Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения № 2-1607/2017 ~ М-788/2017

Смотреть все судебные практики о О выселении - из служебных помещений

Дело №                                        КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2017 года                                         <адрес>    Калининский районный суд <адрес>

в с о с т а в е:

Председательствующего судьи               Корниевская Ю.А.

При участии прокурора                              Топорова Я.А.,

При секретаре                            Чапайкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению к БЯВ, БОВ, БРЯ о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

    ГО обратилось в суд с иском к БЯВ, БОВ, БРЯ о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, мотивированным тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № БЯВ было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Вышеприведенное жилое помещение относится к государственной собственности и закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. В целях реализации п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в части осуществления проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, работниками ГО1 проведена проверка использования служебного жилого помещения, расположенного по адресу:    <адрес>, с направлением соответствующего запроса о предоставлении документов, подтверждающих законность проживания. В рамках проведенной проверки исходя из копий представленных документов установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено БЯВ, на период прохождения военной службы (уволен с военной службы приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № по п. «б» ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» за невыполнение военнослужащим условий контракта). С 19 марта 1999 года Боярко Я.В. проходил службу в органах внутренних дел, сотрудники которого не имеют отношения к Министерству обороны Российской Федерации, и не имеют право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации. Действующий приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и не затрагивает вопросов обеспечения жильем сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, у Министерства обороны Российской Федерации нет обязанности по обеспечению ответчиков жилым помещением. В связи с тем, что военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации ответчик не является, связи с Министерством обороны Российской Федерации БЯВ не имеет, ответчик подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. Как следует из положений ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 102 указанного Кодекса и ч. 2 настоящей статьи. В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. По настоящее время ответчик незаконно удерживает и проживает в жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации, расположенном по адресу: <адрес>, которое является собственностью Российской Федерации. Соответственно, ответчик подлежит выселению из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Двадцать девятого июня 2010 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 713 в целях реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по расквартированию и обустройству войск, управления жилищным фондом создано ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с п. 19 Устава указанного учреждения определено, что оно создано в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Пунктом 20 Устава учреждения определено, что для достижения целей создания юридическое лицо осуществляет следующие виды деятельности, в частности, ведет учет жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет распределение жилых помещений, заключение договоров найма жилых помещений, выдачу справок установленного образца о сдаче жилых помещений. То есть, в данном случае, выступает правомочным лицом Министерства обороны Российской Федерации как наймодателя по отношению к нанимателям жилых помещений.

В связи с чем, истец просит суд, кроме прочего, возложить на ответчика обязанность по сдаче жилого помещения установленным порядком (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю наймодателя ГО - в отделение (территориального, <адрес>) ГО1.

Представитель истца ГО В судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.66, 67), представил ходатайство с просьбой провести судебное разбирательство без участия представителя (л.д.90).

Ответчики БЯВ, БОВ, представитель БЯВ – ВЯВ (л.д. 88), в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что ответчик и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Ответчик БРЯ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.85), причина неявки неизвестна.

Представитель ГО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.77), причина неявки неизвестна.

Представитель ГО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.92), причина неявки неизвестна.

Представитель территориального отделения ГО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.75), причина неявки неизвестна.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела (сторонами заявлено, что представлено достаточно доказательств, ходатайств об исследовании дополнительных доказательств и дополнении материалов дела не поступило), с учетом заключения прокурора, который полагал, что оснований для удовлетворения требований не имеется оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд приходит к следующему.

Признавая за каждым право на жилище, Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть лишен его произвольно (ст.40).

На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, БЯВ было предоставлено право занятия 2-х комнатной <адрес>. 53 по <адрес> в <адрес>. Право занятия квартиры предоставлялось, в том числе, на жену, дочь (л.д. 14).

Из выписки из домовой книги следует, что по адресу: <адрес>, зарегистрированы БЯВ с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 89), а также судом установлен факт проживания в вышеуказанной квартире супруги ответчика БОВ и сына БРЯ

На основании решения исполкома <адрес> совета № от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> включена в число служебных жилых квартир, и закреплена за в/ч 34148 (л.д. 15-17).

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

Поскольку правоотношения сторон возникли в период действия ЖК РСФСР, к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, должен применяться ЖК РСФСР.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст. 104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.

На период предоставления квартиры ответчику, ответчик БЯВ являлся военнослужащим, а квартира располагалась в закрытом военном городке <адрес>.

В силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Таким образом, судом, в соответствии со ст.ст. 50-51, 106 ЖК РСФСР, действовавших в период вселения семьи ответчика в спорную квартиру, установлен факт заключения договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим БЯВ

Решение исполкома Калининского районного совета № от ДД.ММ.ГГГГ., на основании которого спорная квартира в качестве служебной была закреплена за в/ч №, до настоящего времени не оспорено и не отменено.Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ответчик БЯВ в соответствии с выпиской из приказа № командира войсковой части № по личному составу № уволен с действительной военной службы в запас по статье 49, часть 2, пункту «б» (за невыполнение военнослужащим условий контракта) (л.д.19).

Согласно выписке из послужного списка прапорщика БЯВ, на военную службу в в/ч № БЯВ призван добровольно ДД.ММ.ГГГГ., военную присягу принял ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курс молодого бойца, ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курсант, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курсант. В/ч № с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – курсант, окончил школу прапорщиков, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в распоряжение командиру в/ч № с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – начальник расчета – старший механик водитель, присвоена квалификация «Специалист 3-го класса», присвоена квалификация «Специалист 2-го класса». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть № – старший механик-водитель, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – начальник расчета – старший механик-водитель.

На момент увольнения БЯВ имел выслугу лет в календарном исчислении – 15 лет 7 месяцев, 15 дней.

Смотреть все судебные практики о О выселении - из служебных помещений

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, суду надлежит выяснить, обладал ли БЯВ, которому было предоставлено спорное помещение к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.) статусом лица, которое не могло быть выселено по нормам ЖК РСФСР, и состоял ли или состоит БЯВ на учете, как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, или имел ли право состоять на данном учете на указанный период.

В соответствии с п.6 ст. 108 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей до 2004 года), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

На период предоставления БЯВ служебной квартиры действовали вышеуказанные положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР в указанной редакции, поскольку пункт 6 словами " /кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации/ иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба/, и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" дополнен на основании Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ, т.е. уже после возникших правоотношений с БЯВ

Таким образом, в момент обеспечения ответчика служебным жилым помещением, государство гарантировало при сроке службы в Вооруженных Силах РФ более десяти лет, предусмотренные пунктом 6 ст. 108 ЖК РСФСР льготы.

Поскольку у БЯВ возникло право на льготу по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 108 ЖК РСФСР, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, и к спорным правоотношениям, возникшим после увольнения ответчика с военной службы 07.05.2007г., следует применять указанные положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Кроме того, жилищное законодательство, действовавшее до введения в действие ЖК РФ, не предусматривало возможности выселения уволенных с военной службы офицеров и членов их семей из предоставленных им в период прохождения службы служебных помещений, расположенных в закрытых военных городках, без предоставления другого жилого помещения.

Так, из положений статьи 94 Жилищного кодекса РСФСР следует, что военнослужащие, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.

На момент возникновения правоотношения сторон и на момент исключения ответчика БЯВ из списков части, военный городок <адрес>, где расположена занимаемая ответчиками квартира, являлся закрытым военным городком.

Следовательно, при прекращении военных отношений с БЯВ, он и его семья подлежали отселению из закрытого военного городка <адрес>. Таким образом, на момент прекращения военных отношений с БЯВ, наличие занимаемой им и членами его семьи жилой площади в закрытом военном городке, а также проживание на служебной жилой площади, являлось само по себе основанием для предоставления ему другого жилого помещения за пределами военного городка. Кроме того, на момент прекращения военной службы, БЯВ прослужил 15 лет 7 мес. 15 дней, на ДД.ММ.ГГГГ срок службы БЯВ составлял более 10 лет, следовательно, ни БЯВ, ни члены его семьи, не могли быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Учитывая право ответчиков на отселение из закрытого военного городка с предоставлением другого жилого помещения на период возникших правоотношений, а также отсутствие у БЯВ и членов его семьи иного жилого помещения по договору социального найма, отсутствие жилых помещений в собственности, что следует из представленной справки ФКУ «Цхи СО ГУ МВД России по Новосибирской области» (л.д.27), учитывая, что, как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент увольнения с военной службы БЯВ не был обеспечен жилым помещением по договору социального найма, суд приходит к выводу, что на момент введения в действие ЖК РФ, БЯВ имел право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку в силу положений ст. 13 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», БЯВ еще до ДД.ММ.ГГГГ на законном основании был вселен в служебное жилое помещение, на дату введения в действие ЖК РФ имел право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, и еще до введения в действие ЖК РФ приобрел право не быть выселенным без предоставления другого жилого помещения, предусмотренного пунктом 6 статьи 108 ЖК РСФСР, то БЯВ и члены его семьи в настоящее время не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

С учетом вышеизложенных и установленных судом обстоятельств, в удовлетворении заявленных исковых требований о выселении ответчиков без предоставления другого жилого помещения следует отказать.

В соответствии с п.3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В связи с тем, что БЯВ и члены его семьи не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и при прекращении отношений с МО РФ в 1997 году семья БЯВ не была обеспечена жилым помещением за пределами военного городка, который в 1997 году еще имел статус закрытого, т.е. право на отселение путем получения другого жилого помещения не было реализовано, суд полагает, что право пользования занимаемым жилым помещением БЯВ и членов его семьи не может быть утраченным, а договор найма прекращенным по основанию прекращения отношений с МО РФ.

Согласно ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно пп.1,6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Поскольку статус закрытого военного города, а также наличие льготы, предусмотренной п.6 ч. 1 ст. 108 ЖК РФ, обеспечивали БЯВ и членов его семьи правом на выселение с предоставлением другого жилого помещения, суд приходит к выводу, что в настоящее время ответчики на законном основании занимают спорное жилое помещение, в связи с чем, используют жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом.

Таким образом, нарушение либо неисполнение обязанностей нанимателя специализированного жилого помещения со стороны ответчика БЯВ судом не установлено. Следовательно, оснований для расторжения с ним договора найма специализированного жилого помещения по основаниям нарушения обязанностей нанимателя, не имеется.

И учитывая установленные и изложенные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ГО к БЯВ, БОВ, БРЯ о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд Калининского района г. Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2017г.

Судья (подпись) Корниевская Ю.А.

«Копия верна»

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1809/2017 Калининского районного суда г. Новосибирска.

Решение не вступило в законную силу «_____» ______________ 201 г.

Судья Корниевская Ю.А.

Секретарь Чапайкина Т.А.

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 201 г.

Судья

    

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.