РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2016 года город Москва Бабушкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Мясниковой Е.Н., с участием помощника прокурора Шиндяйкиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 2-183/16 по иску Департамента городского имущества
города Москвы (далее – ДГИ г. Москвы) к Лысенковой И.Г., Зуеву М.А., Лысенкову А.В., Ивановой В.В., действующей также в интересах несовершеннолетних ХХ. и ХХ., о выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец ДГИ г. Москвы обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что ответчики зарегистрированы по месту жительства в квартире общей площадью ХХ кв.м, жилой площадью ХХ кв.м, расположенной по адресу: г. ХХ. На жилищном учете ответчики не состоят. Дом ХХ по проезду ХХ в городе Москве подлежит сносу согласно Постановлениям Правительства Москвы № 606-ПП от 15.10.2014 года «Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2014-2017 г.г.» и Государственной программе «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 года № 454-ПП. Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ г. Москвы № ХХ от ХХ года предоставлена отдельная трехкомнатная квартира площадью жилого помещения ХХ кв.м, общей площадью ХХ кв.м, жилой площадью ХХ кв.м, расположенная по адресу: ХХ. Ответчики не дают согласие на переселение в предоставленную квартиру. На основании изложенного истец просит выселить ответчиков из квартиры, расположенной по адресу: ХХ, в квартиру, расположенную по адресу: ХХ, со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой на регистрационный учет по адресу: ХХ.
Представитель истца Кратюк Д.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчики Лысенкова И.Г., Лысенков А.В., Иванова В.В., действующая также в интересах несовершеннолетних ХХ. и ХХ., в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Зуев М.А., а также представители третьих лиц УФМС России по городу Москве, УСЗН района Северное Медведково в городе Москве в судебное заседание не явились, возражений не представили, суд считает возможным рассмотреть
дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего
иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в ответчики зарегистрированы в квартире общей площадью ХХ кв.м, жилой площадью ХХ кв.м, расположенную по адресу: ХХ. Дом ХХ по проезду Х в городе Москве снесен согласно Постановлениям Правительства Москвы № 606-ПП от 15.10.2014 года «Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2014-2017 г.г.» и Государственной программе «Жилище» на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 года № 454-ПП.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание, прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.
Из указанных правовых норм и разъяснений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти г. Москвы регулируются Законом г. Москвы № 21 от 31.05.2006 г. «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 3 указанного Закона гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона г. Москвы № 21 от 31.05.2006 г. (в ред. от 29.05.2013 г.) «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в г. Москве», переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
В силу ч. 2, 3 ст. 2 Закона г. Москвы "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 29.05.2013 № 28) часть 3 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21 не распространяется на отношения, связанные с переселением собственников, членов их семей, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, подлежащем сносу в соответствии с утвержденными до 1 мая 2013 года в установленном порядке программами и адресными перечнями, при условии, что до 1 мая 2013 года в отношении указанных лиц не приняты правовые акты уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении им жилых помещений в связи с переселением.
Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, при их согласии улучшаются жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Законом г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
Из материалов дела усматривается, что занимаемое ответчиками спорное жилое помещение расположено в пятиэтажном жилищном фонде и относится к первому периоду индустриального домостроения, подлежащему сносу в соответствии с утвержденными до 1 мая 2013 года в установленном порядке программами и адресными перечнями.
Как следует из представленных в материалах дела доказательств, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № ХХ от ХХ года предоставлена отдельная трехкомнатная квартира площадью жилого помещения ХХ кв.м, общей площадью ХХ кв.м, жилой площадью ХХ кв.м, расположенная по адресу: ХХ. Ответчики не дали своего согласия на переселение в предоставленную квартиру. При этом, предоставляя семье ответчиков указанное жилое помещение, ДГИ г. Москвы исходил из того, что ответчики на жилищном учете и на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ не состоят.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ХХ года было отменено решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от ХХ года и постановлено новое решение, которым признано незаконным и отменено распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО от ХХ года № ХХ о снятии с жилищного учета Ивановой В.В. с сыном Зуевым М.А. и дочерями ХХ., ХХ., а также № ХХ от ХХ года о снятии с жилищного учета Ануфриевой Л.В. и Лысенкова А.В.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы в СВАО восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Иванову В.В. с сыном Зуевым М.А. и дочерями ХХ., ХХ. – с 07.08.2000 года, Лысенкова А.В. – с ХХ года.
Распоряжением ДГИ г. Москвы № ХХ от ХХ года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы» и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ХХ года были отменены распоряжения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО от ХХ года № ХХ и № ХХ от ХХ года, а также ответчики Лысенков А.В., Иванова В.В. с сыном Зуевым М.А. и дочерями ХХ., ХХ. признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых гражданам по договору социального найма (безвозмездного пользования) и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, поскольку распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО от ХХ года № ХХ и № ХХ от ХХ года об отказе ответчикам в признании их нуждающимися в жилых помещениях были признаны судом незаконным, суд приходит к выводу, что на момент принятия распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в СВАО от ХХ года № ХХ и № У52-ХХ от ХХ года о предоставлении ответчикам жилого помещения взамен изымаемого ввиду сноса дома по адресу: ХХ ответчики являлись нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) и должны были быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, поскольку распоряжение ДГИ г. Москвы № ХХ о предоставлении ответчикам отдельной трехкомнатная квартира площадью жилого помещения ХХ кв.м, общей площадью ХХ кв.м, жилой площадью ХХ кв.м, расположенной по адресу: ХХ было принято ДГИ г. Москвы ХХ года, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям применимы положения частей 2 и 3 ст. 2 Закона г. Москвы «О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 29.05.2013 № 28), в соответствии с которыми ответчикам, освобождающим спорное жилое помещение в связи со сносом дома, при их согласии могли быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Однако указанное требование не было соблюдено истцом Департаментом городского имущества города Москвы при предоставлении ответчикам жилого помещения по адресу: ХХ, поскольку не было выяснено их мнение по поводу улучшения жилищных условий.
Таким образом, поскольку требования действующего законодательства при переселении ответчиков не были соблюдены в установленном законом порядке, с учетом изложенного, проверив и обобщив все собранные доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования незаконными и необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы к Лысенковой И.Г., Зуеву М.А., Лысенкову А.В., Ивановой В.В., действующей также в интересах несовершеннолетних ХХ. и ХХ., о выселении – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 31 октября 2016 года.
Судья О.В. Фомичева.