Дело №2-611/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2017 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ю.А. Солод,
при секретаре А.В. Циммер,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Барнаула Л.М. Барило,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» к Чукавину В.В., Чукавиной О.Ю., Чукавиной М.В., Чукавиной С.В. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» обратилось с иском к Чукавину В.В., Чукавиной О.Ю., Чукавиной М.В., Чукавиной С.В. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: /// без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование своих требований истец указывает, что ответчики проживают и зарегистрированы по указанному адресу. Данное служебное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и принадлежит истцу на праве оперативного управления. В настоящее время ответчики не связаны трудовыми отношениями с организациями и учреждениями, подведомственными системе МЧС России, не относятся к кругу субъектов, которые могут быть выселены лишь с предоставлением другого жилого помещения. Также они не относятся к числу лиц, которые не могли быть выселены из служебных жилых помещений согласно статье 108 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР.
Нормативным обоснованием своих требований истец указывает статьи 92, 99, 104, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №1461-О.
В судебном заседании представитель истца федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» Степанова Н.М., действующая на основании доверенности, настаивала на исковых требованиях по основаниям, изложенным в описательной части решения.
Ответчики Чукавин В.В., Чукавина О.Ю., действующие за себя и как законные представителя несовершеннолетней Чукавиной С.В., Чукавина М.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, указывая, что в соответствии с положениями ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Полагают, что поскольку с ними не заключался договор найма специализированного жилого помещения, они пользуются спорной квартирой на основании договора социального найма, который не может быть расторгнут в связи с истечением срока службы.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего что исковые требования федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» подлежат удовлетворению в соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, исследовав и проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, квартира №... в доме № ... по /// находится в собственности Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 и распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от +++ №... передана в управление ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» (л.д.6-7).
Решением жилищно-бытовой комиссии УГПС ГУВД Алтайского края от +++ Чукавину В.В. была распределена служебная квартира по вышеприведенному адресу (л.д.41 дело №2-2115/2012).
В судебном заседании ответчики Чукавины поясняли, что фактически проживают в спорном жилом помещении с +++ года. Как усматривается из копии домовой книги, Чукавин В.В., его дочери Чукавина М.В., Чукавина С.В. зарегистрированы по месту продживания с +++, супруга Чукавина О.Ю. – с +++ (л.д.11-14,127).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов СРЦ МЧС России от +++ №... жилые помещения по ///, в том числе спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям (л.д.20-22).
Приказом Главного управления от +++ №... Чукавин В.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. б ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от +++ №... (по достижении предельного возраста). На день увольнения выслуга лет Чукавина В.В. в календарном исчислении составила ... лет ... дней (л.д.19).
Письмами от +++ и +++ Чукавин В.В. уведомлен о прекращении договора найма служебного жилого помещения и необходимости его освобождения (л.д. 15,16).
Письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что Чукавин В.В. и члены его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности не имеют (л.д.42,91-93,96,100,103-105).
Согласно справке Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Чукавин В.В. состоит в Управлении на учете нуждающихся в обеспечении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с +++ (л.д.123).
По сведениям жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Чукавин В.В. в списках очередников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, вставших на соответствующий учет по нормам Жилищного кодекса РСФСР до 2005 года не состоит (л.д.122).
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
На основании п.1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В силу ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в ст. 105,107 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления спорного жилого помещения ответчикам.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Часть 2 ст. 103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 107 ЖК РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих») (п.6 ст. 108 ЖК РСФСР).
Из содержания положений ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108, ст. 110 Жилищного кодекса РСФСР;
- эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При этом, согласно положениям ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, являющиеся малоимущими.
Между тем, доказательств того, что ответчики признавались в установленном законом порядке малоимущими, материалы дела не содержат. Документы представленные в судебное заседание такой статус ответчиков не подтверждают.
Таким образом, отсутствует предусмотренная законом совокупность условий для применения в отношении ответчиков гарантий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
В силу ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорной квартиры ответчикам, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Служебное жилое помещение предоставлялось Чукавину В.В. в связи со службой в пожарной части №... управления Государственной противопожарной службы УВД Алтайского края, права членов семьи нанимателя служебного жилого помещения производны от прав нанимателя, поэтому увольнение со службы Чукавина В.В. влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения и, соответственно, прекращение права пользования служебным жилым помещением у нанимателя и членов его семьи и выселение без предоставления другого жилого помещения.
Довод ответчиков о том, что с Чукавиным В.В. договор найма специализированного жилого помещения не заключался, в связи с чем они пользуются спорной квартирой на основании договора социального найма, не основан на нормах закона, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также порядка оформления возникших правоотношений, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, с учетом положений ст.ст. 26,28 Гражданского кодекса РФ, расходы понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере ... руб. подлежат взысканию с ответчиков Чукавина В.В., Чукавиной О.Ю., Чукавиной М.В. в пользу истца в равных долях по ... руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 98,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» удовлетворить.
Выселить Чукавина В.В., Чукавину О.Ю., Чукавину М.В., Чукавину С.В. из служебного помещения по адресу: /// без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Чукавина В.В., Чукавиной О.Ю., Чукавиной М.В. в пользу федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины ... рублей по ... рублей с каждого.
Апелляционные жалоба и представление могут быть поданы в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод
на дату публикации решение не вступило в законную силу