Долгожданная покупка автомобиля является одним из самых затратных приобретений в нашей жизни. Логично, что мы хотим получить полностью исправное и отвечающее требованиям транспортное средство. И если купленное авто нас разочаровывает самое время задуматься о расторжении договора купли-продажи. Вполне резонно возникает вопрос, можно ли вернуть автомобиль обратно продавцу? На этот счёт существует вполне законные основания, о которых следует сказать чуть подробнее.
Основания для расторжения договора
По правилам, аннулировать договор купли-продажи автомобиля без объяснения причины не получится. Приобретая транспортное средство, продавец и покупатель заключают пакт, который служит защитой интересов обеих сторон. Но соглашение можно расторгнуть, причем в одностороннем порядке. Рассмотрим два характерных случая.
Аннулирование договора по инициативе покупателя:
- При нарушении предусмотренных соглашением сроков поставки автомобиля (п.4 ст. 464 ГК РФ).
- Если транспортное средство не было застраховано продавцом, но об этом прописано в пакте (ст. 443 ГК РФ).
- Отправка автомобиля не в той комплектации, которая заявлена в технических документах (акцепт на иных условиях).
- Если транспортное средство не отвечает стандартам качества (ст. 428 ГК РФ).
- При поставке автомобиля иной технической сборки либо цвета (ст. 421 ГК РФ).
- Когда в салоне оформили куплю-продажу без соответствующей документации (ст. 417 ГК РФ).
Задать вопрос юристу бесплатно Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Аннулирование договора по инициативе продавца:
- В случае, когда покупатель не забирает автомобиль в указанные сроки (например, из салона или со стоянки).
- Когда покупатель нарушил условия в части оформления ОСАГО (ст. 443 ГК РФ).
- При несвоевременной оплате товара или невыплате кредита за автомобиль (ст. 439 ГК РФ).
Как мы видим, расторгнуть договор купли-продажи имеют право обе стороны, причем вне зависимости от желания одной из них. Основанием для аннулирования соглашения служит нарушение прописанных условий.
Расторжение договора с автосалоном
По статистике, наиболее вероятной причиной расторжения договора является заводской брак. Следовательно, инициатором спора выступает покупатель, а ответчиком – автомобильный салон. Последствия передачи товаров ненадлежащего качества зафиксированы в ст. 475 ГК РФ. По закону, покупатель вправе прибегнуть к расторжению договора или обратиться к продавцу с требованием заменить брак.
В обязанности автосалона входит устранение недостатка за свой счёт либо обмен некачественного автомобиля на подходящий аналог. Покупатель также может отказаться от замены и вернуть свои деньги. Впрочем, не все автосалоны спешат идти навстречу клиентам. Порой дело доходит до утомительных судебных тяжб.
При расторжении договора купли-продажи автомобиля следует попытаться урегулировать конфликт с помощью претензии. Письменная жалоба направляется в адрес генерального директора салона. На рассмотрение обращения отводится 10 дней. По завершению данного периода салон должен дать официальный ответ (например, провести независимую экспертизу дефекта).
На заметку! Покупатель вправе присутствовать на экспертизе со своим представителем (автоюристом). Полученные сведения о характере недостатка авто служат доказательствами заводского брака.
Расторжение договора в суде
Не добившись справедливости в ходе досудебных разбирательств, покупатель может обратиться в Роспотребнадзор. Но лучше всего обращаться в судебный орган.
Исковое заявление должно включать:
- наименование судебного органа (местоположение);
- ФИО и контактные данные заявителя;
- ФИО ответчика (индивидуальный предприниматель) или наименование юридического лица;
- суть искового заявления (причина обращения, нарушенные права, понесённый ущерб, противодействия другой стороны и т.д.);
- отсылка к статьям ФЗ «О защите прав потребителей», Гражданскому кодексу и т.д.;
- сведения о попытке досудебного урегулирования конфликта (путем направления претензии);
- перечень прилагаемых документов;
- дата и подпись истца.
Но одного иска будет недостаточно. Вместе с заявлением потребитель должен направить следующие документы:
- Соглашение купли-продажи транспортного средства (копию).
- Точный акт передачи и приёма товара.
- Подтверждение направления претензии в адрес продавца (отрывной талончик).
- Распечатанную квитанцию об оплате государственной пошлины.
- Иные документы.
Срок рассмотрения искового заявления составляет 2 месяца. Обычно суд назначает новую экспертизу и выносит решение на основе полученных сведений о состоянии автомобиля. В случае выигрыша дела покупатель имеет право требовать с ответчика возмещения судебных издержек, материальный ущерб и пеней за просрочку рассмотрения претензии.
Полезная информация автоюриста
- Перевозка детей в автомобиле
- Лишение водительских прав
- Неуплата штрафа ГИБДД
- Лишение прав за превышение скорости
- Обжалование штрафа ГИБДД
- Страховая не платит ОСАГО, что делать
- Порядок замены водительского удостоверения
- Отказ от медосвидетельствования
- Как оплатить штраф ГИБДД со скидкой
- Оставление места ДТП после аварии
- Возмещение ущерба при ДТП
- Лишение водительских прав за алкогольное опьянение
- Возврат автомобиля в автосалон
- Расторжение договора купли-продажи автомобиля
- 12.1
- 12.2
- 12.3
- 12.4
- 12.5
- 12.6
- 12.7
- 12.8
- 12.9
- 12.10
- 12.11
- 12.12
- 12.13
- 12.14
- 12.15
- 12.16
- 12.17
- 12.18
- 12.19
- 12.20
- 12.21
- 12.21.1
- 12.21.2
- 12.21.3
- 12.22
- 12.23
- 12.24
- 12.25
- 12.26
- 12.27
- 12.28
- 12.29
- 12.30
- 12.31
- 12.31.1
- 12.32
- 12.32.1
- 12.33
- 12.34
- 12.35
- 12.36.1
- 12.37
- Таблица штрафов ГИБДД 2022
- Как обжаловать штраф ГИБДД
- Как проверить штраф по номеру постановления?