии Дальневосточное ордена Ленина и октябрьской революции морское пароходство периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- оплачиваемые курсы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- курсы повышения квалификации.

При этом, в силу ст. 204 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, и полагает необходимым установить данный срок в пределах одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяясь с требованием истца о взыскании морального вреда, суд приходит к следующему:

В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда, нарушение материальных прав истца, связанное с неправильным применением законодательства, не свидетельствует о причинении истцу физических либо нравственных страданий, с учетом изложенного суд не находит оснований для взыскания морального вреда, в данной части иска необходимо отказать.

С учетом вышеизложенного, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в специальный трудовой стаж Бакшеев Е. В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения на курсах повышений квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иска отказать.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФ РФ по <адрес> в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при подаче иска в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Бакшеев Е. В. удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в специальный трудовой стаж Бакшеев Е. В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения на курсах повышений квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в пользу Бакшеев Е. В. государственную пошлину в размере 300 руб..

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Коржева М.В.