РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2017 года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г.,
с участием прокурора Малафеева А.В.,
представителя истца Департамента управления имуществом городского округа
Самара – Черноземова А.В., по доверенности,
ответчика Володиной Р.А.,
при секретаре Ливчиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-952/2017 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Володиной РА о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Володиной Р.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, указав на то, что распоряжением исполняющего обязанности первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Финансирование Программы строго целевое и осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно справке о зарегистрированных лицах в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> проживает и зарегистрирована Володина Р.А. Указанный жилой объект находится в собственности ответчика.
В целях реализации данной программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчику заключить договор мены, по которому: ответчик обязуется передать в муниципальную собственность принадлежащее ему жилое помещение, а Департамент в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчику жилое помещение площадью 30,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон Крутые Ключи, <адрес>.
Распределенное жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам. Однако ответчики не выразили согласие на переезд.
Распоряжением исполняющего обязанности первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р собственникам жилых помещений в доме, расположенном оп адресу: <адрес> рекомендовано осуществить снос указанного дома. До настоящего времени данное распоряжение не выполнено.
Проживание в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу и реконструкции представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений.
На основании изложенного истец просил суд выселить Володину Р.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Крутые Ключи, <адрес>, посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон Крутые Ключи, <адрес>.
Представитель истца Департамента управления имуществом г.о. Самара Черноземов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Ответчик Володина Р.А. в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований не возражала, указав, что согласна на заключение договора мены только на основании вынесенного судом решения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Возникшие правоотношения между сторонами должны регулироваться положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, поскольку ответчики являются собственниками жилого помещения.
Жилое помещение может быть принято у собственника путем выкупа.
Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Ответчик Володина Р.А. является собственником жилого помещения – <адрес> расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно справке о зарегистрированных лицах от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> проживает и зарегистрирована Володина Р.А. (л.д. 12 т. 1).
Требование истца о выселении ответчика из занимаемого им жилого помещения и заключение договора социального найма на вновь предоставленное жилое помещение не основано на законе, положениях ст.ст.89 и 31 ЖК РФ.
Согласие ответчика с исковыми требованиями в данном случае не является основанием для удовлетворения исковых требований. Признание иска противоречит закону и не может быть принято судом. ( ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ).
Заключение договора мены между сторонами на основании судебного решения не соответствует требованиям действующего законодательства, ввиду нарушения муниципальным органом предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка и жилого помещения у собственников квартир в многоквартирном жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Положениями статьи 567 ГК РФ установлено, что по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
В силу ст. 568 ГК РФ если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Между тем, процедура изъятия жилых помещений у собственников квартир в многоквартирном жилом доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, включенному в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установлена статьей 32 ЖК РФ, Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.
Согласно п. 13 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (ст. 89 ЖК РФ), с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте «г» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 п. 32 ЖК РФ).
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с требованиями ст. 56.7 Земельного кодекса РФ при изъятии недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд предусмотрено принудительное отчуждение имущества, которое оформляется заключением соответствующего соглашения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Из п. 6 ст. 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьями 56.9, 56.10 ЗК РФ предусмотрены особенности заключения и подписания соглашения об изъятии.
Согласно п.п. 4 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ установлена обязанность направления копии решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в территориальные органы Росреестра.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара не соблюдена установленная законом процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, изъятия жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, подлежащем сносу, и предоставления другого пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности посредством заключения соглашения.
Требования, заявленные Департаментом управления имуществом г.о. Самара, направлены на заключение по своему усмотрению гражданско-правовой сделки с собственником имущества на основании ст. 421 ГК РФ, тогда как при сносе аварийного дома возникают иные отношения, не связанные с договором мены, заключение которого предполагает свободу.
Изъятие квартиры предполагает возникновение правоотношений, основанных на обязанности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое жилое помещение (аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №пв-02).
При этом, определение стоимости имущества по договору является исключительным правом собственников и не требуется при заключении договора мены, а равноценность обмениваемых квартир определяется только сопоставлением их физических и экономических характеристик, не состоятельна.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка собственности является обязательной при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу абз. 3 пп. « и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 14, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, определение рыночной стоимости жилого помещения, передаваемого в собственность граждан, и выкупной стоимости (цены) изымаемого жилья, в силу названных норм закона является обязательным условием соглашения, заключаемого при изъятии жилого помещения, что также не выполнено заявителем при заключении договора.
При этом, требования ст. 568 ГК РФ о признании равноценными по стоимости жилых помещений по договорам мены, заключенными физическими лицами и муниципальным образованием в связи с признанием жилых помещений аварийными, применяться не могут.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Володиной РА о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, микрорайон Крутые Ключи, <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.