Дело № 2-4262/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Оренбург 08 сентября 2017 года
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Романова А.Е.,
при секретаре Тауашевой Ж.А.,
с участием помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Борисовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Игнатьевой Н.В. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действующий в интересах Игнатьевой Н.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Оренбургской области, указав, что с 1992 года Игнатьева Н.В. является работником здравоохранения, работает в ГБУЗ «Оренбургская РБ» в должности медсестры. За период с 01.05.2014 г. по 31.05.2017 года истцом было уплачено за отопление – 44855,56 рублей, за освещение – 17236,76 рублей. Выплачена компенсация в сумме 5735 рублей. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счет средств областного бюджета в пользу Игнатьевой Н.В. расходы по оплате жилья с отоплением и освещением в размере 56357,32 рублей.
Помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Борисова М.А., в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Оренбургская РБ» Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Ранее действовавшая редакция части 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение Основ признано утратившим силу.
Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122 от 22.08.2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Статьей 63 Основ, в новой редакции, определено, что меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч. 4, 6). При этом, при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 года № 5-П, а также в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 383-О-П, в которых указано, что, опираясь на ранее сформулированные им правовые позиции,Конституционный Суд РоссийскойФедерации пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Задать вопрос юристу бесплатно
по жилищным вопросамБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Из определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 149-О-П следует, что в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Трудовой книжкой подтверждено, что с 1992 года по настоящее время Игнатьева Н.В. является работником ГБУЗ «Оренбургская РБ», занимает должность медицинской сестры.
Справками администрации МО Нижнепавловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области подтверждено, что Игнатьева Н.В. зарегистрирована по месту жительства:<адрес> имеет состав семьи: <данные изъяты>
Из справки, выданной Управлением социальной защиты населения в Оренбургской области, следует, что члены семьиИгнатьевой Н.В., проживающие совместно с ней, мерами социальной поддержки не пользуются. Ежемесячные компенсационные выплаты им не выплачиваются.
Таким образом, установлено, что Игнатьева Н.В. проживает в сельской местности, является работником здравоохранения, соответственно пользуется льготой по оплате жилья с отоплением и освещением в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ в размере 100 %.
Материалами дела подтверждено, что за период с 01.11.2011 года по 31.07.2014 года, Пуликова Л.Ю. оплатила за освещение 17258,89 рублей, за отопление 61628, 13 рублей, всего 78887,02 рублей.
Справкой ГАУЗ «ЦРБ Оренбургского района» подтверждено, что компенсационные выплаты за коммунальные услуги выплачены Игнатьевой Н.В. за период с 01.05.2014 года по 31.05.2017 года ежемесячно по 155 рублей, всего 5580 рублей, то есть, недоплачено за заявленный период 56357,32 рублей.
Принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании в пользуИгнатьевой Н.В. компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде отопления и освещения в части, учитывая начало и окончание отопительного периода, пени за просрочку платежей.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что обязанность по предоставлению указанных льгот медицинским работникам государственных медицинских учреждений, работающих и проживающих в сельской местности возложена на субъекты Российской Федерации. Следовательно, обязанность по предоставлению компенсацииИгнатьевой Н.В. оплаты коммунальных услуг в виде отопления и освещения необходимо возложить на субъект Российской Федерации – Оренбургскую область в лице министерства здравоохранения Оренбургской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в интересах Игнатьевой Н.В. удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользуИгнатьевой Н.В. компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление и освещение) в размере 56357,32 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись А.Е. Романов
копия верна
Решение принято в окончательной форме 15 сентября 2017 года.