8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об установлении факта принадлежности к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фо

Цены на услуги адвоката по жилищным вопросам

Дело № 2-7541/2017

14 сентября 2017 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Тороповой С.А.,

при секретаре Гришиной А.А.,

с участием истца Даулеткереевой А.А., представителя ответчика Миньковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даулеткереевой Айгуль Амантаевны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо: министерство финансов Саратовской области об установлении факта принадлежности к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании поставить на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области,

УСТАНОВИЛ:

Даулеткереева А.А. обратилась в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее министерство ЖКХ), обосновывая доводы своих исковых требований тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> <данные изъяты>. При этом ей неизвестно в какой семье она проживала до ноября 1985 года. 27.11.1985 г. по путевке № № Саратовского областного отдела народного образования она была направлена в Пугачевскую школу-интернат, где находилась на полном государственном обеспечении до 12.06.1993 года. Как указывает истец, поскольку она не имеет своего жилья, то она 29.05.2017 года обратилась в министерство ЖКХ с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. Однако, в этом истцу было отказано по тем основаниям, что ею не были представлены документы, подтверждающие факт отсутствия одного или обоих родителей, а также не представлено доказательств в подтверждении, что она ранее имела статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не согласна с отказом ответчика, в связи с чем обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила установить факт принадлежности Даулеткереевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Саратовской области.

В судебном заседании истец Даулеткереева А.А. поддержала свои исковые требования и просила иск удовлетворить по основаниям изложенным выше.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Минькова С.А., действующая на основании доверенности от 01.09.2017г., иск не признала и просила в удовлетворении требований истцу отказать, поясняя, что не имеется законных и достаточных оснований для постановки Даулеткереевой А.А. на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" жилые помещения по договору специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях по основаниям, установленным в соответствии с федеральным законодательством соответствующим законом области, признается невозможным; лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, - в случае, если их право на обеспечение жилыми помещениями не было реализовано.

Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" в ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со ст. 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.

Согласно положениям п. п. 1, 6, 7, 10 ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет. Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

По результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии указанных лиц на специализированный жилищный учет или об отказе в принятии их на специализированный жилищный учет. Решение принимается не позднее 30 дней со дня подачи документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если: статус обратившегося не соответствует требованиям статьи 3 настоящего Закона и части 1 настоящей статьи; не выявлены обстоятельства, установленные статьей 4 настоящего Закона (в случаях, когда применяются положения данной статьи); не представлены документы, указанные в части 3 настоящей статьи; в представленных документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и служащие основанием для принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специализированный жилищный учет.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (приложение 7). В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилых помещений в порядке, определенном статьей 6 настоящего Закона, является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 123-ЗСО жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

В судебном заседание установлено, что 29 мая 2017 года истцом Даулеткереевой А.А. было подано заявление о постановке её на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.

По результатам рассмотрения заявления министерством ЖКХ было отказано Даулеткереевой А.А. в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения в соответствии с п. 3 части 7 стать 5 Закона, так как было выявлено, что истец предоставила не полный пакет документов, а именно не были представлены следующие документы:

- заявление лица, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 3);

- заявление лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о желаемом месте предоставления жилого помещения в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) либо в границах административных центров муниципальных районов (приложение 4) либо согласие вышеуказанных лиц об определении места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного государственного органа области в сфере жилищных отношений в соответствии с пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 7 настоящего Закона (приложение 5);

- копия паспорта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- копии документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей; документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет (л.д. 19-22).

Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что отказ министерства ЖКХ Саратовской области является обоснованным, так как истец Даулеткереева А.А. не предоставила полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством, с целью разрешения вопроса о постановке её на специализированный жилищный учет.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истцом предъявлены к ответчику преждевременно, бездоказательно и необоснованно, а потому не подлежат удовлетворению.

Также суд считает необходимым разъяснить истцу, что он не лишен возможности повторного обращения к ответчику о рассмотрением вопроса постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.

Кроме того, истцом Даулеткереевой А.А. не представлено суду и в материалы дела ни одного допустимого и достоверного доказательства в подтверждении своих требований об установлении факта оставшейся без попечения родителей до своего совершеннолетия.

Руководствуясь ст.ст.56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Даулеткереевой Айгуль Амантаевне – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2017 года.

Судья подпись Торопова С.А.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн