8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о выселении с предоставлением другого жилого помещения № 2-2259/2017 ~ М-1726/2017

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2017 года                                  Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Новоселецкой Е.И.

при секретаре Шептуновой Е.Н.,

с участием прокурора Знайдюк М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2259/17 по иску Администрации г. Иркутска к ФИО2 о выселении с предоставлением другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.Иркутска обратилась в суд с иском к Телешевой Н.М. о выселении с предоставлением другого жилого помещения. В качестве оснований иска указано, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>2 являются Телешева Н.М. на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>.

В соответствии с Актом об отнесении дома к категории непригодного для проживания от <Дата обезличена> <Номер обезличен> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> отнесен к категории непригодных для проживания и согласно постановлению администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013-2016 годах в рамках реализации Федерального закона от <Дата обезличена> № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-пп «Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в 2013-2017 года» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> включен в перечень многоквартирных домов жилищного фонда г. Иркутска, признанных до <Дата обезличена> аварийными и подлежащими сносу.

Администрация г.Иркутска взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес обезличен>) предложила Телешевой Н.М. для переселения благоустроенную квартиру общей площадью 56,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен>, на что собственник жилого помещения выразила свое согласие, что подтверждается уведомлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

До настоящего времени жилое помещение ответчик не освободила.

В связи с чем, Администрация г. Иркутска просит выселить Телешеву Н.В. из жилого помещения, общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>2 с предоставлением жилого помещения, общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

В судебное заседание представитель Администрации г. Иркутска ФИО8, действующая на основании доверенности, не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения прокурора, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя истца.

Ответчик Телешева Н.В. в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.

В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения прокурора, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика.

Выслушав заключение помощника прокурора Знайдюк М.С., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из свидетельств о государственной регистрации права от <Дата обезличена> следует, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>2 принадлежит ответчику Телешевой Н.В. на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена>.

В материалы дела представлен акт <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, согласно которому межведомственной комиссией принято решение об отнесении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен> категории непригодных для проживания ввиду его аварийности и экономической нецелесообразности устранения дефектов.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.05.2013 № 199-пп «Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах» утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013 - 2017 годах».

Согласно постановлению администрации города Иркутска от 24.04.2013 года № 031-06-841/13-1 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Иркутска в 2013-2016 года в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185- ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» многоквартирный дом, расположенный по адресу: г<адрес обезличен> включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда г. Иркутска, признанных до <Дата обезличена> аварийными и подлежащими сносу.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 49 Положения На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При таких обстоятельствах, поскольку аварийные строения представляют угрозу для жизни и безопасности людей, решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в разумный срок.

Однако до настоящего времени, администрация г. Иркутска в нарушение требований указанного выше Положения, не приняла решение о сроках отселения граждан, прошел значительный период времени, в связи с чем, Администрация г. Иркутска допустила незаконное бездействие, не приняв в разумный срок решения о сроках отселения проживающих в доме лиц.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Так, в силу ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (ч. 2)

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. (ч. 6)

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. (ч. 8)

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. (ч. 9)

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. «г» п. 20 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Согласно п. 22 Постановления, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Таким образом, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

<Дата обезличена> Администрацией г.Иркутска в адрес ответчика Телешевой Н.В. направлено уведомление об отнесении дома к категории непригодных для проживания и предложении взамен занимаемого жилого помещения квартиры по адресу: <адрес обезличен> кв.м.

Доказательств получения ответчиком указанного уведомления, а также согласие ответчика на предоставление ей иного жилого помещения истцом суду не представлено.

Вместе с тем, то обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

В ответ на обращение Телешевой Н.М. по вопросу выплаты возмещения стоимости принадлежащего ей изымаемого жилого помещения по адресу:             <адрес обезличен>2, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Администрацией        г. Иркутска указано следующее: в целях расселения домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, реализации программы администрацией г. Иркутска осуществлена закупка жилых помещений, в том числе для расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> черте г. Иркутска, площадью не менее площади расселяемых жилых помещений. От предоставления взамен жилого помещения, предложенного в трех вариантах, Телешева Н.М. отказалась, в связи с чем администрация приступила к процедуре изъятия занимаемого истцом жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. После проведения указанной процедуры, будет решен вопрос об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, а также выкупе жило помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации г. Иркутска не подлежат удовлетворению, поскольку истцом во исполнение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчик до настоящего времени проживает в спорном жилом помещении.

При этом исходя из имеющихся в материалах дела доказательств невозможно установить, является ли объект недвижимости, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности ответчику, тем объектом недвижимости, который отнесен межведомственной комиссией к категории непригодных для проживания ввиду его аварийности и экономической нецелесообразности устранения дефектов. Так, в акте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> имеется указание на литеру А <адрес обезличен> <адрес обезличен>, в то время как в свидетельствах о государственной регистрации права адрес занимаемого ответчиками жилого помещения указан: <адрес обезличен>2.

Также не представлено истцом доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры изъятия имущества, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ. В частности, отсутствуют сведения о том, что ответчику предоставлялось право выбора: снести аварийный дом, выкупить принадлежащую ей на праве собственности квартиру или получить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости.

Анализируя положения вышеуказанных статей, а также представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что ответчику не предлагалось выкупить принадлежащую ей на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ. При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Администрации г. Иркутска не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований о выселении Телешевой Н.М. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> с предоставлением другого жилого помещения, Администрации г. Иркутска - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                     Е.И.Новоселецкая

....