РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
с участием прокурора Малафеева А.В.,
представителя истца Департамента управления имуществом городского округа
Самара – Черноземова А.В., по доверенности,
ответчика Володиной Р.А.,
при секретаре Ливчиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-965/2017 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Васильевой АР о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Васильевой А.Р. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, указав на то, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Финансирование Программы строго целевое и осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.
В <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> проживает Васильева А.Р. Указанный жилой объект находится в собственности ответчика.
В целях реализации данной программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчику заключить договор мены, по которому: ответчик обязуется передать в муниципальную собственность принадлежащее ему жилое помещение, а Департамент в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчику жилое помещение площадью 45,60 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Распределенное жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам. Однако ответчики не выразили согласие на переезд.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р собственникам жилых помещений в доме, расположенном оп адресу: <адрес> рекомендовано осуществить снос указанного дома. До настоящего времени данное распоряжение не выполнено.
Проживание в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений.
На основании изложенного истец просил суд выселить Васильеву А.Р. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Представитель истца Департамента управления имуществом г.о. Самара Черноземов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Ответчик Васильева А.Р. в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражала, указав, что согласна на заключение договора мены, но не основании судебного решения, а во внесудебном порядке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Возникшие правоотношения между сторонами должны регулироваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчики являются собственниками жилого помещения.
Жилое помещение может быть принято у собственника путем выкупа.
Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Ответчик Васильева А.Р. является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Требование истца о выселении ответчика из занимаемого им жилого помещения и заключение договора социального найма на вновь предоставленное жилое помещение не основано на законе, положениях ст.ст.89 и 31 ЖК РФ.
Согласие ответчика с исковыми требованиями в данном случае не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как в таком случае заключение договора мены между сторонами не будет отвечать требованиям действующего законодательства, ввиду нарушения муниципальным органом процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения у собственников квартир в многоквартирном жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Положениями статьи 567 ГК РФ установлено, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
В силу ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Между тем, процедура изъятия жилых помещений у собственников квартир в многоквартирном жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установлена статьей 32 ЖК РФ, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
Согласно п. 13 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ст. 89 ЖК РФ), с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте «г» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 п. 32 ЖК РФ).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с требованиями ст. 56.7 ЗК РФ при изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд предусмотрено принудительное отчуждение имущества, которое оформляется заключением соответствующего соглашения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации » в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Из п. 6 ст. 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьями 56.9, 56.10 ЗК РФ предусмотрены особенности заключения и подписания соглашения об изъятии.
Согласно п.п. 4 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ установлена обязанность направления копии решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в территориальные органы Росреестра.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара не соблюдена установленная законом процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, изъятия жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, подлежащем сносу, и предоставления другого пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности посредством заключения соглашения.
Требования, заявленные Департаментом управления имуществом г.о. Самара направлены на заключение по своему усмотрению гражданско-правовой сделки с собственником имущества на основании ст. 421 ГК РФ, что предполагает свободу договора.
Собственников квартиры согласия на заключение договора мены не выражено,
С учетом положений ст. 209 ГК РФ, ст. 32 ЖК РФ оснований возлагать обязанность на ответчика заключить договор мены на основании судебного решения, не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Васильевой АР о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.