8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, судебных расходов № 2-696/2017 ~ М-420/2017

Дело №2-696/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2017 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Шустовой И.Н.,

при секретаре Мажидовой Д.С.,

с участием представителя истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Добрый» Чудновой ФИО6 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Кузьминой ФИО7.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова к Кузьминой ФИО8 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тексту ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова) обратилось в суд с иском к Кузьминой ФИО9 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, судебных расходов.

Мотивирует требования тем, что Кузьмина ФИО10. является собственником <адрес> в <адрес>. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ответчиком данные требования не выполняются и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 77 011 рублей 95 копеек, которую истец просит взыскать с ответчика, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 510 рублей 36 копеек.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Чуднова ФИО11 уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 67 881 рубль 95 копеек, пени в размере 4 724 рубля 58 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расходы по оплате услуг представителя в размере 3 500 рублей. Уточненные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Данные уточнения исковых требований приняты судом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, поскольку они не противоречат закону, и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.

Ответчик Кузьмина ФИО12 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что задолженность была оплачена ею в полном объеме. Кроме того, просила к заявленным требованиям применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Добрый» по доверенности Чуднова ФИО13. не возражала против удовлетворения исковых требований истца.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 ЖК РФ).

Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузьмина ФИО14. является собственником жилого помещения общей площадью 87,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> на основании Устава осуществляет ТСЖ – 1 Фрунзенского района г. Саратова.

ТСЖ – 1 Фрунзенского района г. Саратова выполняет взятые на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом в полном объеме. Для внесения платы за нежилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно предоставлялась платежная квитанция с расшифровкой структуры платежа.

Основанием для обращения истца в суд с иском послужило наличие задолженности у ответчика по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества дома.

Согласно ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

На основании ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Из пп. 1 и 2 ст. 153, п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения, исходя из установленной платы.

Следовательно, ответчик, как собственник нежилого помещения в данном многоквартирном доме, являлся потребителем услуг, оказываемых истцом, как организацией, обслуживающей этот дом.

В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленным органами управления товарищества собственников жилья.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В силу чч. 1, 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Порядок определения платы за жилое помещение установлен пп. 29-36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила содержания общего имущества), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.

В соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В силу ч. 1, пп. 4 ч. 2, ч. 4 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Согласно ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 151 ЖК РФ средства товарищества собственников жилья состоят, в том числе, и из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно п. 30 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества обеспечивается: собственниками помещений - за счет собственных средств.

Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31), как и условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в таком доме (ч. 4 ст. 162 ЖК РФ).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в силу закона обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, на содержание принадлежащих им помещений, соразмерно доле в праве общей собственности, которые относятся к обязательным платежам, направленным на возмещение эксплуатационных расходов товарищества собственников жилья, а товарищество собственников жилья и собственники помещений не наделены правом изменять форму оплаты внесения обязательных платежей.

При этом, правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусматривают, что непредоставление услуг либо оказание услуг ненадлежащего качества является основанием для изменения платы за содержание и ремонт жилья, но не освобождения от обязанности внесения данных платежей.Более того, в соответствии с п. 7 указанных Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства обращения ответчика в ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова с заявлениями об изменении платы за содержание общего имущества в связи с неоказанием или некачественным оказанием услуг по содержанию жилья. Как следует из материалов дела, решением Саратовской Городской Думы от 16.05.2006 года № 3-26 «О внесении изменений в Решение Саратовской Городской Думы от 08.04.2004 №43-430 «О нормативах потребления населением услуг водоснабжения и канализации» установлены нормативы потребления населением услуг водоснабжения и канализации. Тарифы холодное водоснабжение и водоотведение установлены: постановлением администрации города Саратова от 28 сентября 2007 года №820 – 131 рубль 58 копеек с человека, постановлением администрации города Саратова от 28 ноября 2008 года №1415 – 157 рублей 68 копеек с человека, постановлением от 30 ноября 2009 года № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратовводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения» на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года – 18 рублей 39 копеек за 1 куб.м с НДС – водоснабжение ХВС – 12 рублей 66 копеек куб.м., - водоотведение ХВС -5 рублей 73 копейки куб.м., - водоотведение ГВС – 5 рублей 73 копейки куб.м. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов от 30 ноября 2011 года № 29/43 установлен тариф 20 рублей 43 копейки за 1 куб.м с НДС - водоснабжение ХВС – 14 рублей 07 копеек куб.м., - водоотведение ХВС – 6 рублей 36 копеек куб.м., - водоотведение ГВС – 6 рублей 36 копеек куб.м. С июля 2012 года - 21 рубль 66 копеек за 1 куб.м с НДС - водоснабжение ХВС – 14 рублей 92 копейки куб.м., водоотведение ХВС – 6 рублей 74 копейки куб.м., - водоотведение ГВС – 6 рублей 74 копейки куб.м. С сентября 2012 года – 22 рубля 83 копейки за 1 куб.м с НДС - водоснабжение ХВС – 15 рублей 72 копейки куб.м., - водоотведение ХВС – 7 рублей 11 копеек куб.м., - водоотведение ГВС – 7 рублей 11 копеек куб.м. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов от 30 ноября 2012 года № 42/42: С июля 2013 года по июнь 2014 года – 25 рублей 27 копеек за 1 куб.м с НДС - водоснабжение ХВС – 17 рублей 06 копеек куб.м., - водоотведение ХВС – 8 рублей 18 копеек куб.м., - водоотведение ГВС – 8 рублей 18 копеек куб.м. С июля 2014 года по июнь 2015 года - постановлением комитета государственногорегулирования тарифов от 16 декабря 2013 года № 45/71. С июля 2015 года - постановлениями комитета государственного регулирования тарифовот 18 декабря 2014 года № 61 /20, №61 /61. С января 2016 года - постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 11 декабря 2015 года № 63/60.Тарифы на Энергоснабжение МОП установлены: решением общего собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского района от 26 марта 2008 года в размере 76 копеек. С 01.01.2010 года по 31.12.2010 года - постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01 декабря 2009 года № 25/3 «Обустановлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2011 года. С 01.01.2011 года по 31.12.2011 года постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 ноября 2010 года № 16/25 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2011 года. С 01.01.2012 года по 31.12.2012 года постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 ноября 2011 года № 29/4. С 01.01.2013 года постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30 ноября 2012 года № 42/3. С 01.01.2014 года постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 42/1. С 01.07.2015 года постановлением комитета государственного регулирования тарифовСаратовской области от 18 декабря 2014 года № 61/41. Размер обязательных платежей для собственников и взносов членов ТСЖ, а также не являющихся членами ТСЖ, на содержание, текущий ремонт общедомового имущества, на обслуживание приборов учета энергии установлены: протоколом общего собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского района г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом общего собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского район г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом общего собрания членов ТСЖ-1 Фрунзенского район г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ.Доказательств, свидетельствующих об оспаривании либо признании недействительными указанных решений об утверждении тарифов по оплате услуг по содержанию общего имущества, в суд не представлено, в связи с чем суд считает необходимым произвести расчет платы за услуги по содержанию общего имущества, исходя из установленных указанными решениями тарифов. Принимая во внимание положения изложенных выше норм права, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги, а также нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома, суд приходит к выводу о наличии у Кузьминой ФИО15 обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и платы за содержание общего имущества. Как следует из материалов дела период образовавшейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно уточненным расчетам истца определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Задолженность ответчика Кузьминой ФИО16 за указанный период установлена в размере 67 881 рубль 95 копеек, а также начислены пени в размере 4 724 рубля 58 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, сторона ответчика заявила ходатайство о применении срока исковой давности и просила учитывать период взыскания задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по август 2016 года. Рассматривая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему. Согласно положениям статей 196, 199 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года и применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться, в том числе, частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам). По смыслу приведенных правовых положений, в отношении взыскания периодических платежей, к которым относится плата за жилищно-коммунальные услуги, срок давности подлежит применению со дня наступления срока соответствующего платежа. В связи с тем, что периодические платежи носят длящийся характер, то для каждого платежа, в случае совершения обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, срок исковой давности исчисляется отдельно. В данном случае периодическая оплата ответчиком отдельных сумм за предоставленные коммунальные услуги сама по себе не может свидетельствовать о полном признании им долга за весь период образования задолженности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о применении срока исковой давности и взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за жилищно-коммунальные услуги за три года, предшествующих обращению истца в суд с настоящим иском. ТСЖ – 1 Фрунзенского района г. Саратова обратилось в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, требования о взыскании задолженности, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ (за пределами срока исковой давности) не могут быть удовлетворены. Проанализировав имеющиеся в материалах дела документальные доказательства, суд приходит к выводу, что в юридически значимый период (с февраля 2014 года по февраль 2017 года) ответчиком Кузьминой ФИО17. производилась оплата жилищно-коммунальных услуг по выставляемым истцом квитанциям в размере 46 280 рублей, что не оспаривается истцом. Согласно квитанциям, выставленных на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с февраля 2014 года по ноябрь 2016 года включительно, ответчику начислено к оплате за жилищно-коммунальные услуги 45 828 рублей 52 копейки. Таким образом, Кузьмина ФИО18 не имеет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с февраля 2014 года по ноябрь 2016 года включительно (46 280 рублей – 45 828 рублей 52 копейки = 451 рубль 48 копеек). Исходя из изложенных норм права и обстоятельств дела, а также удовлетворения ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, принимая во внимание наличие у ответчика обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с истца задолженности по оплате коммунальных услуг. В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Согласно расчету истца за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг ответчику была начислена пени за период с сентября 2013 года по декабрь 2015 года включительно в размере 4 724 рубля 58 копеек. В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет о необходимости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.

Наличие оснований для снижения и критерии соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. При этом, критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.

Суд, учитывая все существенные обстоятельства дела, период неисполнения обязательства, удовлетворение ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, а также компенсационную природу неустойки в виде пени, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании неустойки за период с марта 2014 года по декабрь 2015 года.

Размер подлежащей взысканию неустойки составляет 2 598 рублей 59 копеек (3 050 рублей 07 копеек – 451 рубль 48 копеек).

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относит, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами и другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Чудновой ФИО19. и ТСЖ – 1 Фрунзенского района г. Саратова был заключен договор об оказании юридических услуг. Согласно дополнительному соглашению к договору от ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по договору составляет 3 500 рублей. Согласно расходного кассового ордера № от ДД.ММ.ГГГГ указанная денежная сумма была выдана Чудновой ФИО20

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Учитывая объем оказанных представителем юридических услуг, конкретные обстоятельства дела и характер спорных правоотношений, реальные затраты времени на сбор документов и написание искового заявления, на представление в суде интересов истца, суд полагает, что критерию разумности и справедливости будет соответствовать взыскание с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 2 500 рублей, в остальной части данное требование удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика Кузьминой ФИО21. в пользу истца подлежат расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 400 рублей 60 копеек.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.

С учетом изложенного, суд считает возможным возвратить ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 110 рублей 36 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования Товарищества собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова к Кузьминой ФИО22 о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Кузьминой ФИО23 в пользу Товарищества собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 598 рублей 59 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 2 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Возвратить Товариществу собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 110 (две тысячи сто десять) рублей 36 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 02 мая 2017 года.

Судья                                     И.Н. Шустова