8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий № 2- 2908/2015 ~ М-2435/2015

Дело № 2-2908/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2016 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе:

судьи – Кузнецовой С.А.,

при секретаре – Сафиной Е.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-29081/15 по заявлению Колмогорова ФИО4 о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий, мотивируя свои требования тем, что заявитель является собственником автомобиля Грейт Волл № г.р.з. №. В феврале 2016 года в официальном дилерском центре Грейт Волл при проведении комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту указанного автомобиля была произведена замена рамы, поврежденная в результате ДТП. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ МО ГИБДД ТНРЭР №5 ГУ МВД России по <адрес> заявителю было отказано во внесении изменений в регистрационные данные автомобиля в связи с заменой рамы по тем мотивам, что были обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем. Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку работы по замене рамы производились у официального дилера, использующего только оригинальные запасные части организации-изготовителя. Кроме того, постановлением ОД УВД ЮЗАО МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано.

Истец просит суд признать отказ МО ГИБДД ТНРЭР №5 ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в совершении регистрационных действий по замене рамы автомобиля Грейт Волл № г.р.з. № незаконным. Обязать МО ГИБДД ТНРЭР № ГУ МВД России по <адрес> произвести регистрационные действия по замене рамы автомобиля Грейт Волл № г.р.з. №, принадлежащего Колмогорову С.В. на праве собственности. Взыскать с заинтересованного лица судебные расходы.

Заявитель и представитель заявителя в судебное заседание явились, требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержали.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в автомобиле, принадлежащем истцу была произведена замена шасси (рамы), вследствие чего автомобилем были утрачены основные элементы базового транспортного средства и фактически удален идентификационный номер транспортного средства, присвоенный организацией изготовителем и указанный в паспорте транспортного средства. При этом транспортное средство утратило уникальные технические характеристики, отличающие его от других транспортных средств этой же марки и модели. Отказ в совершении регистрационных действий, связанных с внесением изменений в учетные данные транспортного средства основан на требованиях действующего законодательства и является правомерным.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

    Как следует из материалов дела, Колмогоров С.В. является собственником автомобиля Грейт Волл № г.р.з. №.

В феврале 2016 года в официальном дилерском центре Грейт Волл при проведении комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту указанного автомобиля была произведена замена рамы, поврежденная в результате ДТП.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ МО ГИБДД ТНРЭР №5 ГУ МВД России по г. Москве заявителю было отказано во внесении изменений в регистрационные данные автомобиля в связи с заменой рамы по тем мотивам, что были обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.

    По смыслу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию. В частности именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения.

Постановлением Правительства РФ N 720 от 10 сентября 2009 года утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение и эксплуатации на территории Российской Федерации.

Приложением N 8 к Техническому регламенту установлены требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров, согласно которым на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (п. 1.1). Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков (п. 1.4.1 - 1.4.2).

Компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в своей маркировке должны содержать наименование или товарный знак изготовителя, а также, при наличии, информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (п. 3.1)

Согласно Методическим рекомендациям ФКУ НИЦ БДД МВД России "Организация деятельности регистрационных подразделений ГИБДД по осмотру транспортных средств при совершении регистрационных действий" изменением маркировки является уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены ее на другую.

Таким образом, доводы заинтересованного лица, о том, что замена рамы невозможна, поскольку в результате такой замены автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и получает технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, имеющими иной идентификационный номер, судом обосновано признаны несостоятельными.

Выпускаемые производителями автомобили одной марки и модели имеют схожие технические характеристики, но при этом каждый автомобиль имеет свой идентификационный номер, однако это не препятствует органам ГИБДД осуществлять регистрацию вновь выпущенных и приобретенных собственниками транспортных средств.

Разделом VI Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55, определены особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Таким образом, действующим законодательством разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота.

Законодательство Российской Федерации в сфере отношений, связанных с гражданско-правовым оборотом транспортных средств и запасных частей к ним, не только не содержит запрет на продажу таких запасных частей к автомобилям как кузов, но позволяет выпускать как организациям, так и физическим лицам уникальные транспортные средства в единичных экземплярах.

Действующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе, кузова.

Однако при выполнении замены рамы легкового автомобиля не может не произойти изменение данных и фактическое уничтожение ранее присвоенного производителем идентификационного номера автомобиля, поскольку согласно Техническому регламенту это номер крепится на раме, замена которой производится собственником.

То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента, и как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Предлагаемое заинтересованным лицом толкование положений п. 24 Административного регламента применительно к ситуации с заменой рамы автомобиля фактически устанавливает отсутствующий на законодательном уровне запрет на совершение таких действий и приводит к невозможности использования гражданином принадлежащего ему на законном основании имущества по его целевому назначению, т.е. влечет нарушение права собственности.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину" (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека "на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество, передавать его другим лицам, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г., N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке регистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 07.08.2016 г. N 605) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указанными Правилами установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Согласно абз. 4 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся действия с транспортными средствами в случае, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Пунктом 6 Правил установлено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (п. 8 Правил).

В силу п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В целях определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним приказом МВД России от 07.08.2016 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства: изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных: прекращение регистрации или отказ в прекращении регистрации транспортного средства: снятие транспортного средства с учета или отказ в снятии с учета.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен п. 24 Административного регламента и включает в себя, в том числе, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов, в том числе утраченных (похищенных).

    Статьей 249 ГПК РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 названной статьи обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

    Исходя из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств законности оспариваемого отказа, суд полагает требования заявителя о признании отказа недействительным, обязании произвести регистрационные действия подлежащими удовлетворению.

    Правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании судебных расходов суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать отказ МО ГИБДД ТНРЭР №5 ГУ МВД России по г. Москве от 19.02.2016 года в совершении регистрационных действий по замене рамы автомобиля Грейт Волл № г.р.з. № незаконным.

Обязать МО ГИБДД ТНРЭР №5 ГУ МВД России по г. Москве произвести регистрационные действия по замене рамы автомобиля Грейт Волл № г.р.з. № принадлежащего Колмогорову ФИО5 на праве собственности.

В удовлетворении остальной части требований- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.

Судья                      С.А. Кузнецова

Решение изготовлено в окончательной форме 05.06.2016 года