Дело № 2-1806/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2017 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Андрияновой Е.В.
при секретаре Рязановой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гужова И.В. к Публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гужов И.В. (далее – истец) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» (далее – ответчик, ПАО «Челябэнергосбыт») о признании действий по начислению и взиманию коммунальной платы за электроэнергию незаконными.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что право начисления и взимания платы за коммунальные услуги, которое производит ответчик с истца, возникает только на основании принятого решения общего собрания собственников дома о внесении платы за коммунальные услуги, которое не проводилось. Кроме того, апелляционным определением Советского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «Челябэнергосбыт» не вправе производить расчет и требовать напрямую от Гужова И.В., как от жильца многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей компанией, плату за коммунальные ресурсы.
Истец Гужов И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Челябэнергосбыт» Хайрутдинов Р.Р., действующий на основании доверенности (л.д. 43), в судебном заседании исковые требования не признал, считая их необоснованными. Суду пояснил, что в управляющую компанию неоднократно направлялись предложения о заключении договора, однако до настоящего времени договор не заключен в связи с наличием корпоративного спора в управляющей компании. Полагает доводы истца о запрете на выставление счетов за потребление коммунальной услуги со ссылкой на ст. 155 ЖК РФ несостоятельными, поскольку в указанную норму внесены изменения и данная норма не содержит такого запрета.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В судебном заседании установлено, что <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Гужову И.В., ФИО4, ФИО5 на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 28).
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Из квитанции-извещения усматривается, что расчет коммунальных платежей по начислению электроэнергии в <адрес> производит ПАО «Челябэнергосбыт» (л.д. 2).
ПАО «Челябэнергосбыт» создано в результате реорганизации ОАО «Челябэнерго» и является его приемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Челябэнерго» в соответствии с разделительным балансом ОАО «Челябэнерго», что следует из его Устава (п.1.1, 1.2) (л.д.74-78).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу п.п. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее по тексту – Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно протокола по итогам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, способ управления многоквартирным домом оставлен прежним - управление управляющей компанией ООО «Коммунальный сервис-1», утверждены условия договора на управление многоквартирным домом (л.д. 48-50).
Согласно п. 3.1.3 Договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация обязуется представлять интересы собственника по предмету договора, в том числе по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора, во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно-правовых форм и уровней (л.д. 51-57).
Из п. 4.1 Договора следует, что в состав платежей по договору, вносимых собственниками на основании счет-квитанции включаются: плата за содержание и текущий ремонт общего имущества дома, плата за коммунальные услуги (наличии соответствующих договоров между Управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями) освещая мест общего пользования и т.д.
Собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Задать вопрос юристу бесплатно
по жилищным вопросамБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Факта принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решений о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации – ПАО «Челябэнергосбыт» судом не установлено.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 года N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями») (далее по тексту – Постановление № 124) исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно п. 7 Постановления № 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Согласно положениям п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил).
Согласно п.п. «б» п. 17 Правил собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
На основании предписания Государственной жилищной инспекции Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Челябэнергосбыт» были направлены письма в адрес ООО «Коммунальный сервис-1» о предоставлении необходимых документов для заключения договора энергоснабжения (л.д. 70-71).
В ответ на указанное письмо руководством «Коммунальный сервис-9» сообщено об отказе предыдущего директора в передаче запрашиваемых документов, в связи, с чем подано исковое заявление в Арбитражный суд Челябинской области (л.д. 72, 58-65).
В силу с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, с учетом анализа вышеуказанных норм ООО «Коммунальный сервис-1» обязано заключить договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Однако при отсутствии заключенного договора на поставку коммунального ресурса между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, последняя не вправе отказаться от фактического энергоснабжения дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме.
Положениями ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ПАО «Челябэнергосбыт», выступая в качестве поставщика, своевременно и в полном объеме оказывало Гужову И.В. коммунальные услуги по электроснабжению.
Доказательств того, что ПАО «Челябэнергосбыт» выставляла управляющей компании счета на оплату поставленных коммунальных ресурсов материалы дела не содержат.
Суд считает, что изложенное свидетельствует о том, что ПАО «Челябэнергосбыт» вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов, в том числе истца Гужова И.В., оплаты потребленных коммунальных услуг посредством направления платежных документов от своего имени.
Доводы истца и ссылку на решение мирового судьи судебного участка № 7 Советского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, установившего запрет на начисления и взимания платы напрямую от жильцов, суд считает несостоятельной, поскольку законодательство, примененное мировым судьей при принятии решения, в настоящее время изменено.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что в судебном заседании не установлено нарушения прав истца действиями ответчика, поэтому не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Гужова И.В. к публичному акционерному обществу «Челябэнергосбыт» о признании действий на начислению и взиманию коммунальной платы за электроэнергию незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Е.В. Андриянова