ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2017 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Астаниной Т.В.,
при секретаре Лапшиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Масальских Владимира Константиновича, Масальских Веры Владимировны к Фефелову Алексею Ивановичу, Фефеловой Ольге Анатольевне об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, обязании перенести перегородку ванной комнаты в первоначальное состояние, произвести гидроизоляцию ванной комнаты, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Масальских В.К. и Масальских В.В. обратились в суд с иском к ответчикам Фефеловым об устранении препятствий в пользовании принадлежащим истцам жилым помещением, обязании перенести перегородку ванной комнаты в квартире ответчиков в первоначальное состояние, произвести гидроизоляцию ванной комнаты, взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 60000 руб., просят возместить расходы по оплате государственной пошлины. Свои требования обосновывают тем, что являются сособственниками <адрес>. В <адрес>, расположенной этажом выше, произведена перепланировка, в результате которой часть ванной комнаты располагается над спальней квартиры истцов. Увеличение площади ванной комнаты и уменьшение площади жилой комнаты связано с переносом перегородки в сторону жилой комнаты. Произведенная перепланировка создает истцам неудобства в проживании в принадлежащей им квартире из-за неоднократных затоплений, шума от пользования ванной, препятствует надлежащим образом пользоваться им своей квартирой.
В судебном заседании истцы настаивали на заявленных требованиях по изложенным основаниям.
Ответчики и их представитель в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать за необоснованностью, при этом пояснили, что перепланировка была произведена прежним собственником, была им узаконена, ответчики приобрели данную квартиру в этом состоянии, оснований для возложения на ответчиков обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние не имеется, ответчики не препятствуют истцам в пользования их квартирой, затоплений не происходит.
Представители третьих лиц, третье лицо Ниценко К.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Масальских В.К. является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности квартиры <адрес>, 1/3 доли принадлежит Масальских В.В., что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 16.01.2006 года.
<адрес>, расположенная на 4-м этаже (этажом выше квартиры истцов), принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Фефеловым по 1/2 доли на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 10.12.2007 года и соглашения об определении долей от 20.06.2012 года.
В силу положений ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 4 и п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В частности, жилым помещением признается квартира как структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В соответствии с п. 1.7.1. указанных Правил и норм переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения являются самовольными в случае их проведения при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (без получения решения соответствующего органа о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Судом установлено, что изначально, согласно договору № на участие в долевом строительстве 3-х комнатной квартиры в жилом доме <адрес> была приобретена Ниценко К.А., который произвел в ней перепланировку и переустройство, в дальнейшем узаконив их. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании.
При этом истец Масальских В.К. пояснял, что он участвовал при рассмотрении дела по иску администрации Октябрьского района г.Барнаула к Ниценко К.А. о продаже с публичных торгов жилого помещения. Производство по делу было прекращено, поскольку произведенная перепланировка была узаконена.
Согласно техническому паспорту <адрес> общей площадью 64,80 кв.м, состоит из трех жилых комнат площадью 11,70 кв.м (поз.4), 13,00 кв.м (поз.6) и 16,10 кв.м (поз.7), кухни площадью 7,70 кв.м (поз.3), коридора (поз.1) площадью 9,60 кв.м, туалета (поз.2) площадью 1,00 кв.м., ванной комнаты (поз.5) площадью 4,80 кв.м, коридора (поз.8) площадью 0,90 кв.м. На данном техническом паспорте отсутствуют штампы, указывающие на самовольные переоборудование и перепланировку квартиры. Планировка данной квартиры соответствует кадастровому паспорту от 25.07.2011 года, что также следует из ответа прокуратуры Алтайского края. Кроме того, из определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 апреля 2007 года следует, что 5 августа 2005 года Ниценко К.А. представил согласование выполненных работ архитектором Октябрьского района г.Барнаула, на основании чего штампы о самовольной перепланировке в техническом паспорте были погашены.
Ответчиками указанная квартира была приобретена в собственность 10 декабря 2007 года. Таким образом, действия по переносу перегородки были осуществлены не Фефеловыми, а предыдущим собственником квартиры.
Предъявляя требования к ответчикам, истцы просили обязать ответчиков перенести перегородку ванной комнаты в первоначальное состояние, исключив ее нахождение над их спальней, поскольку происходят протекания, имеется сырость и шум.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, в подтверждение своих доводов и обозначенных обстоятельств, истцы в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представили, соответствующих ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы для установления наличия повреждений, причин образования, способов устранения истцы не заявили.
В подтверждение своих доводов истцы сослались на акт проверки прокуратуры Октябрьского района г.Барнаула от 16 июня 2017 года и акт от 25.01.2016 года, как на доказательства, подтверждающие нарушение ответчиками их прав.
Вместе с тем, из акта проверки прокуратуры Октябрьского района г.Барнаула от 16.06.2017 года следует лишь то, что был осуществлен выход по месту жительства по адресу <адрес> и зафиксированы повреждения: в комнате в спальне на потолке на стыках плит видны желтые сухие потеки, в коридоре граничащим с комнатой и ванной комнате в правом углу имеются желтые сухие потеки. Причину и время появления желтых сухих потеков на потолке в квартире установить не представилось возможным. В связи с тем, что доступ в квартиру <адрес> не осуществлен, не представилось возможным определить, где размещена ванная, и в результате чего произошли следы протекания, что также отражено в данном акте.
Из акта от 25.01.2016 года усматривается, что на момент обследования установлены следующие повреждения жилого помещения (квартиры) <адрес>: ванна обложена кафельной плиткой, на потолке кафель. В правом углу намокание плитки, намокание швов в коридоре на потолке видны следы намокания (желтизна). В квартире <адрес> сухо, установлен водяной нагрев пола от горячей воды. Счетчики не установлены. Владелец квартиры <адрес> Фефелов Алексей Иванович. В квартире <адрес> набрали ванну воды, в квартире <адрес> свежих потеков не было. Слили воду в квартире <адрес>, через час в квартире № <адрес> - затопило. Причина: канализация или отопление водой пола. Устранение будет по приезду супруга 26.01.2016 г. Кроме того, в данном акте отражено, что 27.01.2016 года при проверке хозяин квартиры <адрес> заверил, что устранил причину по водяному отоплению. С квартирой <адрес> все претензии улажены по затоплению. В квартире <адрес> претензий не было по вопросам утечки воды.
Доказательств того, что ответчиками была нарушена целостность перегородки, восстановления которой требуют истцы, в материалах дела не имеется, как не представлено доказательств, свидетельствующих о превышении уровня шума (несоответствия уровня шума установленным нормам) в квартире <адрес> из-за увеличения площади ванной комнаты и из-за находящейся в ней стиральной машиной.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчиков обязанности перенести перегородку ванной комнаты в первоначальное состояние, произвести гидроизоляцию ванной комнаты не имеется, равно как и для обязывания ответчиков устранить препятствия в пользовании принадлежащим истцам жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также и действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
При указанных обстоятельствах существующее положение никоим образом не нарушает права истцов, доказательства наличия каких-либо препятствий со стороны ответчиков в пользовании истцам квартирой № 37 отсутствуют.
Между тем, согласно ст.ст. 3, 11 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Поскольку способ защиты права, предусмотренный ст. ст. 12 и 304 ГК РФ, избранный истцами, соответствующими доказательствами не подтвержден, не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконном использовании ответчиками спорного имущества в настоящее время, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от требований относительно приведения помещения в первоначальное состояние и в связи с отсутствием оснований для удовлетворения основного требования, также не может быть удовлетворено судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Масальских Владимира Константиновича, Масальских Веры Владимировны к Фефелову Алексею Ивановичу, Фефеловой Ольге Анатольевне об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, обязании перенести перегородку ванной комнаты в первоначальное состояние, произвести гидроизоляцию ванной комнаты, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.В. Астанина