8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда № 2-4733/2015 ~ М-3520/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2015 года Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Борисова Е.В. при секретаре Климовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4733/15 по иску Кабирова Р.А. к ОУФМС по г. Москве по району Раменки, УФМС России по г. Москве о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчикам ОУФМС по г. Москве по району Раменки, УФМС России по г. Москве, свои требования мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом написано заявление в ОУФМС района Раменки г. Москвы о регистрации по месту жительства с приложением необходимых документов. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в такой регистрации, при этом ему возвращены все документы, представленные на регистрацию. При указанных обстоятельствах истец просит суд признать незаконным отказ ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства и обязать ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства по документам, указанным в «Правилах»; взыскать с ОУФМС района Раменки г. Москвы сумму <данные изъяты>. в качестве материального ущерба (<данные изъяты>.), компенсации морального вреда (<данные изъяты>.); вынести частное определение в адрес руководителя УФМС России по г. Москве; взыскать с УФМС России по г. Москве в пользу истца <данные изъяты>. в качестве компенсации морального вреда.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель истца Козлов А.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал с учетом их уточнения, просил заявленный иск удовлетворить по основаниями, указанным в иске.

Представитель ОУФМС района Раменки г. Москвы Жученко А.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку ОУФМС района Раменки г. Москвы отказа в регистрации истцу по месту жительства не осуществляло, в случае представления заявителем документов, соответствующим требованиям действующего законодательства, ОУФМС района Раменки г. Москвы осуществит необходимые действия по такой регистрации. Кроме того, при обращении с заявлением о регистрации по месту жительства истец не представил согласие всех собственников жилого помещения, или не представил сведения о невозможности представления такого согласия (в случае смерти иных собственников жилого помещения).

Представитель УФМС России по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ и надлежащего извещения лиц, участвующих в деле и неявившихся в судебное заседание, о судебном заседании, мнение иных лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).

Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, выслушав объяснения сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в данном пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.

Согласно пункту 7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (далее - Правила).

Правила действуют с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512, от 14 февраля 1997 г. N 172, от 12 марта 1997 г. N 290, от 16 марта 2000 г. N 231, от 14 августа 2002 г. N 599, от 22 декабря 2004 г. N 825, от 28 марта 2008 г. N 220, от 8 сентября 2010 г. N 688, от 11 ноября 2010 г. N 885, от 26 октября 2015 г. N 869, от 16 апреля 2015 г. N 312, от 21 мая 2015 г. N 493.

Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

В абзацах первом - пятом пункта 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Приведенный в данной норме перечень документов не противоречит законодательству и не является исчерпывающим.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).

Жилищные права и обязанности согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. Абзац пятый пункта 16 Правил предусматривает, что гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно абзацу шестому пункта 16 Правил в случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, необходимые документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, поскольку они являются ответственными за регистрацию и на них возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Абзац седьмой пункта 16 Правил предоставляет гражданину право не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ.

Документы, необходимые для регистрации по месту жительства, могут быть в электронной форме представлены через Единый портал (абзац восьмой пункта 16 Правил).

На момент утверждения Административного регламента ФМС России осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928. Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФМС России, реализуя государственную политику в сфере миграции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, уполномочена принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Действующее Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 711, устанавливает аналогичные полномочия ФМС России.

Административный регламент устанавливает порядок предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяет административные процедуры ФМС России и ее территориальных органов, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Законом введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Ни Закон, ни Правила не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии представления им необходимых документов. С учетом этого должностные лица, ответственные за регистрацию, согласно пункту 7 Административного регламента не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета. Эти должностные лица в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают необходимые документы в органы регистрационного учета, которые осуществляют регистрацию граждан. В случае непредставления гражданином необходимых документов, подтверждающих его право на вселение, орган регистрационного учета откладывает регистрацию до того момента, пока заявителем не будут представлены все надлежащим образом оформленные документы. Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми возможен отказ гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, приведен в Законе (статья 8).

В обоснование исковых требования истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истцом написано заявление в ОУФМС района Раменки г. Москвы о регистрации по месту жительства с приложением необходимых документов. Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в такой регистрации, при этом ему возвращены все документы, представленные на регистрацию.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Козлов А.Н., Козлов Н.В., Козлова В.А.

Согласно представленному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для обращения в ОУФМС района Раменки г. Москвы с заявлением о регистрации по месту жительства явилось личное заявление Козлова А.Н., свидетельство на собственность и заявление Кабирова Р.А. о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства, обязании ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства, суд исходит из того, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлены надлежащие доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ при обращении с заявлением в ОУФМС района Раменки г. Москвы о регистрации по месту жительства Кабировым Р.А. представлены в полном объеме необходимые документы для такой регистрации, в том числе согласие всех собственников жилого помещения или доказательства невозможности представления такого согласия (в случае смерти иных собственников помещения).

При этом суд исходит из того, что стороной истца не представлены доказательства осуществления ОУФМС района Раменки г. Москвы соответствующего отказа истцу в регистрации его по месту жительства.

Кроме того, истец не лишен права представить необходимые документы в уполномоченный орган для его регистрации по месту жительства, или сведения о невозможности их представления.

При указанных обстоятельствах требования заявленного иска о признании незаконным отказа ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства, обязании ОУФМС района Раменки г. Москвы зарегистрировать истца по месту жительства удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований, то также удовлетворению не подлежат требования иска о взыскании с ОУФМС района Раменки г. Москвы сумму <данные изъяты>. в качестве материального ущерба (<данные изъяты>.), компенсации морального вреда (<данные изъяты>.).

Также удовлетворению не подлежат требования иска о вынесении частного определение в адрес руководителя УФМС России по г. Москве и взыскании с УФМС России по г. Москве в пользу истца <данные изъяты>. в качестве компенсации морального вреда, поскольку в судебном заседании стороной истца не представлены доказательства несоблюдения стороной ответчика УФМС России по г. Москве прав истца, а также причинения истцу своими действиями (бездействием) морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 167, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

исковое заявление Кабирова Р.А. к ОУФМС по г. Москве по району Раменки, УФМС России по г. Москве о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                               Борисов Е.В.