Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилья № 02-2637/2016

Смотреть все судебные практики о Иски о выселении (с предоставлением другого жилья)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2016 года г. Москва

Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Романцовой Т.А., с участием прокурора Алексеевой Е.И., при секретаре Федоровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2637/2016 по иску Департамента городского имущества города Москвы к Улицкой *, Миленькой *, Улицкому *, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *, Локтионовой *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *, Молчанову * о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилья, и по встречному иску Улицкой *, Миленькой *, Улицкого *, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *, Локтионовой *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *, Молчанова * к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Департамент городского имущества города Москвы (далее – ДГИ г.Москвы) обратился в суд с иском к ответчикам Улицкой Т.А., Миленькой А.О., Улицкому А.О., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Александровской А.А., * г.р., Локтионовой И.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Локтионова Б.Н., * г.р. Молчанову И.В. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, обосновывая свои требования тем, что дом, в котором проживают ответчики, подлежит сносу согласно постановлению Правительства Москвы от 30.09.2015 г. № 630-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы» и Государственной программой «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП. Ответчики должны быть отселены с предоставлением благоустроенного жилья в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают на основании договора социального найма от 22.03.2010 № 5533-01-2009-1226800 в двухкомнатной квартире общей площадью 46 кв.м., жилой площадью 31,5 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, проезд Дежнева, д.26, корп.2, кв.65. С 1998 года ответчики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, учетное дело № 52-01-952580-1998-0134.0. Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ г. Москвы от 31.12.2015 № 25665 по договору социального найма предоставлена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 64,3 кв.м., общей площадью 60,4 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м. в доме-новостройке по адресу: г.Москва, * без снятия с жилищного учета. Ответчики отказываются от переселения в предоставленную квартиру, претендуя на предоставление квартиры большей площади.

Ответчики Улицкая Т.А., Миленькая А.О., Улицкий А.О., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Александровской А.А., * г.р., Локтионова И.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Локтионова Б.Н., * г.р. Молчанов И.В. предъявили встречный иск к ДГИ г.Москвы, в котором просят признать незаконным распоряжение ДГИ г.Москвы от 31.12. 2015 № 25665 и обязать ДГИ г.Москвы предоставить им в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в районе проживания общей площадью не менее 126 кв.м., как лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца по первоначальному иску в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал полностью, настаивал на их удовлетворении, в удовлетворении встречного иска просил отказать, поскольку ответчиками совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с чем, оснований для улучшения им жилищных условий при переселении не имеется.

Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Улицкая Т.А., Миленькая А.О., Улицкий А.О., представитель ответчиков в судебное заседание явились, предъявленный иск ДГИ г.Москвы о выселении с предоставлением благоустроенного жилья не признали, просили суд отказать в его удовлетворении. Поддержали встречный иск по основаниям, указанным в иске.

Представители третьих лиц УСЗН района Южное Медведково Отдел опеки, попечительства и патронажа района Южное Медведково, УФМС России по г.Москве в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Суд, выслушав участников, заключение прокурора, полагавшего иск ДГИ г.Москвы подлежащим удовлетворению, встречный иск не подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что Улицкая Т.А., Миленькая А.О., Улицкий А.О., Локтионова И.В., Молчанов И.В., несовершеннолетняя Александровская А.А., 2004 г.р., несовершеннолетний Локтионов Б.Н., 2015 г.р., зарегистрированы по месту жительства и проживают на основании договора социального найма от 22.03.2010 № * в двухкомнатной квартире общей площадью 46 кв.м, жилой площадью 31,5 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, *.

С 1998 года Улицкая Т.А. с семьей из 7-ми человек (она, дочь Миленькая А.О., сын Улицкий А.О., внучка Локтионова И.В., внук Молчанов И.В., внучка Александровская А.А., * г.р., правнук Локтионов Б.Н., * г.р.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, учетное дело № *

Дом, в котором проживают ответчики по адресу: г. Москва, *относится к первому периоду индустриального домостроения и подлежит отселению сносу согласно постановлению Правительства Москвы от 30.09.2015 г. № 630-ПП «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы» и Государственной программой «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП.

Распоряжением ДГИ г.Москвы от 31.12.2015 № 25665 Улицкой Т.А. на семью из 7-ми человек (она, дочь Миленькая А.О., сын Улицкий А.О., внучка Локтионова И.В., внук Молчанов И.В., внучка Александровская А.А., * г.р., правнук Локтионов Б.Н., * г.р.) по договору социального найма предоставлена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 64,3 кв.м, общей площадью 60,4 кв.м, жилой площадью 33,9 кв.м в доме-новостройке по адресу: г.Москва, * без снятия с жилищного учета.

Согласно справки ФГУ Центральной клинической больницы с поликлиникой УД Президента РФ от 27.04.2016 (Выписка из амбулаторной карты), Улицкая Т.А. больна бронхиальной астмой, энфиземой легких, пневмоторакс, рекомендовано проживание в малонаселенной квартире.

Согласно справки ГБУЗ г.Москвы Детской городской поликлиники №120 филиал № 1 от 29.04.2016 (Выписка из амбулаторной карты), несовершеннолетний Локтионов Б.Н. часто болеет респираторными заболеваниями, рекомендовано проживание в малонаселенной квартире.

Согласно справки ГБУЗ «ГП № 175 ДЗМ» филиал № 3 от 29.04.2016 Улицкий А.О. болен бронхиальной астмой (атопический статус).

Согласно справки ГБУЗ г.Москвы Детской городской поликлиники №120 филиал № 1 от 29.04.2016 (Выписка из амбулаторной карты), несовершеннолетняя Александровская А.А. часто болеет респираторными заболеваниями, рекомендовано проживание в малонаселенной квартире.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно ст. 13 ЖК РФ, регулирование жилищных правоотношений отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора подлежит применению Закон города Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21, гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.

Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона г. Москвы от 31.05.2006 № 21, переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность. (ч. 1)

Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы. Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 процентов и определяется в соответствии с правовыми актами города Москвы. (ч. 2)

Смотреть все судебные практики о Иски о выселении (с предоставлением другого жилья)

Гражданам, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. (ч. 3).

При этом часть 3 ст. 13 вышеуказанного Закона не распространяется на отношения, связанные с переселением собственников, членов их семей, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, подлежащем сносу в соответствии с утвержденными до 1 мая 2013 года в установленном порядке программами и адресными перечнями, при условии, что до 1 мая 2013 года в отношении указанных лиц не приняты правовые акты уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении им жилых помещений в связи с переселением ( Закона г. Москвы от 26.01.2011 N 4).

Поскольку дом 26 по проезду Дежнева относится к жилым домам серии К-7 – первого индустриального домостроения и подлежит сносу согласно Государственной программе «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 № 454-ПП, действие ч. 3 ст. 13 распространяется на правоотношения, возникшие при переселении ответчиков, и им должно быть предоставлено жилое помещение с учетом их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При улучшении жилищных условий гражданам, указанным в настоящей статьи и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность по основаниям и в порядке, установленными законом города Москвы. (ч. 4)

При отказе граждан, указанных в настоящей статьи и состоящих на жилищном учете, от улучшения жилищных условий им предоставляется жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, соответственно по договору социального найма, найма или безвозмездного пользования при наличии оснований, установленных законом города Москвы. Такие граждане продолжают состоять на жилищном учете до подхода очереди. (ч. 6).

Таким образом, по смыслу ст. 13 Закона г.Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» юридически значимым обстоятельством для улучшения жилищных условий гражданам, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, является волеизъявление таких граждан на улучшение их жилищных условий.

В обоснование иска ДГИ г.Москвы со ссылкой на п.7 ч. 2 ст. 10 Закона г.Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» указал, что ответчиком Улицкой Т.А. в 2013 году совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий семьи, а именно - отчуждение имевшейся в собственности отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 44,2 кв.м., жилой площадью 19,1 кв.м. по адресу: *. В связи с чем, жилищные условия ответчиков не могут быть улучшены при переселении и они подлежат переселению в равнозначное жилое помещение без снятия с жилищного учета.

Понятие намеренного ухудшения жилищных условий закреплено в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, высказанной в ряде его решений, намеренным ухудшением жилищных условий можно считать умышленные действия, в результате которых гражданин приобретает основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилья от государства. При этом на момент совершения действий (деяний) гражданин не должен состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий (Определение КС РФ от 19.04.2007 № 258-О, Определение КС РФ от 25.11.2010 № 1543-О-О, Определение КС РФ от 14.07.2011 № 945-О-О, Определение КС РФ от 17.07.2014 № 1661-О).

Материалами учетного дела достоверно подтверждено, что ответчик Улицкая Т.А. на момент продажи квартиры в 2013 году уже состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи с 1998 году, т.е. Улицкая Т.А. на 15 лет ранее факта отчуждения квартиры была признана уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы нуждающейся в улучшении жилищный условий, в связи с чем, в действиях ответчика Улицкой Т.А. отсутствует умышленное намерение ухудшить свои жилищные условия с целью привлечения государственной или муниципальной помощи, о чем пояснил Конституционный Суд РФ.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего регулирования во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которого добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В судебном заседании установлено, что так как семья ответчиков жила в крайне стесненных условиях в многонаселенной квартире, а Улицкая Т.А. страдала бронхиальной астмой и энфиземой легких, которые обострились, то в 2001 году она приобрела однокомнатную квартиру по адресу* по договору инвестирования строительства, заняв денежные средства по договору займа. Однако, выплатить денежные средства в срок не смогла. По требованию о возврате долга от 15.11.2012 Улицкая Т.А. была вынуждена продать квартиру в г.Мытищи и вернуть заемные денежные средства во избежание взыскания долга в судебном порядке. Таким образом, Улицкая Т.А. была вынуждена продать приобретенную квартиру 16.10.2013 для возврата долга по договору займа в добровольном порядке, в связи с чем, в действия ответчика Улицкой Т.А. не могут расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий проживания.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, исходя из установления действительности и имущественных, и жилищных прав как истца, так и ответчиков, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ДГИ г. Москвы исковых требований о выселении ответчиков из занимаемой квартиры в равнозначное жилое помещение, поскольку переселение граждан из домов, подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Законом г.Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», в которых отсутствует такое понятие как «намеренное ухудшение жилищных условий». Более того, суд обращает внимание, что по смыслу ст. 13 Закона г.Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» юридически значимым обстоятельством для улучшения жилищных условий гражданам, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, является исключительно волеизъявление таких граждан на улучшение их жилищных условий, совершение такими лицами действий, которые в соответствии со ст. 10 Закона г.Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» относятся к ухудшению жилищных условий, юридического значения не имеют и не являются основанием для переселения очередников в равнозначные занимаемым жилые помещения.

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению встречные исковые требования Улицкой Т.А., Миленькой А.О., Улицкого А.О., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Александровской А.А., * г.р., Локтионовой И.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Локтионова Б.Н., * г.р. Молчанова И.В. о признании незаконным распоряжения ДГИ г.Москвы от 31.12.2015 № 25665 и обязании ДГИ г.Москвы предоставить им в связи со сносом дома благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в районе проживания общей площадью не менее 126 кв.м., как лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Так, ответчики по первоначальному иску, истцы по встречному иску проживают в доме, относящемуся в первому периоду индустриального домостроения и подлежащему сносу, с 1998 года состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявили согласие на улучшение жилищных условий при переселении, доказательств отказа от улучшения жилищных условий сторонами в материалы дела не представлено, следовательно, предусмотренных ч. 6 ст. 13 Законом г.Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» оснований для предоставления им жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, у ДГИ г.Москвы не имелось и распоряжение ДГИ г. Москвы от 31.12.2915 № 25665 нельзя признать законным.

В соответствии с положениями ст. 20 Закона г.Москвы от 14.06.2006 № 29, жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по норме предоставления. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, Улицкой Т.А., Миленькой А.О., Улицкому А.О., Локтионовой И.В., Молчанову И.В., Александровской А.А., * г.р., Локтионову Б.Н., * г.р., при переселении из подлежащего сносу дома по адресу: г.Москва, * ДГИ г.Москвы как уполномоченным органом, осуществляющим переселение граждан в городе Москве, должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью жилого помещения не менее 126 кв.м. (7х18 кв.м) в районе проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы к Улицкой *, Миленькой *, Улицкому *, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *, Локтионовой *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *, Молчанову * о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - отказать.

Встречные исковые требования Улицкой *, Миленькой *, Улицкого *, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *, Локтионовой *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *, Молчанова * к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 31 декабря 2015 г. № 25665 «О предоставлении Улицкой Т.А. (на семью из 7-ми человек) жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома».

Обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Улицкой *, Миленькой *, Улицкому *, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней *, Локтионовой *, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего *, Молчанову *благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в районе проживания площадью жилого помещения не менее 126 кв.м.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Московский городской суд в течение месяца.

Судья Романцова Т.А.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по жилищным вопросам с 1 по 13 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.